4 мин.

Как Массимо Каррера стал главной надеждой «Спартака»

Мистер из ниоткуда, помощник Антонио Конте, человек без опыта, а ныне главная сенсация российского футбола. Итальянец Массимо Каррера пришел в московский «Спартак» в качестве тренера защитников, но вывел команду на первую строчку турнирной таблицы Российской футбольной премьер-лиги и удержался на ней до зимы.

В бытность игроком Массимо Каррера выступал на позиции левого центрального защитника, причем раскрылся он достаточно поздно, дебютировав в серии А лишь в 25 лет в составе «Бари». Каррера был многофункциональным оборонцем, играющим на разных позициях — в основном либо левым центром, либо правым крайним. Нельзя сказать, что Массимо был наделен большим талантом, но свое дело он знал, и в какой-то момент судьба подарила ему шанс, которым он в полной мере воспользовался.

После провала «Ювентуса» в 1991 году на тренерский мостик «бьянконери» во второй раз за карьеру взошел Джованни Трапаттони, который и обратил внимание на универсала из «Бари». Так Каррера стал основным игроком «Юве», и затем в его составе выиграл все возможные трофеи, как итальянские (чемпионат, Кубок, Суперкубок), так и международные (Лига чемпионов, Кубок УЕФА, Суперкубок Европы, Межконтинентальный кубок). Массимо был важным элементом монолитной конструкции Трапаттони, хотя в те времена «Старая Синьора» обладала большим количеством ярких, сильных и тактически подкованных. Именно там Каррера познакомился с Антонио Конте и Анджело Алессио.

Защитник не смог проявить себя в составе сборной Италии, но стоит отметить, что, во-первых, уж слишком высокой была конкуренция, а, во-вторых, дебют Карреры в «Скуадре Адзурре» состоялся во времена работы Арриго Сакки, который выгнал из сборной всех, кто специализировался на персональной опеке. Каррера же был знаком с «зоной», проповедуемой Сакки, поскольку в «Бари» работал под началом Энрико Катуцци, который увлекался линией задолго до «пророка из Фузиньяно». То, что Массимо дебютировал именно в той сборной, лишь подчеркивает, насколько он тактически грамотен.

Замещая Конте у кромки поля в качестве главного тренера «Ювентуса» во время скандала с договорными матчами, Каррера проявил себя самостоятельной личностью, со своим видением игровой модели, своими идеями и мыслями, что не очень-то, как многие считают, устроило Антонио.

К тому же неосторожная фраза, брошенная владельцем клуба Джоном Элканном после победы над «Кьево» о том, что он никогда еще не видел столь мощного «Юве», могла при активном содействии прессы посеять вражду между Конте и Каррерой. Но, к чести обоих, они не поддались на провокации.

На Евро-2016 сборная Италии под руководством Конте и его тренерского штаба проявила более чем достойно — одна победа над Испанией чего стоит. Каррера пошел в этот поход в качестве одного из помощников Конте, хотя уйти в «свободное плаванье» Массимо еще в 2014 году предлагали «Аталанта», «Кьево» и «Сиена». В Италии уверены, что Каррера — во многом продолжатель идей своего учителя. И в этом есть логика. Да, футбол тренера «Спартака» несколько более атакующий, чем у Конте, но, как и Антонио, он повторяет метод их общего наставника Джованни Трапаттони – учить футболу. Каррера не только выбирает тактику и состав на матч, но и не стесняясь останавливает тренировки и дотошно объясняет игрокам, как нужно было действовать в том или ином случае.

Возможно, «Спартаку», сменившему несметное количество тренеров, нужен именно такой стратег. Голодный, амбициозный, с огромным опытом работы с лучшими наставниками в истории футбола. Каррера не дрогнул в «Юве» и не побоялся возглавить один из самых неудачливых богатых клубов России последних лет. И если первые успехи московского клуба некоторые списывали на «фундамент Аленичева», а также фарт и эмоции после смены тренера, то неожиданный ренессанс красно-белых после трех поражений подряд (одного в Кубке и двух в чемпионате) заставил скептиков по другому взглянуть на работу Карреры.

Оказалось, что Массимо смог найти нужные слова и вселить в игроков уверенность в своих силах, даже не взирая на неудачный отрезок. Команда не расклеилась. Напротив, начиная с битвы против «Ростова», она выдала пятиматчевую победную серию, а после «Спартак» впервые за много лет стал зимним чемпионом страны.

Как нельзя кстати пришелся и холодный душ в Самаре. Многие припомнили, что если команда пропускает первой, то обязательно проигрывает. Громче зазвучали фразы, что целостной игры у спартаковцев нет, а встречи выигрываются «на тоненького», благодаря индивидуальному мастерству Квинси Промеса, Зе Луиша и Артема Реброва, но к чести команды, она дала критикам достойный ответ уже в следующем матче — против казанского «Рубина». Возможно, «Спартак» забивает не много, и победы по большей части ему приходится выгрызать, зато он научился набирать «свои» очки и вернул болельщикам веру в долгожданное чемпионство. Ему не помешал даже тот факт, что за 17 туров команда ни разу не пробила пенальти.

Борьба во второй части чемпионата предстоит нешуточная, и красно-белым помимо внутренних проблем предстоит столкнуться с эмоциональным натиском соперников и возросшими ожиданиями болельщиков. Сумеет ли Каррера, иностранец, до недавнего времени ничего не знавший о реалиях российского футбола, сотворить чудо и завоевать для красно-белых титул, большой вопрос. Однако надежду поклонникам «Спартака» он уже подарил. При желании в его карьере можно найти определенный символизм. Первый большой клуб Массимо — «Бари» — тоже был красно-белым...

Артем Бабак, gazeta.ru