6 мин.

Хейкки Ковалайнен: «На быстром круге никого не пропущу»

К кому идти в среду – долго думать не пришлось. Всеобщая истерия вокруг квалификации в Монако погнала журналистов по узкому паддоку на его задворки, туда, где ютятся скромные моторхоумы «Лотуса», «Хиспании» и «Верджин». Хейкки Ковалайнена проблемы медленных машин заботили и в прошлом году – правда, в несколько ином ракурсе. Теперь финн перебрался в конюшню Тони Фернандеса и Майка Гаскойна, и в субботу будет перемещать по трассе одну из мобильных шикан.

В среду, стоя перед еще не до конца собранным командным моторхоумом, Хейкки установил рекорд сезона по количеству телевизионных интервью. Большинство пишущих журналистов были удовлетворены и этими ответами, а потому в трейлер за Ковалайненом отправились лишь трое.

В убранстве моторхоумов разница между «Маклареном» и «Лотус», пожалуй, даже больше, чем в скорости автомобилей. Внутри зеленого трейлера серо, над придвинутом к стене кожаным диваном висят два черных ящика – в лучших традициях кухонь от IKEA. Впрочем, финну, похоже, в подобной обстановке даже комфортнее, чем в хрустальном дворце Рона Денниса. Усевшись на край дивана – нога на ногу, – финн оставил место для корреспондента Би-би-си, остальных попросил располагаться поудобнее на креслах все того же шведского пошиба и принялся отвечать на вопросы.

– Хейкки, в этот уик-энд придется часто смотреть в зеркала…

– Да, но в квалификации я буду делать это реже. Я понимаю, что будут моменты, когда более быстрые машины будут позади меня. Но если я на быстром круге – что я могу сделать? В гонке команда постоянно держит меня в курсе, какая машина приближается сзади, и если это «Ред Булл» или «Феррари», я готовлюсь их пропустить. На самом деле в этом сезоне у меня еще не было с этим проблем. Да, когда ты борешься за позицию, пропускать на круг чуть сложнее, потому что твой соперник может тебя опередить. В этом случае, надо выбрать подходящее место. Естественно, есть недовольные, но так было всегда в «Формуле-1».

– Как сложно будет пропускать здесь соперников? Со стороны кажется, что здесь не так много мест, где это можно сделать? Из машины, наверное, их еще меньше?

– Да, сложно, потому что здесь всего одна траектория. И когда ты сворачиваешь с нее, то это может закончиться даже вылетом. Но я думаю, что больших проблем возникнуть не должно. Конечно, как я уже сказал, будут недовольные – особенно в квалификации. Будут и те, кто неожиданно для себя попадет во вторую часть квалификации или в третью. Я помню, в 2007 году Дэвид заблокировал меня на быстром круге, и я был очень недоволен. Но… в Монако все время происходят такие вещи.

– Сейчас многие пилоты говорят не слишком приятные вещи в адрес новых команд, особенно перед этой гонкой. Ты можешь это понять?

– Да, но я ничего не могу поделать. Я понимаю, что когда сзади приближается машина, которая идет на четыре секунды быстрее, я должен уступить. И я понимаю, что это нужно сделать так, чтобы они не потеряли много времени.

– Но тебе самому надо тоже показывать максимальный результат. Когда ты на быстром круге, и к тебе приближается быстрая машина…

– В квалификации я не собираюсь ничего делать. Если быстрая машина позади меня, но я на быстром круге, я не уйду с траектории. Они могут попробовать обогнать. Может быть, в шикане после тоннеля. Но… Я не собираюсь уступать дорогу. Не в квалификации. Это точно. Я должен добиваться максимального результата для команды. Не надо забывать, что для нашей команды эта гонка – одна из немногих, где у нас есть хотя бы какой-то шанс подобраться ближе к десятке – и квалификация очень важна. Кто знает, что может случиться. Но нам надо выкладываться по максимуму. В гонке – другое дело. Конечно, если я увижу, что кто-то быстрый позади меня – я найду подходящее место и пропущу.

– Ты думаешь, здесь есть возможность побороться за очки, скажем, в дождь?

– Я думаю, от погоды практически ничего не зависит. Это ничего не изменит, по крайней мере, для нас. Но это Монако. Здесь бывают аварии. Или массовые завалы. Могут быть сейфети кары. Многое может произойти, и потенциально здесь у нас больше шансов набрать очки. Но если будет обычная гонка без аварий, то это будет невозможно. Мы все еще далеко позади от «Зауберов», «Торо Россо». И пока у нас нет возможности бороться с ними.

– В прошлый уик-энд у тебя не было возможности выступить в гонке, но ты пробовал новинки, подготовленные командой на тренировках. Что можешь сказать?

– Ощущения позитивные. Я чувствую, что машина стала лучше. И мы сильно прибавили относительно других команд. Если смотреть по квалификации, мы сократили отрыв ото всех, кроме «Зауберов» и «Ред Булл». Мы опередили все остальные новые команды. Это то, на что мы надеялись. Но нам все еще предстоит многое сделать, мы в самом начале пути. Этот пакет – только первый шаг.

– Может быть, сейчас команде стоило бы сконцентрироваться на машине для следующего сезона?

– Да, команде надо будет в ближайшее время принять решение. Сложно сказать, какой путь мы выберем. У нас есть и задачи на этот сезон, мы пока впереди остальных новых команд, но они не стоят на месте, и – особенно «Верджин» – пытаются нас догнать. Конечно, как гонщику, мне бы хотелось сосредоточиться на следующем сезоне. Если у нас есть шанс сделать большой скачок в следующем году за счет того, что мы начнем работать над машиной очень рано, я бы предпочел этот вариант.

– Думаешь, тот пакет, который команда представила в Барселоне, позволит удержать другие новые команды позади?

– Не знаю, гораздо важнее другое. Мы поняли, что движемся в верном направлении. Всего, что мы хотели добиться от этого пакета, мы добились. И это очень важно для будущего команды. Понимание того, что мы можем доверять тем методам, по которым работаем. У нас еще есть несколько новинок, и в Сильверстоуне у нас будет еще один большой комплект новинок. Но затем, наверное, лучше сосредоточиться на машине для следующего сезона. Только так, я думаю, у нас есть шанс пробиться в середину пелетона. Наша цель догнать «Заубер», «Торо Россо», «Уильямс», «Форс-Индию». Я думаю, нам это по силам.

– То, что в команде работает Майк Гаскойн, придает уверенности?

– Конечно. К этому моменту он сделал все, что обещал с самого начала. Не больше и не меньше. У меня нет оснований не верить его словам. Я думаю, он и сам хочет доказать кое-что. И с помощью Тони – той поддержки, которую он оказывает команде – мы можем рассчитывать на многое в следующем году.

– Для новых команд было невозможно построить конкурентоспособную машину в столь короткий промежуток времени. Тебе не кажется, что вы должны были получить больше тестовых дней, чем остальные?

– Это было бы неплохо. Но я не думаю, что другие команды позволили бы это сделать. Так что… Мы должны были пройти через это. Я не знаю, как дела обстояли у других, но у нас просто не было времени проработать детали. Когда мы начали разработку машины, у нас не было даже данных о двигателе. Шасси получилось очень консервативным. Надо было построить машину, которая бы отвечала нормам безопасности и могла проехать круг по трассе. Это все. О скорости мы почти не думали. У нас не было шансов сделать ее лучше за столь короткий промежуток времени.

– Федерация объявила новый тендер для команд и снова собирается назвать победителя летом. И у еще одной новой команды не будет времени на то, чтобы разработать нормальный автомобиль…

– Да, но то же самое было у нас. Я не тот человек, который должен рассуждать, правильно ли поступает федерация. Тот путь, по которому мы идем сейчас, непрост, но я не жалуюсь. Мы никогда и не думали, что будет легко. Для того, чтобы догнать лучшие команды, нужно время. Много времени. И дать сейчас кому-то больше тестов, больше времени на подготовку, будет неправильно по отношению к другим командам. Им просто нужно через это пройти.