3 мин.

Не жди до одиннадцати

Фото: Fotobank/Getty Images/Alex Grimm

Пресс-центр на крупных футбольных турнирах немного напоминает зоопарк. Нет, ну правда – вот португальский баскетбольный комментатор, который во время Евро-2012 почему-то работает на австралийском телевидении, вот репортер The Times, который снимает на камеру шотландца, итальянца и русского, вот журналистка, которая всерьез рассчитывает взять интервью у Романа Абрамовича в перерыве матча Польша – Россия. Всего за три дня, проведенные в Гданьске и Варшаве, я встретил немало примечательных персонажей, но больше всего мне запомнился итальянец, последними словами ругавший организацию турнира, но ежеминутно прерывающийся ради того, чтобы поднять руки к небу и произнести: «Мадонна, спасибо тебе за то, что я видел этот матч!»

«Этот матч» – это Испания – Италия. Смотреть его на стадионе было невыразимо волшебно. Пожалуй, ни в одной другой игре группового этапа не было так важно видеть все поле целиком, где самые умные футболисты мира сплетались в лазурно-красный клубок, а затем расцеплялись, чтобы дать отдохнуть от прекрасного – нет, не себе, а зрителям. Этот матч был так хорош, что я бы легко согласился на его покадровое воспроизведение в финале Евро-2012. С одной оговоркой: победитель должен определиться в основное или дополнительное время. Просто я очень не люблю послематчевые пенальти.

Скажу сразу – у меня нет другого рацпредложения для определения победителя, да и я вообще не ставлю под сомнение сам институт серии пенальти. Это гарантированно зрелищная часть матча на выбывание, более того – ключевая: игра-то без нее не закончится. Промах Баджо, сэйвы Гойкоэчеа, сброшенные перчатки Рикарду запоминаются лучше, чем некоторые голы с игры, и уж тем более чем унылая нулевая ничья перед 11-метровыми. Но лично для меня проблема заключается в том, что неизбежная драма серии пенальти почти всегда затмевает драму самого матча – часто куда более интересную и глубокую.

На этом турнире так произошло с матчем Англия – Италия. Мало того, что был божественно хорош Андреа Пирло (убежден, что ту игру он провел лучше, чем полуфинал с Германией), но и английская сборная, заметно уступая в движении и организации игры, защищалась на пределе человеческих возможностей. В обороне у Англии словно играл один коллективный Джон Терри, привыкший блокировать удары соперников головой в падении, а в воротах впервые за долгие годы стоял вратарь, на прыжки и выходы которого можно было смотреть, не закрывая лицо руками. Да, в той серии пенальти случился идеальный удар Пирло, решивший ее исход, но все эти паненки, перекладины и промахи не позволили по-настоящему прочувствовать красоту и напряжение предыдущих двух часов.

Примерно то же произошло и в игре Испания – Португалия: мне было невероятно интересно слушать щелканье португальских ножниц, режущих сетку испанских передач. Но потом Паулу Бенту исчеркал листок со списком пенальтистов, Нани побежал ловить Бруну Алвеша, Фабрегас показал убедительную пятерню Висенте Дель Боске, и эмоциональный пик матча опять сместился на серию ударов с жирной белой кляксы в центре штрафной. Любители лыжных гонок часто предъявляют похожую претензию биатлону: мол, у нас имеет значение каждый метр дистанции, а у вас – только пять выстрелов на каждом огневом рубеже.

Короче, Испания и Италия. Вы уже провели лучший матч турнира, показали свое индивидуальное мастерство и тактическое совершенство, вышли в финал... Просто решите теперь, кто сильнее. За 120 минут.