7 мин.

Ископаемый хоккей

Итак, не смотря на то, что жуткие кошмары о гибели тольяттинской «Лады», могут сбыться уже в течении ближайших 24 часов, я все-таки поведаю о том, где и в каких условиях до последнего момента приходилось играть нашей команде, а болельщикам за нее болеть. К сожалению, я так и не смог разобраться как тут вставлять картинки, так что если подскажите, то я это сделаю позже, а пока читайте и наслаждайтесь.

Домашней ареной (слово-то какое крутое) «Лады» на протяжении всей ее истории был Дворец Спорта «Волгарь». Его фотографию вы можете легко найти в интернете. Для тех кому лень этим заниматься, попрошу представить скелет древнего крупного динозавра. Представили? А теперь спроецируйте этот палеонтологический образ на архитектурное сооружение и - вуаля! - только что вы составили самое четкое представление о том, что такое «Волгарь», с чем я вас и поздравляю. Любая ледовая арена начинается с касс. Дворец спорта «Волгарь» начинается с очереди к ним. 2900 мест сидячих мест. Каждое из них — это роскошь, позволить себе которую могут а) вазовские начальники; б) их друзья/близкие/знакомые/знакомые их знакомых; в) случайные счастливчики; г) неслучайные наглецы.

Категории а) и б) владеют сезонными абонементами и, как правило, именно они заполняют до 2500 мест, а то и больше. Их прихода ждут до последнего момента и лишь за десять минут до начала матча открывается одна единственная касса, расположенная в крохотном помещении. К этому времени возле нее вытягивается очередь, порой заплетающаяся в самые причудливые узелки. Ближе к выходу она постепенно распыляется, в итоге у входа во дворец собирается уже толпа размером с приличный митинг. Здесь можно встретить болельщиков гостевых команд, болельщиков «Лады», отъявленных барыг, а также тех кто пытается вычислить этих барыг с одной благой целью — чтобы не стоять в душной очереди возле малюсенького окошка кассы. Кстати, цены на билеты в кассе не очень большие — 150 рублей сидячее место и 70 рублей стоячее. У барыг они могут достигать до 300 и даже 500, в зависимости от значимости матча и соперника. Одним словом, если у вас есть деньги вы всегда попадете на матч, если нет, ищите хороших знакомых или — аривидерчи.

Отдельно нужно описать тот момент, когда открывается одинокая касса. Здесь подключаются категории в) и г). В этот решающий миг пространственно-временной континуум на долю секунды замирает, после чего с удвоенной энергией запускается вновь, от чего у мужчин, женщин, детей стоящих в очереди, повышается уровень адреналина в крови и мутнеет сознание. Напрочь забывается порядок в очереди и на первое место выходят самые наглые, проворные и мускулистые. С честью могу сообщить, что тот единственный раз, когда мне посчастливилось побывать в этой мясорубке, мне помогла другая черта характера — настойчивость. В тот день мой младший брат впервые в жизни увидел хоккей не по телевизору, а сидя на трибуне.

После того, как вы стали избранным обладателями заветного билетика, вы проходите через металлоискатель и нехитрый обыск, и оказываетесь в холле дворца. Здесь вы можете взять программку на матч. В прошлом году они были гораздо толще, в этом они состоят всего из восьми полос. Также вы можете выпить кофе, приготовленный роботом-автоматом, и приобрести различные товары с клубной символикой. И тут — внимание! Это уникальный момент! Только здесь и только в день матча вы можете купить настоящую джерси «Лады». Магазинчик товаров с клубной атрибутикой (в том числе и клубов НХЛ) удобно примостился в гардеробе. Что называется, милости просим. Вход на единственную трибуну (это одна из особенностей клубной инфраструктуры — все в единственном экземпляре) расположился на втором и третьем этаже. Необходимо подниматься по ступенькам ножками — топ-топ. Здесь вас встретят жизнерадостными лицами буфетчицы, у которых вы можете можете приобрести аппетитного вида пирожные, мини-пиццу, сосиску в тесте, котлету в тесте, колбасу в тесте — как видите, с тестом у нас любят экспериментировать. Ну и конечно же напитки — соки, минералка, газировка, чай, кофе и пиво. Цены — как в любой столовке. Все это очень хорошо, но съесть и выпить все то, что вы купите, придется до того, как вы пройдете на трибуну. И тут без компромиссов.

К слову об обстановке и внутреннем антураже — добро пожаловать назад в СССР. С тех пор единственное, что здесь добавилась — сцена. С нее во время самых значимых событий (например если Илья Брызгалов привозит Кубок Стенли) пиликают на скрипках и дуют в саксофоны. И вот настает тот самый момент, когда перед вами раскрываются тяжелые деревянные двери, ведущие на трибуну. Вы проходите и, если у вас сидячее место или абонемент ищите свое место, если стоячее — устраиваетесь на лестнице между секторами и ждете. Ждете двух вещей: начала матча и свободных мест. Сама арена «Волгаря» напоминает кинотеатр — одна трибуна и напротив сцена, где сидят статисты, клубное руководство, Ви-Ай-Пи гости и самые важные в мире спорта люди — господа журналисты. Кстати, на минувшем матче с ЦСКА, где «Лада» проиграла 2:4, присутствовал Владислав Третьяк. Теперь я могу вычеркнуть один из пунктов в своем списке обязательных дел, которые мне нужно выполнить в жизни — увидеть Третьяка живьем. Другой пункт — взять у него автограф и сфотографироваться с ним, пока ждет своего времени.

На матч приходят самые разнообразные зрители, с самыми разнообразными понятиями о морали. Впрочем, с этим прискорбным фактом смогла ознакомиться вся страна минувшей весной, во время серии плей-офф все с тем же ЦСКА. Но не все из того, что обычно кричат тольяттинские зрители в тот раз попало в эфир. И это самое прискорбное. В смысле не то, что болельщики России не смогли ознакомится со всеми известными тольяттинцам матерными словами, а в том, что тольяттинцы не стесняются все это произносить. Я вас уверяю — Тольятти далеко не город, где живет одна гопота и быдло. Большинство людей, здесь все же имеют представление об общепризнанных нормах приличия. Как раз они считают, что посетить хоккей — это один из самых лучших способов с пользой для себя и своих родных провести время. Такие люди приводят с собой семьи, в числе которых есть и маленькие дети. Однако находится другая категория зрителей, которая почему-то убежденна, что любой судья имеет явные гомосексуальные наклонности, и об этом должны знать все. Как правило, они уходят с трибун за одну минуту до окончания периода, чтобы успеть к лотку с пивом, и за две-три, а то и пять (если матч складывается для «Лады» не самым лучшим образом) минут, чтобы... а черт их знает зачем!

Сидят зрители на стареньких, как и все в «Волгаре» складных стульчаках, которые впрочем еще довольно сносны. Пресса же, сидящая на против них, располагается на жестких деревянных стульях, на которые, дабы не простудить причинное место, кладутся мягкие поджопники, однако на всех их не хватает и джентльмены делятся своими с дамами. Но не только благодаря этому зрители находятся в выигрыше. Во-первых, по краям сцены, на которой и установлена ложа прессы, как и должно быть у любой приличной сцены, висит занавес. Журналистам, сидящим по краям, из-за этого наследия советской многофункциональности, не видно ни черта из того, что происходит в ближайших углах площадки. Если бы человеческие шеи умели растягиваться, тольяттинские журналисты уже давно бы напоминали жирафов. Во-вторых, это конструкция на которой установлена пресс-ложа. Ей Богу, в один прекрасный день ее обрушение затмит все финансовые неурядицы в «Ладе». При мне один человек имел неосторожность облокотиться на деревянный поручень, который тут же отвалился. Как этот счастливчик сумел удержаться на ногах и не рухнуть вниз головой с высоты в человеческий рост, для меня загадка. Еще одна интересная деталь. В этом году лучшим игрокам матча клуб дарит торты — и как с этим, скажите, соблюдать спортивный режим?:) Отличный выход нашел, кажется, Бранко Радивоевич из «Спартака» — он от своего приза просто отказался.

Ну вот и все, звучит финальная сирена, зрители, из тех кто досидел до конца, расходятся, покидая внутренности это архитектурного наследия советского палеолита, через двери второго этажа. Разочарованные поражением от ЦСКА, они выходят на балкон, спускаются по лестнице и даже не подозревают, что возможно присутствовали на последнем матче хоккейного клуба «Лада».

PS

Недавно узнал, что размер ледовой коробки в «Волгаре» нестандартный. По ширине она сопоставима с финскими стандартами, где, я напомню, используется средний между европейским и американским размером. И ни кто об этом не догадывался.