7 мин.

Незаметное действие. Метрики для оценки игрока без мяча

Все существующие провайдеры данных используют примерно одинаковый подход в подсчете футбольной статистики. Все события на поле так или иначе связаны с непосредственным контактом игрока с мячом. Отдал/принял передачу, передача вперед/назад, обыгрыш 1х1, ускорение и тому подобное. 

Вопросов нет, все эти данные важны, как оценка игрока на мяче. Но мяч один, а игроков на поле 22. То есть кто то один им владеет, остальные перемещаются без него. И как же тут не вспомнить одну из замечательнейших мыслей Кройфа. 

«Когда вы играете матч, статистически доказано, что игроки на самом деле имеют мяч в среднем 3 минуты. Итак, самое главное: что вы делаете в течение тех 87 минут, когда у вас нет мяча. Это то, что определяет, являетесь ли вы хорошим игроком или нет». - Йохан Кройф

Поверьте, я много об этом думаю и в реализации этой концепции нам помогут трекинг данные. Данные с хорошей точностью, и плавностью картинки. Уверен что такой подход в настоящем или будущем позволит не только оценивать игроков своей команды с новой стороны и делать это в лайв режиме. Но и работать в направлении трансферов. Прежде чем показать вам мои мысли, хочу привести пару примеров, которые помогут вам точнее понять о чем я говорю. 

Как создается пространство в футболе

На самом деле очень много публикаций, видео и у меня в том числе по поводу этого самого пространства. Но я понял что в большинстве материалов, говорят не о базовой идее, а о том как использовать , манипулировать, и так далее. На несколько шагов вперед. Самое время сказать о базе. Есть два способа создания пространства. 

Реакция соперника на мяч. Команда в обороне, ее цель отобрать мяч у соперника. Соответственно игроки обороняющейся команды будут оказывать давление на мяч. Игрок давит на мяч - покидает свое изначальное место в оборонительном построении. Этим пространством может кто-то воспользоваться.

Создание пространства. Способ №1 - реакция на мяч

2. Реакция на игрока. Когда игрок обороняющейся команды, реагирует на открывание. Игрок обороны может пойти и до передачи на игрока и в момент передачи. Такие моменты я трактую как реакция на игрока. Если же игрок обороны выдергивается после того как передача пришла, для меня это реакция на мяч.

Создание пространства. Способ №2 - реакция на игрока.

Такие действия как первый и второй вариант, зачастую не рассматриваются. Ну принял игрок мяч. Для нас наиболее важным становятся передачи между линиями, передачи в пространство, голевые передачи и голы. Такие параметры проще отследить, и по ним принимать какие то решения. Но даже тут , казалось бы в очевидных событиях трактовки расходятся. Один тренер считает некое действие отбором, вторые перехватом и так далее. Это будет всегда, потому что футбол не шахматы где есть клетки с четкими границами, что одну клетку занимает одна фигура и так далее. На футбольном поле четкие границы это разметка, наверно все. 

Подводя итог, я бы отметил именно второй пункт, который зачастую теряется при оценке игры команды и игрока в атаке. Тот кто забежал в зону и тот кто отдал туда передачу молодцы по умолчанию, но редко кто скажет слова похвалы для игроков которые непосредственно влияли на эпизод. Как они это сделали? Ну если хотите я сделаю отдельное видео по этой теме.

Как измерить влияние игрока на момент? 

Давайте для примера возьмем второй момент, с реакций соперника на игрока.

Мы сделаем это руками, и я покажу свою логику того, как можно оценить вклад игрока в атаку или забитый гол, когда этот игрок даже не касался мяча. 

  1. Здесь берем пример восьмерки, и как он может влиять на эпизод. Первое что мы делаем это берем некий радиус от игрока, для того что бы определить ближайших от него соперников, кто может его атаковать. Радиус для каждой позиции полагаю будет разный. Для восьмерки я бы сделал для начала так. от 10-15 метров и от 1 игрока соперника в этом радиусе. 

  2. Получаем 4х игроков соперников на дистанции от 7 до 10 метров до нашего игрока. 

  3. Оцениваем игроков соперника и какие пространства они обороняют. Важным фактором здесь является, присутствие вблизи этих игроков, наших футболистов. Которые будут способны атаковать пространство. Можем вводить тут приоретизацию. Игроки соперника которые ближе к воротам, рассматриваются в первую очередь. Какую брать дистанцию - вопрос. Жесус стоит близко, а Марез в ширине. Можем взять просто по наличию наших игроков там. 

  4. Далее если до передачи на нашу восьмерку реагирует крайний защитник, то мы считаем что именно восьмерка создала это пространство. 

  5. Здесь есть параметры, которые должны быть реализованы. Восьмерка создает пространство , если от нее до соперника не менее 3-5 метров. Что бы создать условия для того, что бы соперник покинул свою позицию. Второе условие, игрок соперника должен сместиться в сторону нашего игрока на n метров. Этих двух условий достаточно что бы сказать что восьмерка создала пространство и независимо от того, была ли передача или нет - получает свои баллы. 

  6. Как обычно происходит оценка, в случае передачи на Мареза и его дальнейшего прострела подачи и возможно забитого гола. Оценку получат: ЦЗ который отдал передачу в пространство - пред голевая передача. Марез - голевая передача и игрок который забил гол. Дополнительно, оценивается игрок создавший пространство.

Таким образом можно пробовать оценивать игроков , которые не касаясь мяча создали пространство которое при последующих действиях использовалось или не использовалось. Можно ввести параметр, который будет показывать как часто конкретный игрок создает пространство. Так же дополнительно можно оценивать игроков на мяче. Они видят пространство - выполняют или не выполняют туда передачи. Игроков которые заполняют или не заполняют созданное пространство.

Примеры голов через призму оценки созданного и заполненного пространства

1. Реакция на мяч от игроков обороны. Позиция тут ударная , бросились в отбор или перекрыть удар. 

2. Создается пространство за их спинами. Не уверен что мы можем говорить что игрок с мячом прям сильно на это повлиял. Создал для них условия что бы выдернуться - да. Пока это под вопросом. А вот Альварес который пошел заполнять пространство ему + 

3. Далее Фоден, видит и уже понимает что в Альвареса пойдет игрок, значит это реакция на мяч - значит это пространство - значит заполнить. Фодену +

Брайтон - сойти с ума!

Думаю на видео все в принципе понятно. Реакция на игрока - зону за спиной кто то заполняет. Реакция на мяч - зону за спиной заполняют. Но что мне тут нравится в дополнение к этому. Ван Хекке - центральный защитник. Понимание пространства шикарное. Не часто , прямо скажешь можно увидеть как центральный защитник так заполняет пространство. Для меня его голевая передача уже не выглядит круто, в сравнении того что он сделал несколькими мгновениями ранее.

В завершении этой небольшой заметки хочу сказать вот что. Это мол такие простые вещи, что ты нам это рассказываешь, это и так понятно. Когда я смотрю разный Российский футбол - вижу что не понятно. Не смог я найти на просторах нашего и даже зарубежного интернета, простого и понятного объяснения создания пространства. Поверьте, я написал 5% от того, что я могу на эту тему рассказать и показать. Как это тренировать, как это оценить и так далее. Ну и возвращаясь обратно к словам, что это все просто, приведу цитату того же человека, что и в начале статьи.

Футбол простая играно играть просто слишком сложно. Йохан Кройф.

Мой телеграмм, видео я делаю лучше чем пишу - https://t.me/kulturapasa1