6 мин.

Мы к вам приедем. Как англичане снимали видео про «Спартак»

Вместе с групповым этапом Лиги чемпионов в этом сезоне стартовал проект The Eurofan – серия сюжетов о том, как английский радиоведущий Том Дикон становится болельщиком команды из того города, куда он приезжает на футбол. В первых четырех турах Том и парни из компании Copa90 побывали в Малаге, Клуже, Стамбуле и Париже; ближе к началу зимы им взбрело в голову отправиться на матч «Спартак» – «Барселона». Меня они взяли переводчиком – правда, быстро поняли, что по-английски в Москве говорят почти все. В общем, было время на дневник.

10.00. Приезжаю в гостиницу. Том жарит яичницу с беконом и пытается накормить ей уборщицу. Режиссер Люк, человек с густой бородой и в кепке, курит одну сигарету за другой – просто потому, что в Москве пока еще можно курить почти везде. Продюсер Нил рассказывает, что вчера ночью они встретили девушку, которая шла по улице, постепенно избавляясь от одежды: перчатки, пальто, кофта... «Я все понимаю, она была пьяна, но не в понедельник же вечером?!» – удивляется Нил. К вечеру вторника у него уже не будет таких вопросов.

10.25. Появляется взятый напрокат микроавтобус. Нил радостно запрыгивает в него и объявляет, что не хочет спускаться в метро, потому что боится «тяжелых дверей». Едем на Красную площадь на машине.

10.50. Оператор по имени Уилл где-то вычитал про знаменитый матч братьев Старостиных на Красной площади и хочет это повторить. Его не смущает полиция и строительство катка Bosco, так что я начинаю готовиться к худшему. Внезапно он понимает, что привезенный с собой винтажный кожаный мяч может укатиться по Васильевскому спуску в реку, и успокаивается.

11.30. После того, как Том исполняет гангнам-стайл у Лобного места, к нам подъезжает машина с мигалкой. Оттуда выходит спокойный человек в штатском и советует исчезнуть. Открывающие кадры в итоге приходится снимать чуть ли ни из подъезда ГУМа.

12.15. Встречаем Никиту Коротеева. Едем на Тушинскую. У строящегося стадиона гуляют болельщики – очевидно, с паломническими целями. У них так светятся глаза, что я даже начинаю завидовать.

12.40. У стадиона – около 20 образцов кресел. Том, который большую часть времени работает стендап-комедиантом, разыгрывает на креслах какую-то сцену, заставляя смеяться даже суровых строителей в касках. Затем, правда, он начинает изображать самих строителей, разговаривая по-английски с чудовищным акцентом. Хорошо, что никто этого не понимает.

13.00. Экскурсию по стадиону проводит Александр Шишло, главный инженер строительства, а также болельщик БАТЭ. Этот факт приводит англичан в дикий восторг, они начинают спрашивать, за кого он будет болеть, когда «Спартак» и БАТЭ будут играть в финале Лиги чемпионов (желательно именно в Тушине). Инженер дипломатично отвечает, что будет работать.

13.50. Перед выходом со стадиона Том бегает с мячом по стройке и кричит: «Я забил первый гол на стадионе «Спартак»! С третьего яруса трибун на него довольно одобрительно смотрят рабочие – видимо, верят.

14.30. Стоим в чудовищной пробке в сторону Лужников. Еще один Том, очень серьезный оператор и монтажер, начинает рассчитывать коэффициент для вычисления времени передвижения по московским дорогам. Он уверен, что за это можно легко получить Нобелевскую премию. Никита тем временем учит Тома-ведущего петь «Боже, «Спартак» храни». Вроде получается.

15.15. По дороге к стадиону в камеру заглядывает добродушный дед и говорит Тому-оператору: «Русский надо знать, русский надо учить»! С ним никто не спорит.

15.30. Первое по-настоящему негативное впечатление (пробки не в счет). К «Лужникам» подъезжают грузовики – один, другой, двадцатый, а из-под брезента выпрыгивает целая армия солдат. Уилл шепчет мне: «Я читал в новостях, что в России нет войны». Он не шутит. Какие тут шутки, когда мимо шагает колонна длиной от трибуны А до трибуны С.

16.10. Один из лидеров «Фратрии» проводит нас внутрь арены, чтобы посмотреть на подготовку перформанса. Болельщики мирно и увлеченно раскладывают разноцветные флажки по рядам, но атмосфера все равно довольно напряженная – полицейским не нравятся наши камеры, делегату УЕФА не нравится английский язык (он почему-то предпочитает обращаться к парням на испанском), а охране «Лужников» не нравится вообще ничего. Хорошо, что человека из «Фратрии» это не смущает и он легко отбивает все атаки на съемочную группу.

17.05. Выезжаем в спартаковский бар «SMall Pub». Нилу как-то удается преодолеть челюсти дверей метро, зато теперь он зависает при виде людей, пускающих монетки вниз по эскалатору. «Как они потом поймут, где чья?», – спрашивает он. Я только закатываю глаза.

18.00. В «Смолл пабе» тревожное ощущение моментально исчезает. Тому наливают водки и дают соленых огурцов, я знакомлюсь с фан-клубом «Спартака» из Казахстана, который возглавляет человек с идеальным, прямо-таки оксфордским английским. Все пьют и поют, а один из болельщиков узнает Тома по предыдущим передачам, просит с ним сфотографироваться и говорит, что «Спартак» выиграет 3:1.

19.35. По дороге на матч таких оптимистичных прогнозов будет немало. Кто-то кричит 5:0, кто-то скромно предлагает ничью, но никто не ждет победы «Барселоны». В толпе вообще попадается масса забавных персонажей (см. видео) – один из них, например, решает показать прямо в камеру, как можно сломать Тому шею. Хорошо, что в шутку.

20.40. После третьего гола на трибуне В кто-то зажигает файер. Том достает камеру и ему тут же кто-то кричит: «Не снимайте, вы куда пришли!» После матча Том не может понять, почему виноват он, а не тот, кто жег.

22.00. Месси забил два, «Спартак» проиграл, но мы уже знаем, как поднять себе настроение. По дороге на Сухаревскую парни встречают последнюю на их пути дикость в метро – ровные ряды опилок на полу – и смотрят отснятый материал прямо в вагоне. За три дня до монтажа они уверены, что это лучшая серия их проекта. 

Чтобы включить русские субтитры, нажмите вторую кнопку слева в правом нижнем углу.