6 мин.

Футбольная академия «Аталанты»

В Италии «Аталанту» зовут королевой провинции — эта периферийная команда по числу выступлений в высшей итальянской лиге уступает только представителям региональных центров-столиц. Но никогда не становилась чемпионом, в отличие от них. Зато в 1955 году первая прямая футбольная трансляция Италии состоялась с участием «Аталанты». А в 1988 году клуб добрался до полуфинала Кубка Кубков, находясь при этом в серии В, втором итальянском дивизионе. Но с деньгами у бергамских нерадзурри всегда было туго и не спасал даже созданный в конце 40-х юношеский сектор — успехи местной молодежи в большом футболе были скромными.

В трудном для клуба начале 90-х идею подхватил новичок-президент Антонио Перкасси, и, надеясь поправить дела, основательно взялся за юношеский сектор. Увлеченность воспитанием молодежи потом так по наследству и передавалась от владельца к владельцу. Первым делом Перкасси уговорил и пригласил Мино Фавини, чрезвычайно успешного скаута и руководителя юношеского отдела из соседнего «Комо». Фавини к тому времени уже открыл для Италии Пьетро Верховода, Джанфранко Маттеоли, Марко Симоне, Джанлуку Дзамбротту. В «Аталанте» энтузиаст Фавини получил больше свободы и, конечно, денег на создание будущей империи.

Результаты пошли сразу. Если до этого бергамская молодежь всего раз была чемпионом страны (в конце тех же 40-х), то с появлением Фавини победы вошли в привычку. Заработали все уровни клубной школы, от мала до велика. Но планы вынашивались еще более грандиозные: организация отдельной детско-юношеской структуры, эдакого клуба в клубе. Фавини предвидел, что для масштабного воспитания профессиональных футболистов нужно нечто особенное — комплексный подход.

Началось создание центра по подготовке детей и молодежи. Сейчас этот студенческий городок, богато оснащенная «Каза дель Джоване», базируется в Дзингонии, конгломерате нескольких деревень. Занимается здесь более 200 детей. Трудно поверить, что у истоков стоит один-единственный человек, но именно подходы Фавини легли в фундамент и превратились в целую философию, исповедуемую в этом футбольном государстве.

Просмотр и предварительный отбор маленьких граждан для этой страны начинается с 9-10 лет. На этом этапе принцип только один. Оценивается природная одаренность, которую определяют по движениям на поле и естественному сродству к мячу: как маленький ребенок с ним работает, принимает, набивает. Если «Аталанту» заинтересовал кто-то за пределами Бергамо, то по закону приходится ждать до 14 лет, пока подросток не закончит общую школу у себя в регионе. Клуб поддерживает тесные связи с десятками футбольных секций по всей Ломбардии и Италии, снабжает тамошних тренеров методическими материалами и помогает в подготовке юных спортсменов даже если те впоследствии выберут другую академию. Монополии на таланты не должно, уверен Фавини.

У него детально разработаны требования буквально к каждому году учебы. До 13 лет в школе «Аталанты» физические данные не имеют никакого значения, внимание уделяется только технике работы с мячом. Лишь с 14 лет на сцену выходят физические характеристики, а кроме того умение держать и «находить» мяч на поле. В 15 лет футболист уже должен демонстрировать выносливость. С 16 лет роль играют интуиция, тактика и перемещения по полю. В целом концепция Фавини такова: если у тебя есть талант, то нужно работать вдвойне по сравнению с остальными, чтобы по-настоящему раскрыть этот природный дар.

Большинство профильных наставников в школе «Аталанты» — бывшие профессиональные футболисты, сумевшие пройти отбор в первую очередь по психологическим и педагогическим качествам. Одних тренеров школа уже подготовила около 60. Но комплексный подход Фавини на этом только начинается. Дети в спортивном интернате Дзингонии продолжают учебу и по общеобразовательной программе, причем их оценки 75-летний руководитель отслеживает лично. В пример отстающим он неизменно приводит игроков сборной Италии и своих выпускников, Джампаоло Паццини и Рикардо Монтоливо. Несмотря на спортивные нагрузки и занятость, оба получили и гражданскую специальность: один — бухгалтер, другой — геодезист. Весь персонал академии — тренеры, доктора, массажисты, водители, повара, психологи — подобран тщательно, с учетом специфики работы, и в его составе своя воспитательная роль отведена даже католическим священникам. У Фавини в «Аталанте» для формирования будущего профессионала одинаково важны и сам футбол, и общая дисциплинированность, и психология, и образование, и уважение к окружающим.

Учат в Дзингонии даже родителей — и этот аспект подготовки юного спортсмена сумел охватить мудрый Фавини. Создано что-то вроде «школы боления», где мамы и папы узнают, как вести себя с маленькими футболистами и их тренерами и не давить ни на тех, ни на других.

Главное, по словам педагога Фавини, — не загонять ребенка в жесткие рамки и позволить ему проявлять творчество на поле и в жизни, играть, социализироваться и полноценно проходить все стадии развития. За два десятилетия руководства Фавини молодежные команды, поделенные в академии на 6 уровней, выиграли 16 различных турниров, преимущественно чемпионаты Италии в своих возрастных группах. К моменту попадания в первую команду «Аталанты» таких уже не назовешь новичками — они привыкли выигрывать, у них есть психология победителя и умение трудиться на команду. В отличие от крупных клубов в основе «Аталанты» могут заиграть не только щедро одаренные ребята — тут многим найдется место, здесь не так давит результат и есть возможность окрепнуть и встать на ноги в большом футболе.

Четыре года назад школа «Аталанты» была второй в Италии и четвертой в Европе по числу выпускников (27), играющих в элитных дивизионах континента. Сейчас их меньше, в основном из-за того, что бергамаски, где чуть не половина основы «своя», опять вылетели в серию В. Зато внутри Италии академия вышла на первое место: в серии А играет и числится 18 учеников Фавини и К.

В среднем академия «Аталанты» выдает 7-8 профессиональных футболистов в год. Здесь действительно делают это в промышленных масштабах, не полагаясь на случайные факторы. Сейчас 115 выпускников клубной школы играют в профессиональных командах Италии и зарубежья. Все бы хорошо, но проблема №1 для Фавини — способную молодежь часто воруют, а особенно в этом свирепствуют англичане. В Италии с 16-летним игроком нельзя заключить контракт, и даже если формально юный игрок подпишет с клубом какую-то бумагу, то в рамках УЕФА этот договор силы иметь не будет. Мэтр все еще надеется, что элитные лиги Европы как-то договорятся между собой и непорядок прекратится. А пока в академии маленькой «Аталанты» готовится очередной выпуск.

Фавини шутит, что занятие это у него наследственное. Он родился в семье пекаря и, по сути, продолжает семейное дело, только в другой сфере. Судя по количеству выпускников, он на самом деле словно пирожки печет. Наставник сборной Италии Чезаре Пранделли, начинавший тренерскую карьеру в «Аталанте» и перенявший от своего учителя способность разглядеть и раскрыть талант, называет Фавини «Особенным». Как Жозе Моуринью, только еще важнее — в принципах Фавини и его школы, возможно, кроется решение проблемы с итальянской футбольной молодежью, уровень которой за последние годы прилично упал. Да и скорое введение финансового фэйр-плей заставит неразвитую клубную экономику Италии обратиться к истокам. И это уже происходит. Бергамский подход способен помочь не только в спорте: как говорит Фавини, «Мы растим в первую очередь человека, а уже потом — футболиста».

 

P.S. подписываемя на блог! и оцениваем пост!