11 мин.

Дик Адвокат: «Игрок, которого мы хотели приобрести, подписал контракт с «Рубином»

В эфире «Тренерский штаб» – программа, в которой тренеры «Зенита» будут экспертно отвечать нам на все наши многочисленные вопросы. И сегодня в гостях у нас главный тренер «Зенита» Дик Адвокат.

– Начну совсем издалека. У нас сегодня программа посвящена сразу трем матчам – двум с «Удинезе» и одному со «Спартаком». Так вот, хотелось бы вернуться к сборам в Испании, какие цели вы ставили перед командой с учетом того, что сезон уже был к тому моменту начат, что матч со «Штутгартом» был уже сыгран. Занимались ли вы физической формой или решением каких-то футбольных вопросов?

– В принципе, за неделю до столь важного матча, как с «Удинезе», такое делать уже совсем поздно, игроков нужно нагружать раньше,  поэтому наша предсезонка по сути соответствовала прошлогодней. И тогда все тоже говорили про свежесть, про физическое состояние наших игроков.

– Вот как раз у меня был вопрос про физическую готовность. Хотелось бы получить уже конечный ответ, чтобы не мучиться версиями, – со стороны показалось, что физически команда выглядела не так свежо и резво, как итальянские футболисты. Этому не надо удивляться, потому что только сезон стартовал, или действительно команда пока далека от своего идеального физического состояния?

– Мы сейчас на эту тему говорим только потому, что проиграли 0:2. Было бы 0:0, и все говорили о том, как свежи наши игроки, как хорошо они сыграли.

– То есть, если подводить жирную черту под всеми этими спекуляциями, команда для марта готова оптимально?

– В прошлом году у нас был матч на той же стадии с марсельским «Олимпиком». Все уже забыли, что мы в том двухраундовом противостоянии смогли во втором матче победить 2:0 и пройти дальше, все тогда говорили – как мы хороши, как свежи, как замечательно играем, сейчас же все может повториться.

– Если продолжать обсуждать матч в Удине, какова была специфика подготовки к нему? Ездил ли Владимир Боровичка на игры?

– Мы просмотрели оба их матча, я сам посмотрел матч с «Ромой», для нас не составило труда определить их сильные и слабые стороны. Проблема была в том, что мы практически сами отдали эту игру в последние пять минут. Мы слишком сильно опустились назад, стали играть на удержание счета 0:0. Но без инициативы, не имея возможности или желания держать мяч впереди, ясно, что каждый мяч будет возвращаться к вам. И мы сами создали, по сути, такую проблему.

– Понятно, что после этой игры, в которой забили Куальярелла и Ди Натале, все пели осанну этим двум нападающим. Можете ли вы как-то прокомментировать эти оценки, и, на ваш взгляд, с чем это связано?

– Меня они совершенно не впечатлили. У нападающего репутация очень хорошая, но комедийная. В первом тайме я его вообще не видел. Ну а насчет забитого мяча – если бы я был в тот момент на его месте, даже я бы забил. Что касается Ди Натале, то это совсем другое дело. Он выступает за сборную Италии, имеет большое количество позитивных сторон и сильных навыков. Вместе с Пепе они создали нам куда больше проблем, чем Куальярелла. Они отлично контролируют игру, здорово играют в пас и конструируют атаки своей команды.

– Вы сказали, что прекрасно представляете, какие сильные и слабые стороны есть у «Удинезе». Приоткройте завесу тайны, по одной сильной и слабой стороне назовите.

– У «Удинезе» хорошие игроки собраны в полузащите и в нападении, но достаточно медлительная защита. Вспомните, мы создали немало моментов, чтобы забить. При счете 0:0 Зырянов практически стоял перед воротами, если бы он забил в тот момент, и сделал счет 1:0, то ситуация сразу изменилась бы радикально. Сопернику пришлось бы рисковать, а с нашими сильными и быстрыми нападающими мы могли этим воспользоваться. По сути, в субботу был такой же момент, в конце матча снова Зырянов мог отличиться и принести команде победу, но снова не удалось. Но стоит отметить, что именно такие моменты решают судьбу матча.

– Я понимаю, что вы не обсуждаете никогда индивидуально футболистов. Но про Зырянова – мы перед матчем с «Удинезе» сидели в студии с болельщиками, обсуждали и единогласно сошлись во мнении, что для вас он – системообразующий футболист. Что вы ставите его в состав всегда, независимо от Костиной формы. Вы бы могли объяснить, почему так доверяете ему?

– Константин — самый креативный игрок нашей команды. В прошлом году таким футболистом был Андрей Аршавин, а сейчас им является именно Зырянов. Кроме того, он забивает 8-10 голов за сезон — очень приличный показатель для полузащитника. Другие наши полузащитники – Игорь Денисов и Анатолий Тимощук забивают мало, разве что с пенальти. Нам необходимы забивные игроки. И Константин — именно такой футболист.

– Какое место, на ваш взгляд, занял бы «Удинезе» в чемпионате России?

– Трудно ответить на этот вопрос. Посмотрите на позавчерашнюю игру со «Спартаком». Это была игра высокого уровня. У «Зенита» было очень много шансов. Думаю, «Удинезе» было бы очень тяжело в нашем чемпионате. В начале сезона эта команда проявила себя очень хорошо. Особенно здорово они играли впереди, в нападении. Тем не менее, по ходу чемпионата начали терять очки. Конечно, в команде в ходе сезона всегда происходят изменения. «Удинезе» во многом рассчитывает свой бюджет на основании того, что он будет продавать игроков. В любом случае, я считаю, что этот клуб в российском чемпионате занимал бы ведущие места в первой пятерке.

– Радек Ширл часто не успевает вернуться в оборону, вследствие чего с левого фланга возникают опасные ситуации около наших ворот. Кто должен страховать его?

– Накануне матчей я всегда говорю фланговым защитникам, что, если перед ними открывается достаточно свободного пространства, они должны поддерживать атаку. Но надо помнить о том, что они отвечают за вингеров соперника. В принципе, подстраховывать крайних защитников должны полузащитники. С другой стороны, если вы видите, что ваш оппонент на фланге силен в атаке, то вы и так не будете активно идти вперед.

– Следите ли вы за карьерой Андрея Аршавина и как вы можете оценить его игру в «Арсенале»?

– Андрей – один из лучших игроков России. Как футболисту ему нужна была другая мотивация, и ее дал «Арсенал». И всем было понятно, что эта история будет со счастливым концом.

– Вы видели второй гол в ворота «Блэкберна»?

– Конкретно этого гола я не видел, но я видел много его красивых голов, когда он был игроком «Зенита», так что могу себе его представить.

– Поговорим о подготовке к матчу со «Спартаком». Вы вернулись из Италии и практически сразу отправились в Москву. Взяли с собой новичка «Зенита» Мейру, который, как я понимаю, ни одной тренировки с командой еще не провел?

– На самом деле он провел с командой две тренировки. По крайней мере, на поле он был.

- Не было никаких колебаний по поводу того, чтобы Мейра сыграл в матче со «Спартаком»? То есть вы посчитали, что он большой футболист, а значит должен выйти и сыграть?

– Я не сомневался, тем более, что и особого выбора у меня не было, поскольку он центральный защитник. Конечно, я мог поставить на его место, скажем правого защитника, но какая была в этом необходимость?

– Если говорить о Мейре, то у наших болельщиков уже не осталось иллюзий. Каждый новый центральный защитник в «Зените» привозит пенальти в первом матче, удаляется или совершает результативную ошибку. Вчера Мейра сказал, что Веллитон толкал его в спину, было нарушение правил. Как бы вы оценили первый матч на незнакомом поле, в незнакомом чемпионате для экс-капитана «Бенфики» и «Штуттгарта»?

– Матч со «Спартаком» для него первый, проходил в тяжелых условиях. Команда вернулась в Петербург лишь в пятницу в 8 утра. Была очень короткая подготовка. И в этой ситуации новичок сыграл вполне нормально. Меня Мейра уж точно не разочаровал.

– Вопрос про замены, наверное, самый дискуссионный. Мы наблюдали на прошлой неделе две противоречивые стратегии. Две замены в матче с «Удинезе» и ноль замен в игре со «Спартаком». Какие цели вы преследовали, особенно учитывая, что притчей во языцех стала ваша нелюбовь к заменам.

– В данном случае все весьма просто. Вы должны делать замену, если этого действительно требует игра. Либо по тактическим соображениям, либо потому что футболист не совсем вошел в игру. В «Удинезе» я мог поменять, по сути, всю линию нападения, всех троих. Что же до матча со «Спартаком», то первым таймом я был вполне доволен, а во втором... Вы прекрасно понимаете, что на таком поле пройдет слишком много времени, пока вы сможете к нему привыкнуть, а это означает ненужный риск. Так что в данном случае, вся ситуация с заменами – это исключительная стечение обстоятельств. Хотя опять же в матче со «Спартаком» были один-два игрока, весьма усталые и не совсем вписавшиеся в игру.

– Очень много вопросов про Данни и Романа Широкова. Я начну с Данни. С стороны кажется, что он играет в свою игру. С чем это связано, ведь его святая роль – выполнить невозможное, заменить Андрея Аршавина в сердцах петербургских болельщиков.

– Ну, во-первых, Аршавина заменить невозможно. Пусть люди поймут это. Игрок хочет уехать и все должны понимать, что от этого команде лучше явно не становится. Лучшей заменой по типу игрока, но не личности, был именно Данни. Он другой человек. И сравнивать их друг с другом я считаю невозможным. Да и Данни сам прекрасно понимает, что ему нужно играть лучше, чем он это делает сейчас. Как и многим другим игрокам.

– Не возмущает ли вас как главного тренера, что в ситуации, когда напрашивается передача, Данни идет в необоснованный обыгрыш или пытается забить регбийный гол с тридцати метров.

– Данни всегда вел себя именно так, просто сейчас обстоятельства складываются не лучшим образом – мячи летят на трибуны. Но вспомните, в некоторых предыдущих матчах почти каждый его мяч спокойно летел в угол ворот. С Данни главную роль играет то, как он себя чувствует, его настроение. Но в любом случае Данни – это не Аршавин . Если бы мы действительно хотели усилить состав, то у нас были бы и Андрей Аршавин, и Данни. В данном же случае мы стали немного слабее, поскольку Аршавина заменить все же невозможно.

– Мейра – центральный защитник или куплен с прицелом играть опорного полузащитника после ухода Тимощука?

– Нет. Я точно могу сказать – он не полузащитник. На эту позицию мы купили в первую очередь Семшова. В полузащиту, естественно. Не на позицию Тимощука. И клубу, и совету директоров следует понимать, что мы купили действительно хороших футболистов, но они пока не играют на 10-15 миллионов. Для того, чтобы наша команда вышла на действительно высочайший уровень, нужно покупать классных игроков. У нас сейчас очень сильный состав, но не такая сильная команда. И я считаю, что для того, чтобы в этом отношении что-либо сделать, не стоит стоять за ценой.

– Извлек ли клуб и лично Дик Адвокат какие-то уроки из ситуации с Домингесом, когда хороший игрок из-за психологических факторов так и не смог раскрыться, и может ли Дик обещать нам, что больше такого в «Зените» не повторится, что другие талантливые игроки не пойдут по пути Домингеса?

– Это часть футбола. Если игрок не соответствует требованиям или не выполняет их, ему нужно уйти или поменять свое отношение к делу. Это было не в первый раз, в противном случае можно было бы понять , но в прошлом такие эпизоды уже случались.

– Вопрос про Риксена. Утратили мы представление о том, где самый татуированный игрок «Зенита» в настоящий момент.

– Я знал, что мы были близки к подписанию нового правого полузащитника в дополнение к Анюкову, и я сказал Риксену, что ему было бы лучше поискать другой клуб или тренироваться с резервной командой. Но внезапно тот игрок, которого мы хотели приобрести, подписал контракт с «Рубином», не спрашивайте меня как.

– Так в итоге Риксен сейчас тренируется с молодежной командой?

– Тренируется и не травмирован.

– А что сейчас с Ломбертсом?

– На прошлой неделе он приступил к тренировкам. Тем не менее, у него в колене осталось еще некоторое количество жидкости. Поэтому ему снова придется посетить в Бельгии врача. В связи с этим сроки его восстановления определить довольно сложно.

– В смс-сообщениях много спрашивают о Романе Широкове. Футболист с блестящим первым пасом. С лучшим сейчас в «Зените», как бы крамольно это ни звучало. Тем не менее, он играет в обороне. Видите ли вы его в центре поля, как однажды он уже играл в прошлом году?

– Не все отдают себе отчет в том, что мы не можем выпускать на поле троих центральных полузащитников. Если у нас их шестеро, то троим в любом случае придется сидеть на скамейке. И в данный конкретный момент Тимощук, Денисов и Зырянов предпочтительны. А еще у нас есть Семшов. То есть несколько игроков различных национальных сборных на такое небольшое количество позиций.

– Матч с «Удинезе» уже в четверг. Все мы верим, что у вас есть волшебная палочка. Ваш прогноз на матч, в котором согласно статистике можно отыграться в 18% случаев?

– В принципе нам еще предстоит наскрести игроков на все позиции на поле. По сути, у нас будет всего лишь 15 футболистов. Но если команда морально настроится и будет много и хорошо работать, плюс моральная поддержка болельщиков, то мы сможем удивить любого соперника, тем более «Удинезе».

– При том футболе, в который сейчас играет «Зенит», если выносить за рамки психологическую составляющую, как сыграть с «Удинезе», чтобы на табло горело 3:0 или 4:1?

– Мы что-нибудь придумаем. И если мы не добьемся результата и соперник одержит победу, то это значит, что мы проиграли еще в первом матче, в Удине. Хотя и не должны были. Тем не менее, мы верим в то, что нам удастся добиться нужного результата.

– В вашей карьере наверняка было много дерби. Как бы вы их ранжировали с матчем «Спартак» – «Зенит», и насколько лично для вас это важная игра?

– Мы всегда играем на победу. Не только в таких дерби, как «Спартак» – «Зенит». Ну а в воскресенье шестьдесят тысяч сумасшедших фанатов создавали потрясающую атмосферу. Я знаю о вражде между болельщиками, о натянутых отношениях между командами. Что касается результата, то мы сыграли как положено. Это всего лишь первый матч, и он показал, что впереди у нас хоть и длинный сезон, но начали мы его очень хорошо.