«У вас многие хотели бы купить телеправа на НБА, но не по той цене, которую мы хотим»
В бизнес-школе RMA прошла встреча студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» с вице-президентом НБА в России Дэвидом Уоттсом. Он рассказал о планах, которые самая могущественная баскетбольная лига мира связывает с самой большой в мире страной.
- Ваша должность – вице-президент НБА в России, из чего следует, что ваша задача – продвижение, популяризация ассоциации в нашей стране. Но у нас и собственный баскетбол не слишком популярен.
– Думаю, это преувеличение. Мы проводили опросы, исследования, и вот что выяснили: в России до 13% населения за последний год хотя бы раз играли в баскетбол. У вас интерес к игре так или иначе проявляют около 30 миллионов человек. Если более детально говорить, то 3-4 миллиона – это настоящие баскетбольные болельщики, еще где-то миллионов 10 следят за событиями в мире баскетбола от случая к случаю, ну и остальные – это люди, которых можно привлечь, заинтересовать, прибегнув к использованию разного рода маркетинговых инструментов.
У вас баскетбольная аудитория довольно молода – 50 процентов интересующихся это люди от 16 до 34 лет, и это хорошо. Ну и если говорить конкретно об НБА, то мы знаем, что 90% граждан России знакомы с ассоциацией, или, по крайней мере, осведомлены о ее существовании, и это тоже настраивает нас на оптимистический лад.
- Вы ведете переговоры с российскими каналами? Знаете тех, кто хотел бы купить у вас права, кто заинтересован в том, чтобы вас показывать?
– В том, чтобы нас показывать, я думаю, заинтересованы более-менее все. И многие, наверное, хотели бы купить права. Но, увы, вовсе не по той цене, которую НБА за них хочет получить. Вот в этом главная сложность.
- Может быть, имело бы смысл предоставить кому-то права бесплатно? На короткое время, в качестве промо-акции. Возможно, это поспособствовало бы тому, чтобы в дальнейшем был заключен и полноценный контракт.
– Может быть, вы и правы. Но есть один момент, который такому развитию событий препятствует. Допустим, мы все так и сделаем. Но как мы тогда оправдаемся перед, условно говоря, поляками. Они ведь всегда смогут поинтересоваться: почему мы за ваши трансляции платим, а русские нет? И нам им по большому счету ответить будет нечего.
- Вы можете рассказать об общем объеме трансляций матчей НБА и о том, сколько Ассоциация зарабатывает на продаже медиа-прав?
– Если говорить только о телевидении, то наши игры сейчас транслируются на 215 стран и территорий и освещаются на 47 языках, в прошлом сезоне в мире были вживую показаны 1230 наших матчей, проведено в общей сложности больше 180 тысяч часов трансляций.
Отдельно можно сказать об онлайн-вещании: просмотр матчей НБА в интернете, в том числе с использованием технологии ОТТ, в том числе на мобильных устройствах, в настоящий момент доступен более, чем в 200 странах мира.
Что касается доходов от продажи именно медиа-прав, то конкретную цифру я сейчас назвать затрудняюсь. Могу сказать, что совокупный доход всех входящих в НБА клубов сейчас составляет около 5,5 миллиарда долларов за сезон. Эта цифра отражает и самостоятельные заработки команд, и поровну перераспределяемые между ними деньги, поступающие из Ассоциации. И, конечно, доля средств, вырученных НБА от продажи медиа-прав в общей структуре доходов очень и очень существенна.
- Вы сказали, что доходы Ассоциации распределяются поровну между всеми входящими в нее командами. То есть доходы конкретной команды, получаемые ею, скажем, от реализации тех же медиа-прав, никак не зависят от ее спортивных результатов?
– Никак. В Ассоциацию на данный момент входят 30 команд, и какое бы место любая из них не занимала, ее доля будет равна 1/30 от общей суммы коллективного телевизионного контракта, заключенного НБА.
Это – составная часть нашей философии, которая заключается в том, что в чемпионате Ассоциации должны выступать примерно равные по силам, по возможностям клубы, только тогда он будет конкурентоспособен, только тогда его игры будут вызывать настоящий зрительский интерес.
Конечно, и в НБА есть клубы более бедные и более богатые, но мы стараемся максимально нивелировать эту разницу – например, вы знаете, наверное, что команды, которые превышают установленный потолок зарплат, обязаны платить налог на роскошь, который затем делится между теми клубами, что за установленные рамки не вышли.
Примерно также действует и схема перераспределения денег, зарабатываемых Ассоциацией на мерчандайзинге, так что когда вы покупаете в официальном магазине игровую майку Леброна Джеймса, то деньги, вами за нее заплаченные, достаются отнюдь не только «Майами Хит», часть их уходит и другим клубам.
Вообще, на данный момент доходы любого клуба примерно на сорок процентов состоят из собственных заработков и на 60 – из того, что приходит по линии НБА. Ассоциации принадлежат телевизионные права на национальном и глобальном уровне, на другой медиа-контент, в том числе и цифровой, у Ассоциации есть свои национальные и глобальные спонсоры и рекламодатели, Ассоциация, наконец, получает доход от продажи официальной атрибутики и роялти от компаний, которые выпускают лицензионные товары с символикой НБА.
Что касается клубов, то им основной заработок приносит продажа абонементов и билетов, контракты с локальными медиа и спонсорами, а также доходы от эксплуатации собственных арен, включая сюда реализацию еды и напитков во время игр.
- Основные деньги НБА зарабатывает в Штатах, по крайне мере пока. А располагаете ли вы статистикой, свидетельствующей о размере доходов, поступающих из других стран?
– Да, разумеется. Такие доходы у нас есть и если говорить опять-таки об их структуре, то они складываются из таких основных компонентов, как медиа-права, как различного рода спонсорские и маркетинговые соглашения, организация всевозможных ивентов, в том числе выставочных и регулярных матчей, и, наконец, мерчандайзинга, то есть торговли атрибутикой клубов, являющихся членами Ассоциации.
Я не назову вам абсолютных цифр, но назову процентные показатели. Итак, 39% зарубежных доходов НБА обеспечивает Китай. Именно Китай, не Азия в целом. Потому, что Азия в целом, за исключением Китая, дает еще 13%. Далее, Европа, включая сюда и Россию – это 28%. Потом – Латинская Америка (9%), Канада (7%), Ближний Восток и Африка – примерно по 2%
Собственно, понять, какой рынок для нас наиболее значим, вы легко можете, ознакомившись с географией расположения зарубежных офисов НБА, у нас их на данный момент 14 и из этих четырнадцати шесть расположены в Азиатском регионе – в Пекине, Шанхае, Гонконге, Тайбэе, Сеуле и Мумбаи.
Если говорить о сотрудниках, то в США в штате НБА официально числится тысяча человек, в других странах на нас работают еще 350.
- Возвращаясь к разговору о России. Насколько активно вы намерены продвигать НБА в соцсетях?
– Разумеется, мы будем вести эту работу, мы прекрасно понимаем значимость этих ресурсов. Тем более, что опыт такой работы у нас есть, и это опыт очень позитивный. Я опять же могу привести вам статистику нашего присутствия в различных социальных сетях и на других интернет-ресурсах.
Скажем, наш аккаунт в Facebook на данный момент собрал 17,5 миллионов лайков, у нашего официального «твиттера» 7,3 миллиона подписчиков, а на YouTube у роликов НБА – более 1,7 миллиарда просмотров. Это очень впечатляющие результаты, и они во многом облегчают нам поиск новых партнеров: такая статистика, поверьте мне, очень серьезный козырь в переговорах с потенциальными спонсорами.
- Вы можете озвучить план конкретных действий NBA в России?
– У нас большие планы, и кое что из них уже выполняется – скажем, с проектом «Баскетбол без границ» Россия уже знакома. Кроме того, мы хотим проводить здесь турниры молодежных команд, мастер-классы с участием наших звезд, тренеров. Мы очень хотели бы сыграть в России один из выставочных матчей. Правда, не сейчас – может быть, в следующем году.
- Почему так не скоро, и почему только выставочный, а не регулярный?
– Все дело в инфраструктуре. НБА предъявляет очень жесткие регламентные требования к аренам, на которых могут проходит матчи регулярного чемпионата. В России стадионов, соответствующих этим требованиям, просто нет, да и не только в России, их во всей Европе – только три, самый лучший – лондонская O2 Arena. «Мегаспорт» в Москве в принципе годится для проведения выставочных матчей, но ведь и он сейчас закрыт. Так что, дело откладывается.
Зато есть продвижение на другом участке. Я могу вам сказать, что мы достигли договоренности с «СИБУРом» – вместе мы в ближайшее время проведем реконструкцию десяти баскетбольных залов в разных регионах России, где у «СИБУРа» есть предприятия.
Мы, конечно, не заново эти залы построим, но все-таки после того, как мы их приведем в порядок, это будут места вполне комфортные, обеспеченные всем необходимым для тренировок и игр команд детско-юношеских спортшкол. Первый такой зал откроется в Перми уже скоро, в начале августа.
- Как на ваш взгляд, нынешняя политическая ситуация, ухудшение отношений между Россией и США, не воспрепятствуют планам НБА в нашей стране?
– Я пока этого не замечаю. И, честно говоря, думаю, что бывали между нашими государствами отношения и похуже, и то как-то обходилось. Хочется, знаете, все-таки верить в то, что спорт вне политики. Очень хочется.
Вы забыли упомянуть, что за 1400 в месяц, а не просто за 1400.
И кстати почему бесплатно? Почему нельзя продать трансляции на льготных условиях в первый год, а потом смотреть на рейтинги и думать уже дальше стоит продлевать или повышать цены? Все таки лучше же чем ничего.
Просто все начали спорить на тему лигпасс vs телек, когда на самом деле большинство народа просто качает игры с инета ;)
Как например посмотреть матчи там где нет интернета?