8 мин.

Арно Пайперс: «Все, что мы делаем – не секрет»

- Вы уже семь месяцев в России, из них четыре в молодежном футболе с головой. Расскажите о своих впечатлениях.

– Я приятно удивлен вниманию, которое питерский клуб уделяет развитию молодежного футбола, и тем, как тренеры следят за развитием своих игроков, по сути, относятся к ним как к своим детям, заботясь о каждой их проблеме. Но в то же время, это является отчасти небольшой проблемой, так как развитие, с моей точки зрения и точки зрения многх других людей это, в первую очередь, работа над личностью. Каждый год у нас должно быть два-три игрока, которым необходимо уделять особое внимание.

- Вы широко анонсировали реорганизацию детско-юношеского футбола в Петербурге. Что сделано в этом направлении?

– Работа велась, в первую очередь, с тренерами. Целью было объяснить, чего мы от них хотим добиться, и убедить в необходимости новой структуры, нового подхода. Например, я не раз говорил о том, что сейчас тренеры работают с командой очень долго. С моей точки зрения, нам нужны специалисты по каждому возрастному уровню.

- Это одно из главных отличий тренерского подхода в Петербурге и вообще в России, когда один специалист ведет детей от семи до семнадцат лет. Я знаю,что вы встречались с тренерами в той же «Смене» и пытались объяснить им, что это не правильно.

– Скажем так, пришлось «подраться» за эти идеи, но я считаю, что «бой» был действительно честным. Я считаю, что во время общения с тренерами разговор должен проходить в режиме открытой дисскусии. Мы должны убедить друг друга в необходимости что-то изменть. Есть как уникальные вещи, так и тенденции, которые стоит остановить. Я считаю, что на сегодняшний день почти все удалось реализовать. У нас открытый коллектив тренеров, мы свободно общаемся, имеются наработки и действующие проекты.

(Звонок болельщика) – На какое место вы бы поставили юношеский футбол в России, в частности, в Петербурге по сравнению с Европой?

– И здесь, и в мире футбольных талантов очень много. Другое дело, что нам необходимо сделать несколько очень важных шагов вперед. Например, думать, в первую очередь, о благе конкретных игроков, индивидуальностей, а не о благе команды. Сейчас же ситуация такова: если команда выиграла какой-нибудь турнир, то считается, что тренер великолепен, и все идет замечательно. Я считаю, что такой подход необходимо изменить. Если по ходу развития молодых футболистов мы сможем сделать команду чемпионом — хорошо, если нет, то просто можем согласиться с тем, что развиваем и взращиваем таланты.

- Почему, несмотря на успешные выступления молодежной команды, так мало игроков этой возрастной категории попадает в заявку основы?

– Такая проблема действительно существует. Я удивлен, что в Санкт-Петербурге есть такие клубы, из которых мы берем игроков в возрасте 16-17 лет. Я считаю, что необходимо вводить их в нашу молодежную систему гораздо раньше. Таким образом, большее количество игроков получит возможность добраться до самого высокого уровня. К тому же, я отношусь с большим вниманием к игрокам дубля. Они хорошо себя проявляют как в отношении реализации поставленных целей, так и позиций на поле.

- Каково ваше мнение об игре Игнатовича, Соснина и Матяша?

– Я не люблю переходить на личности — это дело их тренеров. У нас есть несколько молодых нападающих с серьезным потенциалом. При хорошей работе, после прохождения всех ступеней подготовки, у ребят есть реальные шансы дойти до уровня главной команды. В каждой возрастной категории есть такие игроки.

- Можете ли вы охарактеризовать работу Анатолия Давыдова в качестве тренера молодежной команды?

– Игры дубля всегда привлекают особое внимание. Дик Адвокат и я традиционно посещаем эти матчи, так как выступления команды соответствуют высокому стандарту. Анатолий Давыдов проявляет себя с лучшей стороны: он понимает все принципы развития и воплощает в жизнь многие задачи. «Зенит» борется за золотые медали чемпионата, ставит перед собой очень высокие цели, и игрокам молодежки, к слову, тоже бьющейся за золото, сложно попасть в основу. Но если они будут соответствовать уровню, то тренер это заметит.

- Каким вы видите будущее команды «Смена-Зенит»? Каковы перспективы ее развития?

– Я весьма скептично отнесся к идее создания такой команды. Пробиться из второго дивизиона в премьер-лигу практически нереально. Футболисты 18-20 лет, играющие за «Смену-Зенит», еще физически не готовы показывать результаты высокого уровня. При этом нет никакой гарантии, что эта команда будет давать хотя бы одного игрока для основного состава в год. Считаю, необходимо провести тщательный анализ данного коллектива, чтобы понять, каким может быть его будущее.

(вопрос слушателя) – Как наилучшим образом развить у ребенка стартовую скорость, с учетом того, что правильный бег является важной составляющей мастерства профессионального футболиста?

– В принципе, скорость заложена в генах каждого человека, поэтому очень сложно ее развить. Намного легче и полезнее развить понимание того, когда и как применять эту скорость. Есть много игроков с хорошими скоростными данными, которые просто не понимают, как их использовать, или наоборот, всегда полагаются исключительно на них, и в этом их ошибка. Я считаю, что только четкое понимание своих возможностей и, собственно, сами эти возможности, в данном случае речь идет о скорости, могут быть как-то полезны для игроков. Кроме того, те упражнения, которые предлагаются игрокам, не должны терять связь непосредственно с футболом, с тем, что каждый игрок будет делать на поле, с той позицией, которую он на нем занимает. Это – одна из главных тем второго полугодия нашей работы. Мы работаем с тренерами не только над теорией, но и над практикой. На поле мы разрабатываем новые упражнения, которые отвечали бы этой концепции.

- В начале года прошла информация о том, что футбольная школа «Смена» полностью перешла под контроль футбольного клуба «Зенит». Принесло ли это какие-то плоды?

– С одной стороны, это приносит плоды каждый день. Тренеры серьезно относятся к своему делу, выполняют все, что от них требуется. Но с другой стороны, имеются недоработки. Например, у нас не выстроено полноценной структуры клуба. Взаимосвязь между, например, менеджментом и молодежными структурами должна быть более интенсивной. Взять, например, инфраструктуру нашей школы, которая до сих пор не на высоте. Мы, конечно же, можем работать с тренерами каждый день, хоть по нескольку часов, но нам нужно место, где можно было бы это делать, нам нужны условия, неоходимы поля.

- Все мы знаем, что Дик Адвокат проводит свой последний сезон в «Зените». В связи с этим хотелось бы знать, останетесь ли Вы после его ухода?

– Я еще ни с кем из клуба не обсуждал свое будущее, но могу сказать, что работа с молодежным департаментом, которая была начата, как правило, рассчитана на 4-5 лет. Это позволяет добиться максимального результата. Я еще не разговаривал напрямую с Александром Дюковым, но слышал, что он очень доволен тем, как мы работаем, ему нравятся наши планы. Он внимательно изучает всю информацию, которую мы ему предоставляем. Пока что-то конкретное о своем будущем сказать не могу.

- Ваши планы на оставшиеся пять месяцев?

– Все уже расписано. Я делал доклад для совета директоров об общем состоянии дел в молодежном отделе клуба. Отмечал те моменты, над которыми необходимо еще поработать. В ближайшие полгода нашей главной целью будет очень плотная и напряженная работа с тренерским составом, который нам необходимо вывести на более высокий уровень. С помощью дополнительных тренерских курсов, повышения квалификации и другой не менее важной работы. В конце сезона мы обсудим совместно с тренерами их дальнейшее будущее. Но будем ко всему подходить критично и вести строгий отбор.

- Слушатель прислал смс, где пишет о том, что не верит, будто Щенников, играющий за ЦСКА, – уникум и на голову выше, скажем, наших дублеров, однако он регулярно выходит на поле.

– В любом клубе может появиться молодой, талантливый игрок, который готов сделать шаг в первую команду и делает его. Это говорит лишь о том, что молодежная структура того или иного клуба работает на высоком уровне. В этом и заключается наша главная цель. Довести молодежный департамент до того уровня, при котором любой игрок сможет сделать шаг в главную команду.

- Скаутская система. Как ни крути, а работа в молодежном департаменте тесно связана с просмотром большого количества игроков. Как с этим обстоят дела у вас?

– Если мы с самого начала начинаем работать с сильнейшими игроками, то, разумеется, на выходе получим лучший результат. Совсем недавно я был на турнире игроков 11-12 лет. И обратил внимание на то, что в командах других петербургских школ есть очень талантливые игроки. Я сразу же обратился к представителям этих команд с целью заполучить этих футболистов. Конечно, не с целью им навредить. Сейчас же мы в дубль берем игроков из других петербургских школ в 16-17 лет. Это значит, что мы опоздали. Мы должны были обратить на них внимание раньше, и сейчас нам приходится наверстывать упущенное в чрезвычайно сжатые сроки. Лишь собрав лучших игроков, можно рассчитывать на высокие результаты, а также на то, что кто-то из них в будущем усилит основной состав.

Если игрок заканчивает школу, уже будучи спортсменом высокого уровня, он может не подойти «Зениту», но при этом все равно останется ценным футболистом, способным заиграть в каком-нибудь другом клубе. 2-3 игрока достигнут основного состава «Зенита», а 18 разойдутся по другим командам. От этого выиграют все: и клуб, и игроки.

- Вы посетили разные города России с целью увидеть, как там действует футбольная система. Расскажите, что вы увидели и какова была цель этих визитов?

– У меня было несколько целей: первая — это, конечно, продвижение «Зенита» как клуба в целом. Второй целью было увидеть то, как работают специалисты в других частях России, посетить различные турниры. Я должен был познакомиться с российским футбольным опытом. Например, я побывал на матчах молодежных и основных команд ЦСКА и «Зенита», часто обмениваюсь опытом с голландским тренером молодежного департамента «армейцев». Я считаю это крайне важным направлением в нашей работе.

Не так давно ко мне обратились представители клуба «Спартак-Нальчик» с предложением обменяться опытом. Я был рад этому. То, что мы делаем здесь, — не секрет. Мы вместе работаем на будущее российского футбола, и делиться опытом — это важная задача.