13 мин.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ (Как менялось время!)?)

Олимпийские игры это самые крупные соревнования, в которых хотят принять участие самые сильнейшие спортсмены мира. Дети, начиная свой путь спортивной-социализации в различных спортивных школах по различным видам спорта, мечтают стать в будущем Олимпийскими чемпионами. Тратя много времени на учебно-тренировочный процесс (порой целое десятилетие), большая масса из них, конечно же, не достигают своей мечты. Философия победы такова, медалей всего три, а участников намного больше, и еще, не нужно забывать, что соревнования проходят только раз в четыре года. Понятно, что стремясь к своей мечте детства, они попутно выполняют более «низкие задачи» из раздела спорта и физической культуры. Для многих спортсменов высшей категории, попасть на Олимпийские игры это тоже не простая задача, а для некоторых, вся цель спортивной карьеры, которую они строят в течение многих лет своей жизни, многие, конечно же, мечтают стать призерами или победителями. Олимпийские игры привлекают внимание не только спортсменов, но и политических деятелей. Главы государств давно поняли, что спорт, является «политической силой», продвигающей свои «страны» в международном политическом пространстве как бренд рекламы. Олимпийские игры это «жесткая» конкуренция, если не сказать «война» без стрельбы и войны, как среди самих спортсменов, так и среди стран которые они представляют, противореча, конечно же, тем философским основам, которые в них «заложил» родоначальник олимпийского движения Пьер де Кубертен, под названием «олимпизм». Нет ни одного социального явления в мире, привлекающего столь массовое внимания, как Олимпийские игры. В период проведения и подготовки Олимпийских игр, тысячи людей, со всех уголков нашей планеты съезжаются в город, где их проводят, миллионы людей, следят за олимпийскими соревнованиями своих любимцев из различных средств массовой информации (СМИ). Соответственно, сегодня Олимпийские игры это еще и большой бизнес, большие деньги. На игры всегда есть спрос, значит, есть и предложения. В связи с большими гонорарами в Олимпийском спорте, возникает еще и не спортивная конкуренция, соревнуются иногда не спортсмены, а политики, в продвижении своей страны и своих политических интересов, соревнуются «антидопинговые» лаборатории, соревнуются спортивные тренеры и медики, соревнуются спортивные корпорации и компании [1, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 15-19, 22, 24, 26-28]. Однако, учитывая все вышеизложенное, мало кто из этого массивного социального слоя участников, зрителей, слушателей, читателей и всех заинтересованных лиц и связанных со словом Олимпийские игры, знает эволюционно-исторические особенности Олимпийских игр, как и где они зародились, их истинные цели и задачи, философский и мировоззренческий (бытийный) смыл олимпийских идей. Античные Олимпийские игры. Олимпийские игры зародились в Древней Греции, хоть и считается их отсчет в античное время с 776 года до н.э. доподлинно не известно с какого года они начали свой эволюционный путь (существуют различные точки зрения ученых по году их зарождения). Задача статьи, не устанавливать точные сроки проведения игр, а понять на чем основывалась философско-социалогическая идея игр, постичь ее философию. Античные Олимпийские игры (место проведения, участники, негласные правила). Все легенды и мифы о возникновении (зарождении) идеи Олимпийских игр связаны с тем, что они проводились в честь различных побед и подвигов богов (Зевса, Геракла, Пелопса), либо являлись альтернативой войнам (идея царя Ифита). Как мы знаем, по одной из легенд, сын Зевса Геракл в честь одного из своих подвигов отмерил дистанцию в виде 600 своих стоп, затем эта дистанция являлась видом состязания и вошла в программу Античных (Древних) Олимпийских игр, как бег на одну стадию и в дальнейшем от слова «стадий», пошло названия слова стадион [2, 4, 7, 22, 31]. Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что легенды возникновения Олимпийских игр повлияли на формирование программы игр и внесли свой вклад в общую культурную среду при проведении Олимпийских игр. В преддверии самих Античных Олимпийских игр объявлялось священное перемирие (экехерия), выражающееся в прекращении всех войн между враждующими сторонами. Были предусмотрены суровые наказания (денежные и физические), для тех, кто нарушит данное правило, которые на наш взгляд являлись сдерживающим фактором. Была и вера в насланное проклятие от богов за нарушения перемирия. Судьи игр (элланодики) обладали неограниченными правами они выбирались из самых почетных жителей полисов Греции. Во время игр элланодики обязаны следить за соблюдением ритуалов и правил состязаний. Для соблюдения идейно-нравственного принципа Олимпийских игр – состязаться честно, храбро, бескорыстно в духе Античного олимпизма наказывали атлетов за подкуп, трусость, измену своему городу – вплоть до изгнания из священного места Олимпии, где справедливость при состязательной деятельности ценилась превыше всего. Это были первые проявления философии Честной игры, сейчас называемой «Фейр плей» [4, 29-32]. Сами Античные Олимпийские игры являлись важной частью эллинской цивилизации. Следует отметить основные особенности Античных Олимпийских игр: (проводились в честь богов, считалось, Олимпиоником может стать человек, который получил признание свыше; могли участвовать только, свободнорожденные греки; на время игр заключалось священное перемирие (экехерия); женщины и рабы не могли участвовать и наблюдать за играми, под страхом смертной казни; готовились к играм в течении 10 месяцев и еще один месяц подготовка велась в Олимпии; элланодики строго следили за нравственными принципами соблюдения ритуалов и правил. Если рассматривать программу античных игр, то первое время в нее входил один только «стадиодром» (бег на одну стадию) придуманный по легенде Геракла (600 стоп), затем число олимпийских дисциплин возросло. В связи с постоянными войнами между греческими полисами, олимпийские дисциплины имели и прикладной характер (допустим бег в полном вооружении и др.). Философский смысл метания копья, греки видели как подготовку к охоте и метали его на точность, а не как сейчас на дальность. Метание диска развивало руку, которой войн, должен был держать тяжелый щит, и метали его по направлению к солнцу, отдавая честь богам. Кулачные поединки проводились до полной победы над соперником [4, 14, 22, 23]. В 394 году уже нашей эры – декретом римского императора Феодосия I Олимпийские игры были запрещены (существует и другая точка зрения Кыласова, А.В. Нестерова, П.В.) [21, 23]. Его наследник Феодосий II через несколько десятилетий издал декрет о разрушении языческих храмов. Эпоха возрождения Олимпийских игр. Прошло не мало времени, появились сподвижники, которые смогли возродить Олимпийские игры. Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки: Античные Олимпийские игры, за исключением периода средневековья, никогда не забывались, всегда был к ним интерес, они завораживали своей философской Олимпийской идеей; существовали системы физического воспитания: Шведская (П.Х. Линг, Я. Линг), чешская (М. Тырш); Немецкая (И. Гутс-Мутс, Г. Фит, А. Шписс, Ф. Ян и др.); Английская (Д. Локк, Т. Арнольд, Г. Спенсер), французская (Ж.-.Ж. Руссо, Д.Ф. Аморос, Ж. Демени); Русская (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, Е.М. Дементьев). Археологические раскопки 1. Монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге «Палеография Греции» ратовал за раскопки олимпийского городка; Лорд Станхов, английский археолог (1824 год). В-третьих, в это время начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые Международные спортивные объединения: 1. В 1863 году в Англии, создается первое национальное объединение – футбольная лига; 2. В 1864 году состоялась встреча студенческих команд Кембриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту; В 1881 году создается Европейская ассоциация гимнастики; В 1888 году в Америке создается любительский легкоатлетический союз и т.д. [15-19]. Не известно, когда впервые Пьер де Кубертен задумался о возрождении Олимпийских игр, но есть факт, цитаты Кубертена, когда он узнал о раскопках, «Германия раскопала то, что осталось от Древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?». Кубертен взялся за дело, у него было действительно Олимпийское беспокойство. Он изучает опыт организации физического воспитания в разных странах. Находит приемников олимпийской идеи. Человек необычайно деятельный, обладавший незаурядными организаторскими способностями, Кубертен предпринимает поездку по Европе, где сразу же находит горячих приверженцев олимпийской идеи. В 19 лет Кубертен создает спортивный клуб. Впоследствии он создает спортивный союз для детей. В 26 лет он высказал идею о Возрождении Олимпийских игр и всю жизнь посвятил этому благородному делу. 25 Ноября 1982 года выступил в Сорбонне с докладом «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры! Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894 года. Неделю спустя 23 июня 1894 года конгресс принял решение о Возрождении Олимпийских игр, делегаты сформировали постоянно действующий комитет, который должен был организовать и провести Игры. Первые Олимпийские игры было решено провести в 1896 году в столице Греции Афинах (И.И. Круглик) [1, 5-7; 15-24]. Эпоха Кубертеновской Олимпийской мысли. Пьер де Кубертен это целая эпоха в развитии философской олимпийской мысли. Как известно, Кубертен любил историю, он, безусловно, знал не только о раскопках проводимых в Олимпии, но он знал и основные идеи эллинов. С его именем связано возрождение Олимпийских игр современности, реформирование системы образования и воспитания с помощью спорта. Кубертеном были сформулированы положения, которые можно считать «Кубертеновской моделью идеала олимпийца», т.е. те качества характера и основы поведения, которыми он должен обладать. Кубертен видел спорт и спортсмена глазами творца. Он ратовал за объединения духовного и физического в одной личности, видел спортсмена любителя, не получающего гонорар за свое выступление, видел объединение спорта с наукой, культурой, образованием. Принцип любительства в спорте был ключевым в концепции Кубертеновского олимпизма. Кубертен не поддерживал, поощрений занятий спортом, т.е. он поддерживал бескорыстный спорт. Пьер де Кубертен считал, что спортсмен не должен стремиться к достижению рекордного результата, к победе любым способом. Он должен соревноваться честно, проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Ключевой идеей Кубертена и наиболее важной, по мнению автора статьи, было использование спорта как средства укрепления мира между нациями и установления международного взаимопонимания [19, 20, 24]. Современные Олимпийские игры. Сегодня, и во многом благодаря Кубертену, Олимпийские игры интернациональны, они говорят на всех языках мира, участвуют спортсмены со всех континентов нашей планеты. Олимпийский огонь как один из символов Олимпийских игр побывал в космосе и на глубине океана, но зажигается он до сих пор в Олимпии, как дань уважения прошлому. Начиная с Игр II Олимпиады, 1900 года (Париж, Франция) установлено гендерное равенство, женщины тоже стали принимать участие в Олимпийских играх. У Олимпийских игр появилась своя символика. Однако, многие ключевые идеи Кубертена потеряли свою актуальность в современных реалиях Олимпийского спорта, происходит переосмысление ценностей, принципов и идеалов, разработанных Пьером де Кубертеном в соответствии с современными социо-культурными условиями жизни. В связи с этим можно ставить вопросы: Олимпийское движение движется по гуманитарному пути ?» В настоящее время олимпийское движение утрачивает свою гуманистическую направленность, Международный олимпийский комитет, отказался от целого ряда тех идеалов и ценностей олимпийской концепции разработанной Пьером де Кубертеном в конце XIX начале XX века. Олимпийский спорт профессионализирован, о любительстве и речи быть не может. Спортсмены зарабатывают огромные гонорары. Встречается масса примеров нарушающих Олимпийскую хартию [25] и основные принципы честного соперничества. Из различных других социо-культурных течений появились «вызовы» Олимпийскому движении. Ведущими из них можно считать следующие: политизация, национализм, расизм и дискриминации, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация женского спорта, насилие, коррупция, терроризм, СМИ и др). Они находятся за пределами Олимпийского движения и всегда находятся в противоборстве с идеями и принципами олимпизма [8, 11-13; 15-19]. «Зеркало» Олимпизма, прошлое, настоящее и будущее Олимпийских игр. История это свидетель прошлого. Без истории не будет будущего. История зарождения, становления и развития олимпизма многовековая и уходит корнями в античность. Античные Олимпийские игры это уникальное явление, которое досталось нам как наследие из прошлых веков. Много с того времени всего изменилось. Кроме греков, стали участвовать в Олимпийских играх все нации, без какой либо дискриминации. Женщины стали полноправными участниками Олимпийских игр. Существенно расширилась программа Олимпийских игр. СМИ связывают информационно все страны мира, на Олимпийцев смотрят, за Олимпийцами следят во всех уголках планеты. Да, многие идеи Кубертена преданы забвению, однако спорт, захватил умы миллиардов людей, это уникальное явление, объединяющее людей не смотря на национальность, религию, пол и различные прочие отличия [2, 3]. Заключение. В данной статье рассмотрены Олимпийские игры в предмете философско-социалогического анализа под влиянием эволюционно-исторического подхода. Олимпийские игры были, они есть и они будут, а что мы в них вложим, как будем использовать свои возможности их улучшить, то получим от них.

Библиографический перечень

1. Агеевец В.У., Курамшин Ю.Ф., Круглик И.П., Круглик И.И. Эволюция основных идей олимпизма от античности к современности // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс. СПб. Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. С. 233-237.

2. Агеевец, В.У., Ходоров, А.М. Пять колец: идеи и мораль. Умножать и развивать олимпийские традиции // Л.: Лениздат, 1985. 160 с.

3. Аксенов, Г.М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение: автореф. дис. ... канд. пед. наук // Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М.: ООО Принт Центр, 2003. 23 с.

4. Базунов, Б.А. Кумиры стадионов Эллады // М.: Советский спорт, 1. 2004. 372 с.

5. Бубка, С.Н. Олимпийский спорт в обществе: история развития и современное состояние // К.: Олимп. лит., 2012. 260 с.

6. Бубка, С.Н. От возрождения олимпийских идей и традиций – к возрождению Олимпийских игр // Теорія і методика фіз. виховання і спорту. 2012. № 3. С. 102–110.

7. Визитей, Н.Н. Социология спорта. Курс лекций // К.: Олимп. лит., 2005. 247 с.

8. Визитей, Н.Н., Манолаки, В.Г. Идея олимпизма и реалии современного мира // Гос. ун-т физ. воспитания и спорта Респ. Молдова. Теория и практика физической культуры. 2011. № 1. С. 43-47.

9. Егоров, А.Г. Олимпизм и проблема «двух культур» в спорте // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Межвуз. сб. науч. тр. Смоленск., 1994. С.57-60.

10. Егоров, А.Г. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физической культуры. 2001. С. 18-23.

11. Исинбаева, Е.Г. Идеи олимпизма: прошлое, настоящее и будущее // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 2010. № 1. С. 18-20.

12. Исинбаева, Е.Г. Современные Олимпийские игры – праздник идеалов олимпизма // Теория и практика физической культуры. 2010. № 8. С. 9 -12.

13. Исинбаева, Е.Г. Концептуальная модель эволюции современных Олимпийских игр // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Волгоград, ВГАФК, 2010. 23 с.

14. Кессиди, Ф.Х. Сократ // С.-Пб.: Алетея, 2001. 352 с.

15. Круглик, И.И., Курамшин, Ю.Ф., Круглик, И.П. Современный спорт и олимпизм – совместимы ли эти понятия ? // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс. 16–18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса: [в 2 ч.] Ч. 1. СПб., Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. С. 274-278.

16. Круглик, И.И., Круглик, И.П., Курамшин, Ю.Ф. Основные «вызовы» олимпийскому движению и актуализация термина «Олимпийская политика» // VIII Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 12–14 октября 2017 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса / Под ред. В. А. Таймазова. СПб., Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2017. C. 33-35.

17. Круглик, И.И. Олимпизм под влиянием времени // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Студенческая наука в системе инновационных технологий физической культуры и спорта», 02-03 октября 2014 г. Санкт-Петербург. С. 52-56.

18. Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Изменение идеалов и ценностей олимпизма, от античности к современности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4898 (дата обращения: 21.04.2015).

19. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф., Круглик И.П. Кубертеновский идеализм спорта и современные реалии спорта // сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной, научно-практической конференции Олимпизм: истоки, традиции и современность: Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. С. 239-248.

20. Кубертен, П. де. Олимпийские мемуары // Киев: Олимпийская литература, 1997. 180 с.

21. Кыласов, А.В. Окольцованый спорт // М. 2010. 326 с.

22. Лагутина, М.Д. Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры: учеб. пособие. Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, Сибирская олимп. Академия. Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. 179 с.

23. Нестеров, П.В. Античные олимпийские игры в период упадка Олимпии как отражение древнегреческой идеологии и педагогики // автореферат дис. … кандидата педагогических наук, Малаховка, 2010. 21 с.

24. Новоскольцев, В.А. Пылающая эстафета // М.: Физкультура и спорт, 1979. – 303 с.

25. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). Швейцария: Международный олимпийский комитет, 2015. 51 с.

26. Родиченко, В.С. Твои Олимпийские игры М.: ИЦ «Фэйр Плэй», 1993. 47 с.

27. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта : учебник. М. : Физическая культура, 2004. 400 с.

28. Суник, А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX –XX веков // 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. спорт, 2004. 764 с.

29. Чесноков, Н.Н., Мельникова, Н.Ю. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. 1. С. 20-30.

30. Чиглинцев, Е.А. Пьер де Кубертен: мечта об олимпийских идеалах // Античность: политика и культура: Сб. ст. Казань, 1998. С. 105–110.

31. Эмпедокл // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1985. С. 350–414.

32. Diem C. The Olympic Idea: discourses and essays. Köln: Carl-Diem-Institute, 1970. 121 p.