13 мин.

Михаил Меламед: «Важно оставаться человеком»

Он – восходящая звезда спортивной журналистики. Болельщики называют его вторым Стогниенко. Михаил Меламед сравнительно недавно начал покорять вершины российского спортивного телевидения, но уже успел прокомментировать домашний чемпионат мира в эфире главного канала страны, а теперь работает на «Матч ТВ». Михаил приехал в Москву из Барнаула, пройдя сито отбора в школу комментаторов «Первого» канала. После чего, набравшись необходимых умений, был в финалах сразу двух комментаторских конкурсов. Об этом и не только он рассказал в большом интервью.

https://vk.com/mishamelamed

- Ты дважды участвовал в конкурсе комментаторов на разных телеканалах. Какая мотивация тебя преследовала? Насколько был уверен, что все зайдет так далеко?

-  Ты знаешь, я ставил перед собой цель хорошо показать себя, однако не было однозначной уверенности, что я выиграю. Я просто хотел помечтать. Я из далекого города, из Барнаула, и там есть такие настроения, когда люди сами в себя не сильно верят и считают, что Москва – это другая планета, а телевидение и вовсе другое измерение. Я так тоже думал, поэтому, все конкурсы, где я участвовал, были для меня в формате «Обалдеть, как прикольно! Ну-ка попробую». Постепенно я стал участвовать в них, уже переехав в Москву. А когда начал, то увидел, какое огромное количество людей стоит за моей спиной, и если я начну падать, то это стена меня поддержит. Очень круто, что столько человек мне помогало в конкурсах. Я, конечно, сам сделал заявку, выполнил тестовое задание, но, учитывая, что очень многое зависело от аудитории, которая должна была помочь пройти в следующие этапы, то я сразу сказал себе, что это победа не только моя, а общая: Алтайского края, Барнаула, всего моего окружения и множества людей, которых я даже не знал, а они меня поддерживали. А по поводу мотивации – я просто хотел попробовать и доказать себе, что могу.

- Насколько тебе помогло прохождение учебы в школе комментаторов «Первого» канала?

- Очень помогло! Это ведь место, где все началось с точки зрения моего московского этапа жизни, потому что заниматься спортивной журналистикой в Барнауле – это одно, а увидеть перед собой вживую людей из телевизора, телецентр, вообще всё это вокруг – совершенно другое. Школа «Первого» канала дала позволила мне поверить, что все реально –  вот это самое главное! Не говоря уже о том, сколько подарила практических навыков и знакомств с известными комментаторами. За взрыв в моей голове и жизни большущее спасибо директору школы Елене Афанасьевой.

- Однако в обоих конкурсах ты останавливался в шаге от первенства. Но, несмотря на это, отработал чемпионат мира и сейчас комментируешь на «Матч ТВ», что нельзя сказать о победителях конкурсов. Почему так сложилось?

- Для начала, очень рад, что и тот, и другой канал не свели конкурс исключительно к PR-акциям, хотя это тоже очень важно. Как пиарщик по образованию, я понимаю, что это было огромное привлечение аудитории для «Первого» и «Матча», но, к счастью, оказалось, что за нами следили и  профессиональные люди. Это меня, по сути, и спасло, так как я ни там, ни там не победил по зрительским голосованиям. Однако для меня это даже более ценно. Я не только увидел, сколько людей за меня были готовы бороться до последнего, но и осознал, что понравился профессионалам, благодаря которым удалось победить. Ни по лайкам, ни по репостам, ни по каким-то комментариям, а именно по профессиональным мнениям. Так что совершенно не важно, какое место ты занял, а гораздо ценнее, как ты воспринимаешь свой результат. Ты можешь занять последнее место, но вынести из конкурса гораздо больше, чем человек, ставший первым. По поводу других победителей конкурсов – я не могу сказать. Это лучше, наверное, спросить у них самих. Про себя знаю одно: все зависит только от тебя. Каждый день нужно выходить и доказывать, что ты достоин, что это все было не зря, повышать планку. А топтаться на месте или начинать гордиться нельзя, потому что есть сотни тысяч, которые готовы оказаться на твоем месте.

- Тебе предлагали платную накрутку голосов? Рассматривал ли вообще такую возможность?

- Да, предлагали, как и многим другим участникам конкурса. У нас, кстати, за то время сложились доверительные отношения, и многие честно сказали, что им предлагают накрутить голоса. Это, наверное, сейчас общепринятая практика в любых голосованиях, когда люди готовы на этом зарабатывать. Но я просто не такой человек. Мне нужна победа заслуженная. А выиграть, просто заплатив за что-то, – это не мой вариант. Я честный человек. И если я хочу чего-то достигать, то только, чтобы мне за себя не было стыдно. Чтобы я честно мог сказать: «Я это заслужил». А еще лучше, чтобы люди сказали: «Он это заслужил». Поэтому, я даже не думал рассматривать такие варианты. Я и не общался с этими людьми – либо блокировал, либо просто не читал.

- Твой первый эфир на всю страну был на сайте «Первого»: товарищеский матч Россия-Испания. В напарниках – гуру комментаторского цеха – Виктор Гусев. Расскажи, как это было.

- Это фантастика! Недавно пересматривал инстаграм, вспоминал те эмоции.… Я понял для себя, что хочу, чтобы каждый матч, который комментирую, был настолько же эмоционален, как тот. Со всех сторон: и как событие, которого ждал всю жизнь, и как футбольный матч, в котором было всё: и 6 голов, и отличная игра сборной России, и удаление, и пенальти.

Когда я вышел в первый раз на большой стадион вместе с  Виктором Гусевым, рядом были Кирилл Дементьев, Маша Командная, Валерий Карпин… Я понемножку начал смотреть вокруг себя и погружаться в это. Это были невероятные ощущения! Я ведь тогда проиграл голосование и просто жил дальше, ни на что не рассчитывая, а тут комментирую матч Россия-Испания (3:3), который, кстати, вообще не должен был показывать «Первый». Вы не представляете, что творится внутри, когда тебе вдруг звонит сам Гусев и говорит: «Первый канал решил повторить эксперимент с народным комментатором, и мы выбрали вас для матча, Михаил». Мне сказали, что у меня полтора дня на подготовку, а еще, чтобы я пришел для записи сюжета для программы «Время». И вот так началось крутиться это колесо волшебства и мечты.

 В Санкт-Петербург ехали на «Сапсане» вместе с Гусевым, вместе же вышли на трибуну, и я постарался вспомнить все, чему он учил меня во время подготовки в школе «Первого» канала, тогда я еще был молод и зелен (смеётся). Мне гораздо сложнее было готовиться, сейчас это совершенно по-другому: процесс преобразован, переформатирован и выглядит иначе, но фундамент моей подготовки к матчам заложил именно Гусев. И самая большая похвала для меня была – слова Виктора Михайловича после матча: «Все хорошо. Все было хорошо».

- После завершения мундиаля предлагали и далее сотрудничать с «Первым»?

- Как такового сотрудничества, наверное, быть не может, потому что спортивных трансляций на канале нет, кроме матчей сборной России по футболу и турниров крупного масштаба других видов спорта. Хотя, допустим, недавно «Первый» пригласил меня помочь в работе на Юношеских Олимпийских играх: я комментировал скалолазание и должен был работать на настольном теннисе и стрельбе из лука, но там наши спортсмены не пробились в стадии, которые планировалось показывать. Это для меня было очередное испытание и опыт комментария вида спорта, где я абсолютно ничего не понимаю, и мне нужно было разобраться и вникнуть в него, чтобы хорошо выглядеть в эфире. Так что, я думаю, сотрудничество с «Первым» продолжается, просто в чуть менее заметной форме. Но, надеюсь, что я в обойме.

- Не задумывался, где бы ты был, если не получилось бы с конкурсами: все равно бы остался в Москве, пробивая дорогу на «Матч ТВ»?

- Да, однозначно. Ведь конкурсы проходили спустя 10 месяцев моего пребывания в Москве. Мне пришлось пройти очень много всего, я когда-нибудь книгу напишу о том, что произошло со мной за тот год. Где я только не был, чем только не занимался. Как только не пытался найти этот путь. Но вопрос в том, что если бы не было этих конкурсов, то я бы просто дальше искал другие шансы. Получилось так, как получилось, но эти конкурсы не были единственным и верным решением, потому что уже то, чем я занимался раньше, дало мне определенную фору. Например, во время конкурса «Первого» канала меня уже знал Виктор Гусев, и это давало определенные плюсы к моей заявке. Во время конкурса «Матч ТВ» меня также знали, так как я к тому моменту уже прокомментировал на «Первом» и участвовал в конкурсе на «ЦСКА ТВ». Я это к чему – недавно Тимур Журавель упомянул, что стать комментатором по блату невозможно. Но всё, что ты делаешь, где ты себя показываешь, конечно, потом тебе идёт в плюс. Так и получилось со мной. 10 месяцев стараний не прошли зря.

https://vk.com/mishamelamed

- Вот ты говоришь, что искал всевозможные пути, чтобы попасть на «Матч ТВ». А зачем это? Что подвигло тебя уехать в Москву, а не продолжать складывать карьеру в барнаульских СМИ? И стресса меньше, и ехать никуда не надо…

- Я в Барнауле 4 года вёл авторскую программу о спорте – «Чемпион». За то, что в меня, тогда ещё студента 3 курса, поверили, кстати, огромное спасибо руководителю канала Борису Князеву и главному редактору Вячеславу Меднову. Но постепенно начал терять мотивацию, хотелось куда-то двигаться. Программа закрылась, и я год занимался совершенно другим проектом, не связанным со СМИ. Но съездил в Москву в школу «Первого» канала, увидел всех этих людей: когда перед тобой сидят Виктор Гусев, Георгий Черданцев, Дмитрий Терехов и много других известных комментаторов, когда ты видишь, что все возможно, все реально – ты вдруг начинаешь спрашивать себя – ну что, будем бороться за мечту или останемся там где тепло и комфортно? Просто захотелось попробовать... Мне казалось: а вдруг мечты сбываются? В этот момент просто берешь и начинаешь делать. Ведь я всегда ставлю максимальные задачи, и если действительно чего-то захочу, то буду идти к цели несмотря ни на что. Я приехал и увидел, что оказывается на самом деле можно попасть в этот мир настоящего спортивного ТВ. Потому что любому понятно, что все телевидение нашей страны в Москве.  Региональное ТВ – к сожалению, в основном, это новости. А все остальное – в Москве. И я решил для себя, что должен там быть.

- Победители прошлых комментаторских конкурсов от тогда еще «ВГТРК» Карен Адамян и Александр Логинов сейчас работают корреспондентом и ведущим новостей соответственно. Рассматривал ли ты такой вариант, что будешь в штате «Матч ТВ», но не в качестве комментатора?

- Я рад любой роли, которую мне предложат. Потому что это телевидение, это спорт… Работать в кадре тоже очень интересно. Комментировать, конечно, круто, это вообще моя детская мечта, но быть в кадре мне тоже по душе. Я очень рад, что мне иногда позволяют вести студии или быть комментатором на бровке. За это очень благодарен Наталье Билан, которая, видимо, видит во мне какую-то перспективу. Я стараюсь не подводить! Я открыт ко всему, что мне здесь дают. И совершенно неважно, буду я комментировать или работать в студии. Хотя, если все это будет понемножку сочетаться, то я буду очень рад.

- Знаю, что сейчас ты находишься на гонорарной системе зарплат. Где она больше: на «Первом» или «Матче»?

- Я, к сожалению, не могу ответить на этот вопрос, так как информация не для разглашения. Тем более, не для сравнения. Увы.

- Помимо футбольных репортажей, в твоей карьере случались и хоккейные. На каком виде работать сложнее?

- Хоккейный репортаж, безусловно, для меня тяжелее, чем футбольный - я в футбол играл на юношеском уровне, а в хоккей не играл. Но это только повод, подтянуться и довести его до такого же уровня, как футбол. Далеко не всегда комментаторы работают на том виде спорта, которым занимались. Да, ты не будешь таким профи, не будешь дотошным экспертом,  но то, насколько грамотно ты будешь комментировать, зависит от твоей подготовки и желания вникнуть в нюансы и детали.  

- Какие основные ошибки допускают комментаторы?

- Вообще, к ошибкам комментаторов повышенное внимание, и я бы даже сказал, что оно немножко нездоровое. Такое впечатление, что люди зачастую смотрят футбол для того, чтобы уличить в чем-то комментатора. Мы все люди, мы все можем ошибаться, мы все можем чего-то не знать, все можем случайно оговориться…. А сами ошибки бывают разные: в фамилиях, какой-либо информации, невнимательности. Все ошибаются. Но вопрос в том, что все комментаторы стараются выложиться по максимуму, чтобы зрителю на том конце телевизора было интереснее смотреть футбол. Это сто процентов.

- А тебе писали негативные отзывы по поводу твоего комментария?

- Конечно. Не то, что бы постоянно, но зачастую бывают разного рода сообщения. И тут очень важно отфильтровывать людей, которые пишут «лишь бы задеть», от людей реально критикующих. Хотя критика тоже бывает разная: иногда оголтелая и сумасшедшая, иногда конструктивная и спокойная. Но я пока стараюсь всех читать и воспринимать все комментарии. Я считаю, что это очень важно. Я зачастую нахожу в этих сообщениях очень много полезного. Правда есть и куча того, чего нельзя отнести к критике, а просто личные мнения людей, которые еще и бывают выражены в разной форме. Здесь нужно спокойно реагировать. Раньше это у меня не всегда получалось. Сейчас – приучил себя. И я понимаю, что невозможно нравиться всем, как бы ты не учитывал всевозможные интересы аудитории. Ведь кто-то любит один стиль комментирования, кто-то совершенно другой. У кого-то есть свои любимцы, а ты делаешь не так, как делают они. Но, в любом случае, важно стараться понимать желание аудитории и стараться делать так, чтобы хоть чуть-чуть, но угодить всем, потому что мы работаем, прежде всего, для зрителей.

- Были ли ситуации в твоей карьере, когда ты выходил в эфир без подготовки к репортажу?

- К счастью, такого пока не было. Были такие ситуации, когда мне приходилось готовиться очень скомкано и быстро, и иногда не хватало времени на подготовку. Но, вот так, чтобы меня за локоть притащили…. Это, пожалуй, единственное, чего еще не произошло в моей карьере. Например, включаться на страховке, когда обрывается связь, мне приходилось, комментировать вид спорта, который совсем не мой, тоже случалось, но так, что бы в последний момент заменить комментатора матча, в котором ты даже не успел узнать, кто играет – не случалось. Хотя был один раз, когда это могло произойти, но опаздывавший комментатор в последний момент пришел.

- Посоветуй, что надо сделать, чтобы попасть на «Матч ТВ» из региональной журналистики.

- Если хочешь чего-то добиться, не обязательно попасть на «Матч ТВ», по моему мнению, нужно просто сделать три вещи. Во-первых, я всегда говорю, что важно, прежде всего, оставаться человеком и не совершать таких поступков, каких не хочешь, чтобы совершили с тобой. Это никак не связано с профессией, но я всегда считаю, что человеческое гораздо важнее профессионального. И если ты хороший человек, то рано или поздно подкрутишь свое профессиональное, а вот воспитать в себе хорошего человека гораздо тяжелее. На мой взгляд, ни одна должность не стоит совершения подлостей. Во-вторых, нужно верить в себя и каждый день учиться чему-то новому. Каждое утро вставать и думать о том, как ты можешь стать лучше. Это может выражаться в чем угодно. Прокачать английский язык, понять, что ты плохо пишешь, или что ты не всегда хорошо смотришься в кадре…. Важно постоянно себя развивать и при этом верить в себя. И не слушать, если тебе говорят, что ты не сможешь, что ничего не получится. Нужно просто брать и делать. И ежедневно доказывать самому себе. Ну и, в-третьих, надо быть готовым к тому, что не все получится сразу, а значит быть готовым, что где-то придется не только потрудиться, но и пострадать чуть-чуть. Ведь это на самом деле очень тяжело. Я, например, не знал, что меня ждет, когда отправлялся в Москву. Но я понимал: чтобы попасть в место, о котором я мечтаю, нужно ехать. И ещё быть готовым доказать, что лучше всех тех, кто хочет так же, как и я. Теперь я стараюсь помочь всем, кто просит совета или обращается за какой-то помощью. Я считаю, что это мой долг. В том числе, потому что я бы без таких людей и их откликов на мои вопросы не смог бы всего этого добиться.