12 мин.

«В субботу он женился, а в воскресенье утром уже был на поле». Ирландец, научивший «Реал Мадрид» играть в футбол

История Артура Джонсона.

Имя Артура Джонсона неизвестно многим болельщикам «Реала», но он был краеугольным человеком в истории клуба в первые годы его существования. Артур Вер Скотт Джонсон родился в Дублине 31 августа 1878 года. В то время Ирландская Республика еще не обрела независимость от Соединенного Королевства (это произошло в 1916 году), поэтому по документам Джонсон всегда указывался как «англичанин». Интересно, что Артур родился с британским гражданством, но умер в 1929 году с ирландским паспортом благодаря приобретенной независимости 13 годами ранее.

Недавно его внук Дэйв вышел на связь с авторами проекта La Galerna по Skype. Это 75-летний мужчина, чрезвычайно приветливый и увлеченный историей своего деда. «Если бы вы спросили его, мой дед сказал бы, что он ирландец, хотя в то время Ирландия все еще была частью Соединенного Королевства, а он был частью англиканской церкви. Он был набожным англиканцем, который, тем не менее, женился на еврейке, моей бабушке Аде. Смелый поступок для того времени, который очаровывает нашу семью. Похоже, что та свадьба, которая состоялась в Испании, представляла собой небольшой бюрократический подвиг, потребовавший вмешательства британского консульства в столице страны».

Первые известные данные о Джонсоне указывают на то, что он играл в английском любительском футболе на разных позициях. Некоторые источники утверждают, что он играл за знаменитый «Коринтиан», команду, вдохновившую «Мадрид» выбрать основным цветом своей формы белый (символизирующий чистоту, благие намерения). Однако Артур не фигурирует в официальных протоколах матчей указанного английского клуба конца XIX века.

По работе Джонсон поселился в Мадриде в первые месяцы XX века. По словам Джеффа Уайзмана, автора единственного существующего произведения о его фигуре, Артур работал над модернизацией канализационной системы после эпидемии холеры, произошедшей в 1885 году. Дэйв не уверен, правда ли это.

«Его профессиональная деятельность в Мадриде неизвестна, хотя ясно, что почти всю свою жизнь, в том числе и на этом этапе, он проработал техническим инженером в британской химической компании United Alkali, подрядчиком которой он был».

Дэйв предполагает, что перед приездом в Мадрид Джонсон проезжал через Уэльву и вступал в контакт с пионерами футбола в Испании, английскими горняками, которым мы обязаны рождением «Рекреативо», старейшего клуба Испании, но эта связь на данный момент это не более, чем наводящая на размышления гипотеза.

В столице он встретил свою любовь, а также продолжил увлечение футболом. Джонсон жил в квартире с неким Джо Сильвером на улице Белен. Именно здесь жил ирландец, научивший «Реал Мадрид» играть в футбол.

Вышеупомянутая Ада, его будущая жена и еврейка, приходилась сестрой его соседу по комнате. Ее девичья фамилия была Ада Сильвер. Они встретились во время визита Ады к ее брату в Мадрид и поженились в англиканской часовне в Мадриде (тогда на Пасео де ла Кастельяна) 19 апреля 1902 года. В результате брака, годом позже у них родилась дочь Кармен (в Мадриде), а в 1905 году и сын Джордж (уже в Англии). Дэйв — сын Джорджа, который умер в 2002 году.

Большая любовь юного Артура к футболу побудила его иметь дело с братьями Падрос, Хулианом Паласиосом, кубинскими братьями Хиральтом и Педро Парахесом, и другими. «Мы точно не знаем, как начались его отношения с основателями клуба», — признается Дэйв. Самое распространенное поле в то время находилось за стенами Ретиро, в районе Тиро-де-Пичон, месте, где собирались играть мальчики.

Основание ФК «Мадрид» было одобрено гражданским правительством 22 апреля 1902 года, и Джонсон стал появляется в первых составах клуба. Он был одним из пионеров команды, и его первым пробным матчем стала игра между членами команды 6 апреля 1902 года.

Согласно сообщению издания Heraldo del Sport, Джонсон забил в том матче два гола. Первым серьезным испытанием для мадридской команды стал футбольный турнир, состоявшийся в мае 1902 года. По случаю совершеннолетия Альфонсо XIII, один из основателей «Мадрида» Карлос Падрос организовал турнир, который стал предшественником нынешнего Кубка Испании и который тогда чаще называли Кубком Коронации. В нем принимали участие «Мадрид», «Барселона», «Эспаньол», «Бискайя» и клуб под названием «Нью Мадрид».

В полуфинале 13 мая «Мадрид» и «Барселона» встретились на стадионе «Иподром», победу праздновала «Барса» (3:1). Гол «Мадрида» в той игре забил Джонсон. Некоторые авторы считают, что это первый официальный матч «Реала», в результате чего гол Джонсона станет первым официальным голом в истории клуба. Однако единого мнения относительно официального статуса этого турнира нет. В любом случае, называть Джонсона первым бомбардиром в истории «Мадрида» вполне можно.

В журнале «Лос Депортес» хвалили игру ирландца за «его силу, ловкость и хладнокровие».

Одно из первых сообщений в прессе о «Мадриде» было опубликовано в еженедельнике «Эль Кардо» 8 марта 1903 года. Про Джонсона там было написано: «Он уроженец Англии, ему 23 года. Он капитан этой команды, где играет на позиции центрального полузащитника, отличается большим объемом работы, ловкостью и элегантностью тела, а также умеет играть на позиции нападающего и вратаря. Он также занимается другими видами спорта, такими как лаун-теннис и уличный баскетбол».

И даже при таком универсализме Джонсона, его фундаментальная роль заключалась в другом. Он учил играть своих товарищей по команде. Он не выполнял работу тренера, как обычно пишут, потому что тогда в испанском футболе не было такой фигуры как таковой, но именно Артур Джонсон стал человеком, который учил, советовал и распространял некоторые правила футбола не только среди игроков «Мадрида», но и по всей Испании. Джонсон был джентльменом и приобрел глубокие знания английского футбола, которыми он хотел поделиться со своими испанскими друзьями, когда обнаружил, что здесь наблюдается недисциплинированность и отсутствие многих формальностей.

Нужно понимать, что тогда футбол как вид спорта только-только проникал в Испанию и о нем мало кто знал среди местных.

Правил у Джонсона было четыре, и они были опубликованы в издании Heraldo del Sport» 22 марта 1902 года. В указанной публикации они были представлены следующим образом: «Поскольку мы считаем, что это представляет большой интерес как для дальнейшего развития этого вида спорта, так и для того, чтобы в нашей стране можно было тренироваться этому виду спорта правильно, ниже мы публикуем условия, которые уважаемый член команды ФК «Мадрид» Артур В. Джонсон считает необходимыми для достижения этой цели и с которыми мы полностью согласны».

● «Первое правило: игра должна начинаться только после того, как каждая команда заранее выберет своего лидера и капитана, чтобы он мог организовать и распределить игроков по своему усмотрению».

● «Второе правило: игроки должны всегда играть на одной и той же позиции, а не меняться друг с другом, главное преимущество этой меры в том, что каждый игрок знает роль своего товарища по команде и учится помогать ему в случае необходимости или опасности. В настоящее время, система, где каждый игрок меняется местами с другими – это не «футбол».

● «Третье правило: игрокам следует проявлять больше хитрости и ловкости при возврате мяча в игру, когда он покидает линии, ограничивающие поле. Если бы это было реализовано, то нам было бы достаточно часа или полутора часы игры, а не два-три, как мы делаем сейчас, тратя время на бессмысленные разговоры, курение и прочее».

● «Четвертое правило: больше внимания следует также уделять так называемым «комбинациям» (передача мяча от одного игрока к другому), поскольку в настоящее время мы наблюдаем их отсутствие».

Из всех этих указаний Джонсона третье особенно примечательно. Попытка не допустить, чтобы матч длился до «тех двух-трех часов» может сказать нам о том, что в тот момент даже продолжительность матчей еще не была предусмотрена в регламенте. Но это неправда, так как уже тогда в Испании было регламентированное время матча в девяносто минут (другие правила, правда, такие как офсайд, еще не были установлены). Дэйв Джонсон, очарованный этим правилом дедушки и упоминанием табака, разражается смехом из Канады и выдвигает следующую гипотезу: «Может быть, игры продолжались до тех пор, пока у них не кончались сигареты». Похоже, что даже при установленной продолжительности матча, то, что Дэйв весело называет «перекурами», занимало очень большую часть времени.

Автор Феликс Мартиалай в своем выпуске о «Мадриде» в «Энциклопедии спорта» утверждает, что в то время у игроков существовала «пагубная привычка курить во время игры. Вратарь обычно курил, пока игра проходила вдали от его ворот. Но этим грешили и полевые игроки. Нередко можно было увидеть картину, когда форвард команды бежит к воротам соперникам с сигаретой в руке и делает пару затяжек после удара.

Артур Джонсон не остановился на достигнутом и также обучал игроков различным техническим приемам и и хитростям игры. Он обучал их правильно бить по мячу и показывал, как именно нужно совершать фолы, что останавливать атаки соперников, в том числе и открыл своим партнерам такое понятие, как «подкат».

Дэйв Джонсон продолжает делиться мыслями. «Мы, Джонсоны, имеем репутацию тех, кто движется по жизни в роли всезнаек и убеждает любого, что мы владеем любым предметом, даже если это неправда. Мы прекрасные собеседники. Однако в данном случае кажется, что авторитет моего деда действительно был очень большим и на него равнялись. Начнем с того, что, просматривая файлы команды того времени, которые мне удалось отследить на сайте «Реал», мне удалось подтвердить, что, хоть в 1902 году мой дед и был молодым человеком 24 лет, он долгое время был самым старшим в команде, состоящей в основном из ребят 18-19 лет. Часть его авторитета, несомненно, исходила из этого фактора. Плюс, конечно, он был родом из Англии, страны, где это был изобретен футбол. И был еще один фактор. Вы, испанцы, имеете репутацию невысоких людей, и все указывает на то, что Артур был на голову выше остальных. Был вопрос роста, он тоже влиял на восприятие моего деда. Не просто так он умел играть и на позиции вратаря, рост позволял ему это».

Дэйв также считает, что его дедушка был полиглотом. «У нас есть веские основания полагать, что мой дедушка виртуозно осваивал языки. Должно быть, он очень быстро освоил основы испанского языка. Он был лингвистом-любителем. Мы знаем об открытке, с помощью которой кто-то пытался флиртовать с моей бабушкой по-французски, не подозревая, что Артур владел этим языком в совершенстве».

Среди товарищей по команде Джонсона очень уважали и любили, о чем свидетельствуют заявления Хулиана Паласиоса. Первый президент в истории «Мадрида» говорил, что «человеком, который больше всех знал о том, что он делает, был англичанин Джонсон. Он был очень хорошим парнем, но относился к игре в футбол настолько серьезно, что после женитьбы в субботу, вышел на футбольное поле уже в воскресенье утром».

Карьера Джонсона в качестве игрока «Реала» продолжалась до конца 1903 года, поскольку примерно в 1904 году он покинул столицу по работе, хотя, по данным журнала «Искусство и Спорт», он был в списке претендентов на участие в Кубке Испании в 1904-м. Известно как минимум о 7 матчах Артура Джонсона в составе «Мадриде» (2 официальные игры и еще 5 товарищеских), но поскольку тогда проводилось очень много товарищеских встреч и пресса не так сильно освещала их, можно предположить, что Джонсон сыграл за клуб гораздо больше матчей.

В 1904 году Джонсон вернулся в Англию, где продолжил работу в щелочной компании, базирующейся в Ливерпуле. Это была компания, производившая продукцию для изготовления стекла, мыла и бумаги. Благодаря архивным фото известно, что Артур играл и в крикет, например, на острове Мэн в 1909 году. «Он был, прежде всего, великим спортсменом», — подчеркивает Дэйв.

По подтвержденным данным известно, что несколько раз Артур Джонсон возвращался в Испанию по работе, в частности, в город Уэльва. Поездки были совершены в 1913 и 1920 годах на три шахты британской компании в районе Уэльвы, но нет никаких записей о том, что он хотя еще один раз играл за какую-либо команду в футбол в Испании.

Артур Джонсон, которого MARCA в своем специальном выпуске к 50-летию «Мадрида» охарактеризовало как «выдающегося игрока, который действовал одинаково хорош на любой позиции в команде, даже в качестве вратаря», умер 23 марта 1929 года в возрасте 50 лет из-за пневмонии в своем доме в Уолласи, на другом берегу реки Мерси, отделяющей его от города Ливерпуль. Он был похоронен на кладбище Уолласи (Рейк-Лейн), а годы там же похоронили его любимую жена Аду, умершую в Канаде.

Местная пресса Уолласи сообщила о смерти Джонсона в статье «Смерть спортсмена» в издании «The Wallasey News». Они не упоминали его прошлое в составе «Мадрида», но указывали, что он «был членом боулинг-клуба с тех пор, как приехал в Уолласи 15 лет назад».

Ирландец, который научил играть «Реал Мадрид» в футбол, умер в 1929 году, не имея ни малейшего представления о том значении, которого достигнет этот клуб невысоких, курящих испанцев, которых он обучал. Он даже не знал о существовании Рикардо Саморы, «первого Галактико» в истории, пополнившего состав «Мадрида» в 1930 году. Вероятно, он никогда не слышал имя Сантьяго Бернабеу и уж точно никогда не слышал имени Ди Стефано, Хенто, Пушкаша, Сантамарии и остальных героев великого «Мадрида» 50-х. Он ничего не знал о Миятовиче, Рауле, Йерро, Зидане или Роберто Карлосе. Что бы он сказал о Криштиану, Бензема, Рамосе, Модрича или других современных героев команды, у чьих истоков он стоял?

Мы не знаем. Мы никогда не узнаем. Но мы точно знаем, что без него, все это было бы невозможным.

Телеграм-канал автора: La Saeta Rubia