9 мин.

Быстрая и красивая

После участия в конкурсе на сайте sports.ru юная карельская лыжница Александра Попова стала без преувеличения местной героиней. Ей всего 17 лет, и она учится в 10 классе одной из школ Петрозаводска. Стиль ее жизни опровергает классические мифы о спортсменах, которые только и знают, что тренироваться. Саша много читает, углубленно изучает два иностранных языка, интересуется спортивной и общественной аналитикой. Умная девочка, да еще и красавица. Из любопытства приняла участие в конкурсе «Мисс Sports.ru 2012». И стала третьей из ста участниц.

Быстрая или красивая? 

— Так вышло, что много времени я провожу в дороге. Даже в городе: живу на Ключевой, тренируюсь на Кургане. Поэтому мобильный Интернет в телефоне всегда со мной. Однажды открыла для себя сайт sports.ru. Спортивных ресурсов в Сети достаточно, но в основном везде цифры, результаты, сухие отчеты. А тут я увидела статьи, написанные живым языком, обсуждения. Подсадила на этот сайт и подружку свою. Она и предложила поучаствовать в конкурсе «Мисс Sports.ru». Сказала: «Это твое! Ты, во-первых, спортсменка, во-вторых, красавица». Ну, или наоборот, я уже не помню. У нас же в спорте на тренировках комплиментов не услышишь.Те, кто вместе со мной занимаются, оценивают девушек характеристикой «быстрая/медленная», а не «красивая/некрасивая».

— Было очень обидно, когда все время лидировала, а за 2 часа до конца голосования вдруг оказалась на 3-м месте. Даже письмо организаторам написала: «Как же так? Разве такое возможно?» На что получила невнятный ответ: «Понимаешь, это же голосование. Стали больше голосовать за соперниц. Бывает...» Переживала — проигрывать всегда непросто, тем более все это показалось мне подозрительным и несправедливым.

Мама всегда рядом

— Лыжами серьезно занимаюсь уже 7 лет. Разглядел во мне лыжницу друг моей старшей сестры. Пришла я тогда еще с деревянными лыжами в секцию. Первый и лучший тренер мой – Антонина Павловна Тибурева. Она из меня лыжницу и сделала. Однажды в летнем спортивном лагере (лет 12 мне было) сказали: «А бегите, сколько сможете!» Тогда я впервые 50 километров осилила на лыжероллерах. На следующий день пришлось вызывать из города маму: мне было плохо, ничего не ела, лежала пластом. Но, как ни странно, с тех пор полюбила именно длинные дистанции.

— Вообще, мама — мой самый большой поклонник и даже в какой-то степени моя психологическая движущая сила. Когда я стою на пьедестале, всегда нахожу ее глазами среди зрителей. Мама на всех соревнованиях, которые проходят в Петрозаводске, стоит рядом на трассе. И ее поддержка очень мне помогает. Услышу на последнем подъеме мамин голос: «Зайка, беги! Еще чуть-чуть осталось!», и сразу легче становится, и силы откуда-то берутся.

Как слова родного человека могут помочь на лыжне, очень хорошо знает и наша землячка, олимпийская чемпионка Евгения Медведева. Она рассказывала, что во время решающего рывка слышала только одно: крик своего мужа Алексея: «Лети!» И тогда Евгения действительно полетела навстречу олимпийскому «золоту» Турина-2006.

«Почему так холодно коленкам?»

— На коротких дистанциях думать некогда, бежать надо изо всех сил. А мне нравится работать долго. Тогда и подумать есть время. В начале таких гонок обычно просчитываю планы на ближайшее время. Но иногда мысли совсем неожиданные и от них порой не отделаться. Во время одной гонки в голове постоянно звучало: «Почему мерзнут коленки? Ну почему же так холодно коленкам?»

— На любой длинной дистанции есть критический момент, когда силы, кажется, покидают тебя полностью и идешь «на зубах». Перетерпишь это, и становится легче, появляется «второе дыхание». Вот в такие самые трудные моменты иногда думаешь: «Разве это проблемы? Радуйся, что ты ходишь, бегаешь. Есть люди, которые лишены этого. Вот им по-настоящему тяжело, а у тебя это просто временные трудности. Тебе больно? У тебя — хорошая боль».

«Чувствуем себя дурачками»

— Мое третье место в конкурсе «Мисс Sports.ru» — мой самый большой успех в российских соревнованиях. На лыжах пока все гораздо скромнее. 14-е место на мурманском «Празднике Севера» в прошлом году, на российских первенствах — места в третьей, четвертой десятке. Понимаете, мы приезжаем туда и видим рядом совершенно другие команды — в экипировке, в спортивных костюмчиках «с иголочки», приезжающих на своих автобусах со своими сервисменами. А у нас тренер: он же и еду нам готовит, он же и лыжи обкатывает перед соревнованиями. Таких, как мы, «команд-замухрышек», на российских первенствах меньшинство. Чувствуем себя дурачками. Поэтому 30-е, 40-е места — это наш предел.

— Лыжная трасса на Кургане хорошая только благодаря нашим «старичкам», которые ее каждый год готовят. У меня такое ощущение, что они еще при Сталине жили. Пусть они и ворчат постоянно, но трасса в таком отличном состоянии только благодаря им. Не умеют они халтурить, делают на совесть. Что будет, когда их не станет?.. Вот сейчас там новое здание построили, вроде как гостиницу. Нам сразу сказали: «Вы ходить туда не смейте» Вот и ютимся в старом деревянном домике. Там комнатки совсем маленькие: одежду нормально не просушить, лыжи не подготовить. Зато гостиницу построили. Но не для нас, спортсменов. Да и на наших внутренних соревнованиях мы мало кого интересуем.  Стоишь порой на пьедестале вроде в победителях, а тебе грамоту сунут — и все...

«Наши все звезд из себя строят»

— В этом году в феврале я ездила в Москву зрителем на этап Кубка мира по лыжным гонкам. Километровая трасса была проложена в Лужниках, но даже там не смогли создать для зрителей нормальных условий — негде ни погреться, ни чаю попить. Зато все спортсмены были доступны не только для журналистов, но и для таких, как я. Ну, к нашим-то не подходи — все звезд из себя строят. А вот норвежцы — замечательные лыжники: открытые, общительные. Автографов я не брала, а вот фотографии на память сделала, поговорила. Вообще, заметила, что наши сильнейшие лыжники, по крайней мере те, с кем сталкивалась, ведут себя очень высокомерно. Предсезонные сборы мы проходим в Псковской области, в местечке Остров. И рядом с нами там живет и занимается и сборная России. Идет «сборник» на тренировку и обязательно выбирает маршрут, чтобы пройти через скопление юных спортсменов. Нравится очень ему, когда его начинают узнавать, автографы просить. Весь из себя такой знаменитый...

— У меня есть нелюбимый поезд, 382-й, Москва — Мурманск. Наша карельская сборная на нем всегда ездит, потому что там билеты самые дешевые. По иронии судьбы, мы с моим другом именно на нем возвращались из Москвы с этапа Кубка мира. Проехали пару часов, и в нашем вагоне прорвало систему водоснабжения. Вся вода вылилась, отопление отключили, холод дикий. Проводница сказала: «Стариков и детей я размещу по другим вагонам, а остальные — извините уж...»

— Неудачи наших спортсменов, я считаю, носят чисто психологический характер. Мало того, что они сами проигрывать не умеют, раскисают сразу, так еще постоянное давление идет — начиная от чиновников спортивных и заканчивая зрителями. Им твердят сначала: «Вы должны!», а потом смешивают с грязью, когда они не смогли. И вот это постоянное «надо, надо, надо» подламывает большинство из них. Трудно себе представить, чтобы, например, от Магдалены Нойнер  кто-то чего-то требовал. Она сам решает, в какой она форме сейчас, когда и как ей бежать, уходить ей из спорта или продолжать выступать. Или взять тех же норвежцев. У них бывают провальные выступления, но они выходят потом на дистанцию и побеждают, потому что никто им не твердит после этого, что они посредственность и ничего в этой жизни не могут... Поэтому, считаю, что психологов хороших, профессиональных нашим сборным не хватает.

Отговаривать бесполезно

— Я обожаю скорость. Летом на лыжероллерах гоняю. Помню, когда училась кататься на них, все локти и коленки были разбиты. Но падала, поднималась и мчалась дальше. На лыжах такого ощущения полета нет, а на роллерах скорости гораздо выше. В прошлом году мне купили велосипед — я была на седьмом небе от счастья.

— Моя мечта — триатлон (плавание, велосипед, бег). Я маму уже предупредила, что после 18 лет обязательно пройду дистанцию «Iron Man». Это 4 километра плавания, 160 километров на велосипеде и марафонская дистанция (42 км 195 м) бегом. Мама понимает, что отговаривать бесполезно.

— Нынешний сезон не сложился у меня. Что-то болею постоянно. В начале сезона были старты, в принципе проходные, но баллы в зачет шли. А у меня температура подскочила до 38. Уговорила маму, что все-таки пробегу. Пробежала, не сошла. Я вообще никогда не сходила с дистанции. Вернулась домой — уже 39 температура. Сказали, вирус какой-то подхватила. Вот и сказывается до сих пор, видимо.

— По юниорам мне еще год бегать. Потом уже взрослые лыжи начнутся, но я решила: «Если уж начала, то надо идти до конца!» Тем более что в прошлом году на одних соревнованиях до места, которое давало мне право на присвоение звания «Кандидат в мастера спорта», не хватило всего лишь одной секунды. Думала, в этом году выполнить, но вот иммунитет мой меня подвел. Зато, наверное, вырабатываю другой — к неудачам.

 

 

Маленькие фото кликабельны

Интервью опубликовано в интернет-журнале "Республика Карелия" 22 марта 2012 года

Фотограф - Михаил Никитин