12 мин.

«Оффсайд» на хоккее, или Чему футболу стоит поучиться у минского «Динамо»

Из года в год, обсуждая низкий зрительский интерес поединков чемпионата Беларуси по футболу, а сейчас и национальной сборной, мы неизменно киваем на «Минск-Арену», где своих соперников по КХЛ принимает хоккейное «Динамо». Да, преимущества главной спортивной площадки страны очевидны: там не капает с потолка, тепло и уютно при любой погоде. Конечно, здесь стоит согласиться – даже на «Борисов-Арене» осенью и ранней весной будет холодно. Но есть же и другие «плюшки», которые могут привлечь болельщика на трибуны и заставить его наплевать на капризы погоды. На матче «Динамо-Минск» – «Лада» эти примеры были продемонстрированы с лихвой.

Но начнем с того, с чем сталкивается любой болельщик, пришедший на то или иное спортивное мероприятие не только у нас в стране – с досмотра на входе.

— Я приехал за 15 минут до начала матча, – рассказывает болельщик Леонид. – Как ни странно, оказался на арене уже буквально через пять минут. И это несмотря на очереди у входа. Что касается самого досмотра, то обыскали меня, можно сказать, тщательно. Естественно, прошел я через «рамку», провели металлодетектором, ощупали. Затем прошлись по карманам, капюшону. Только что в глаза тщательно не смотрели.

Закончил свой рассказ болельщик с улыбкой, весьма резонно заметив, что на футбольных матчах досмотр проходит несколько быстрее, По крайней мере летом, когда не нужно «ощупывать капюшоны и проверять многочисленные карманы». Зимой, возможно, ситуация была бы идентичной.

Тем не менее, отношение милиции в этот вечер оказалось доброжелательным, никто не грубил и наверняка не вызывал подмогу начальства, если бы хоккей решил посетить «какой-то тренер какой-то сборной».

Но, снова же, досмотры и милиция – проблема, которую не может решить и федерация. А вот дальше минское «Динамо» продемонстрировало то, чему все-таки стоит поучиться представителям игры № 1.

В одном из холлов «Минск-Арены» выстроилась огромная очередь. Человек 200 спокойно стояли для того, чтобы получить автограф нападающего Пол Щехуры. Затесался здесь даже Дед Мороз.

Изначально автограф- и фото-сессия была запланирована на полчаса (с 18.30 до 19.00), но из-за повышенного ажиотажа была, естественно, продлена. А после форвард поучаствовал в праздничном видео, адресованном всем болельщикам, и поздравил любителей хоккея с новогодними праздниками и Рождеством.

 

Кстати, о праздниках. Матч «Динамо-Минск» – «Лада» состоялся буквально в Сочельник. Влияние Нового года и приближающегося Рождества на арене нельзя было не заметить. По коридорам наматывали круги, фотографируясь со всеми желающими, большие снеговики. Любой мог сделать кадр в компании белых героев.

 

Все веселились вместе с калядовщиками.

 

Люди направлялись в сувенирные магазины, «гримерки» и точки питания. Под словом «гримерки» подразумевается возможность нанести на лицо рисунок в бело-голубых цветах. Желающих было предостаточно.

Что касается атрибутики, то тут, по традиции, маркетинг минского клуба работает отлично. Представлена продукция на любой вкус, цвет и размер.

Но в самом большом количестве были представлены талисманы «Динамо» – зубры. Они в этот вечер стали главными героями.

— Сегодня игрушки стоят от 160 до 200 тысяч. А так, в обычные дни, от 200 до 300, – рассказала одна из продавщиц.

Скидка в этот вечер была сделана по случаю проанонсированного «каляднага зубралёта», но об этом чуть позже.

Пока же за несколько минут до сирены трибуны все еще заполнялись, а на льду и вокруг него происходило настоящее шоу. Ставшее уже традиционным световое представление, устраиваемое зрителями с помощью мобильных телефонов, снова и снова вызывает просто восхищение. Сопровождающая все это действие космическая музыка придает дополнительный колорит.

Появлялись игроки также с особым шиком. Огромные полотнища белорусского и российского флагов растянулись поперек площадки, на лед вышли игроки «Лады», а потом уже, под скандирование фамилий стоящими болельщиками, выкатывались представители «Динамо». И даже те, кто не знает слов гимна, могли бы спеть его – в помощь им слова, демонстрировавшиеся на экранах куба. 

 

— Я раньше много-много лет ходил и на хоккей, и на футбол, – рассказывает перед самой стартовой сиреной болельщик Евгений. – Но в последнее время отдал предпочтение все-таки хоккею. Да, летом могу посетить пару матчей, но особо уже не тянет. Почему? Просто белорусский футбол стал настолько унылым, что порой хочется уйти домой после первого тайма. Пассивное перекатывание мяча совсем не радует. Никакого драйва, никакой энергетики. Кажется, что игра не нужна и самим футболистам. А в хоккее... Знаете, тут тоже порой бывают откровенно скучные матчи. Или то же «Динамо», кажется, выступает мальчиками для битья. Но смотришь на это – и все равно не хочется уходить. Заметно какое-то стремление хоккеистов отыграться, что-то показать, не огорчить болельщика. Но если уж совсем невмоготу сидеть на трибуне, то выйди в буфет, возьми пива, хот-дог, посмотри матч по телевизору в холле, успокой нервы, отдохни и возвращайся на трибуну. Думаю, кто-то так и делает.

Действительно, на протяжении матча довелось видеть болельщиков, которые готовы были выскочить из своих сидений, чтобы побежать на площадку учить хоккеистов играть. «Динамо» в этот вечер, откровенно скажем, предстало не в лучшем свете, допуская множество ошибок и упуская реальные голевые шансы, но практически все зрители сидели на своих местах с первой до последней секунды.

По этому поводу вспоминается солигорский «Шахтер». Как бы команда ни выступала, с каким бы счетом ни громила соперника, некоротые зрители покидают «Строитель» чуть ни в середине второго тайма.

В предрождественский вечер на «Минск-Арене» оставаться на своих местах после первого периода заставляла и акция «калядны зубралёт». Как только хоккеисты отправились в раздевалки, не дожидаясь специально сигнала, зрители стали бросать игрушки на лед. Все эти подарки позже отправятся нуждающимся детям.

— В этот вечер бросали не только зубров, но и другие игрушки, и даже шоколадки, – улыбался один из работников клуба, тащивший мешок с мягкими подарками.

«Динамо-Мэн» также помогал маленьким зрителям поучаствовать в акции. Маленькая девочка, естественно, с трибуны не смогла перебросить заградительное стекло, и «супер-герой», взяв ее на плечи, вынес чуть ли не на площадку, чтобы она все-таки осуществила свою миссию, а потом с удовольствием с ней сфотографировался.

Как стало известно после матча, в 10 мешках с игрушками лежало около двух тысяч мягких подарков. При вместительности «Минск-Арены», может, число и не впечатляет, но, во-первых, это в любом случае больше, чем при проведении прошлой акции. А во-вторых, нуждающимся детям все равно будет очень приятно.

А теперь возникает вполне резонный и логичный вопрос: что мешает проводить такие акции на футбольных матчах? Мы не говорим об игрушках, летящих с трибун. Это, конечно, будет не слишком эстетично и чисто, но никто не мешает организовать сбор подарков для детских домов на входах на стадионы. Лишь бобруйская «Белшина» иногда проводит акцию по сбору фруктов для детей. И делается это без какого-то пафоса и огромной рекламной кампании. От того акция приобретает какую-то даже душевность.

Пусть от «каляднага зубралёта» на матче «Динамо» ожидалось несколько большего, но увозимые в воротах игрушки в любом случае порадуют детей. А, может, заставят задуматься представителей футбольных клубов о подобной акции?

В перерывах между периодами холлы были заполнены страждущими подкрепиться и, как говорил болельщик Евгений, успокоить свои нервы и отдохнуть с помощью пива. А те, кто из-за очередей (хотя где у нас в стране их нет) не успел к началу игрового отрезка, наблюдали за происходящим на льду по телевизорам или развлекались все с теми же колядовщиками.

К слову, если в эту среду хоккеисты не всегда могли порадовать болельщиков своей игрой, то на помощь им приходил талисман клуба – зубр. В этот раз он решил поработать с голым торсом и продемонстрировал всем свою мускулатуру.

 

Дети и взрослые с удовольствием фотографировались с маскотом.

И еще несколько слов о развлечениях. «Dancе-camera», «kiss-camera», «Детская-фан-камера» – вот несколько способов, чтобы поднять болельщикам настроение. Танцы, поцелуи, да и сами зрители веселили друг друга.

А приятным бонусом для тех, кто в этот вечер праздновал День рождения, становилось поздравление от «Динамо» на большом экране куба, аплодисменты зрителей, а также подарки от клуба. Разве невозможно организовать такое на футбольных матчах?

 

Это все, что касается трудов непосредственно клуба, чтобы привлекать болельщиков на трибуны. Согласитесь, работа проделана немаленькая. И это лишь один матч. На каждый поединок маркетинговая служба старается придумывать что-то новое.

И, раз мы на хоккее, стоит сказать пару слов о самой игре. Если коротко – она получилась энерго- и нервозатратной. Два раза минчане вели в счете, два разу упускали преимущество. Довели дело до овертайма, а дальше – до самого лакомого представления любого хоккейного поединка – серии буллитов. Основная надежда была не голкипера «Динамо» и сборной Беларуси Кевина Лаланда, настоящего любимчика болельщиков (именно он удостоился наибольших оваций при объявлении стартового состава). Но даже столь мастеровитый хоккеист не всегда может спасать, тем более учитывая неудачи партнеров по команде.

В этот вечер «Динамо» проиграло и не сумело сделать рождественский подарок своим болельщикам. Да, зрители развлеклись, взяли автограф у Пола Щехуры, потанцевали, попели и поели, но осадочек от очередного поражения остался.

Болельщики покидали свои мечта с расстроенных чувствах, а мы отправились в раздевалку, чтобы обсудить игру с самими хоккеистами. Кстати, как организована работа журналистов на матчах КХЛ? Вместительные пресс-центр и пресс-ложа со всем необходимым (интернет, стартовые протоколы, программки, чай-кофе). Журналистам остается только работать.

После матча пресс-атташе «Динамо» Роман Стронгин приглашает пишущую и снимающую братию в раздевалку, где представители СМИ смогут задать интересующие вопросы нескольким хоккеистам. В этот раз перед микрофонами предстали Евгений Лисовец (автор первой шайбы в матче) и голкипер Кевин Лаланд.

 

Отведенного для разговора с игроками времени вполне хватает, чтобы каждый журналист смог задать как минимум по паре вопросов. А дальше уже традиционная пресс-конференция. Правда, она немногим отличается от таких же мероприятий на футболе. Не слишком многословные тренеры, несколько пассивные журналисты. Продолжительность в 5-10 минут – вполне традиционная процедура для матчей КХЛ.

Вечер завершился, можно подводить какие-то итоги. Не забывая о том, что в Беларуси в хоккей вкладывается все-таки больше денег, чем в футбол, многие вещи, которые будут привлекать болельщиков на трибуны, зависят исключительно от желания самих клубов. Автограф- и фото-сессия никаких финансовых вложений не требует (однако лишь ФК «Динамо» регулярно устраивает такие акции перед матчами), гуляющие по трибунам и коридорам талисманы – тоже все легко организуется. А детям и взрослым приятно.

Не умаляя заслуг БАТЭ, «Динамо» и «Минска», также проводящих колоссальную работу с болельщиками и стремящимися создать для них праздник, мы видим, что пока эти меры не сильно влияют на повышение посещаемости.

В общем, хватит списывать все на отсутствие денег в нашем футболе. Болельщики ходят на матчи отдыхать и развлекаться. А создадут ли для них условия – все это зависит в первую очередь от желания самих клубов.

Фото: автора, hcdinamo.by

Текст: Дмитрий Руто, offside.by