7 мин.

Фигурное катание. Буквы разные писать учат в «школе»

В этом посте, хочу немного рассказать и поговорить об обяательных фигурах или, так называемой, "школе". Что такое «школа» или обязательные фигуры? Это один из видов фигурного катания, существовавший в официальных соревнованиях у одиночников до 1990 года.

Вкратце какие задачи стояли перед спортсменом, катающим "школу"? Необходимо «нарисовать» коньком соответствующую фигуру в форме кругов (параграф, восьмерку), а не вытянутый «огурец», на правильном ребре с необходимыми дугами, тройками, перетяжками, скобками, крюками, выкрюками, петлями, выполнить упражнение на правильных рёбрах и положить след. Количество вариантов фигур, в зависимости от вариаций исполняемых упражнений – 41. Выполняя фигуру, спортсмен стремится к полному подобию движений: каждый новый след должен повторять предыдущий. Чем меньше расстояние между отдельными следами, тем лучшим считается покрытие. Дугу, крюк, выкрюк и петлю выполняют постоянно на одном ребре конька. В тройках и скобках происходит смена ребра, осуществляемая в одной точке — вершине поворота. Следы не должны содержать утолщений, скребков, углублений. Эти дефекты влекут за собой нарушение реберности. Важно, чтобы следы были тонкими, но уверенно начерченными, без искривлений и волнистости. При этом, естественно, необходимо рассчитать скорость так, чтобы доехать до начальной толчковой точки – она же завершающая фигуру, поскольку никаких подталкиваний второй ногой не допускается. Все обязательные фигуры выполняются симметрично по отношению к продольной и поперечной осям.

Вот, как писал о «школе» Олимпийский чемпион 1908 года Н.А. Панин-Коломенкин: «Когда опытный конькобежец сходит на коньках на лёд, у него точно вырастают крылья; у него прибавляется новый орган движения, и он, как птица, носится по гладкой поверхности… Чем большему научается, тем больше и удовольствия. Лишь дойдя до высшего совершенства, испивается до дна чаша «наслаждения». Но достигнуть этой чаши «наслаждения» может только тот, кто овладеет школой – обязательными упражнениями, фундаментом умения фигуриста, алфавитом, без которого на льду ничего не напишешь и не покажешь».

Какой инвентарь нужен был для тренировки и исполнения обязательных фигур? На тренировках фигуристы время от времени использовали циркуль, для рисования кругов, по которым катали и тренировали уже ту или иную фигуру. Для начинающих детей, тренеры прочерчивали ось от борта до борта (поперёк катка), потому как изначально нарисовать что-то похожее на круг без прочерченной оси и ориентира колоссально сложно. На соревнованиях, конечно же никаких циркулей и осей не допускалось. Выходишь, встаешь на чистый лёд, находишь какие-либо ориентиры, одному тебе известные и вперёд, рисуешь кружочки, петельки, параграфы, восьмерки и т.д.

Предлагаю посмотреть, как катал "школу" Скотт Хамильтон. (В темноте, думаю, потому что на зрителя или на съемку). Обратите внимание как едет конёк (без «трясучки» в ногах) и как покрывается след, ну и конечно на рёбра.

 

 

 

В жестких ботинках катать "школу" сложно, в связи с этим "школа" каталась на других более мягких ботинках и с другим лезвием. Лезвие было без зубца или с очень маленьким зубцом. (Без зубца, обведенного красным кружочком). Есть ещё некоторые нюансы, но зубец главное отличие.

конек

На таких коньках не попрыгаешь. Поэтому фигуристы-одиночники возили с собой на сборы и на соревнования две пары коньков – «школьные» и основные («произвольные»). Мне пришлось немного (до 11 лет) покатать «школу». Как непосредственный участник этого процесса, могу сказать, что учиться катать "школу" сложно, даже очень сложно. Во-первых, по началу ты вообще не соображаешь, как можно без циркуля коньком нарисовать круг. Получалось (у детей особенно) всё, что угодно, только не круг. Во-вторых, сами фигуры. Если крюки, тройки, скобки и выкрюки ещё как-то были похоже на фигуры, которые должны были быть, то петли – это вообще беда, особенно назад наружу и назад внутрь. В-третьих, конечно, стоит проблема соблюдения рёбер, покрытие следа и правильность толчков. Совершенство этих фигур достигалось годами и очень тяжелым трудом.

Но в результате, однозначно, "школа" давала и учила основам рёберного толчка, основам рёберного скольжения, координации движений, чувству равновесия, что всё вместе называется владение коньком.

В 1990 году «школа» была отменена. Частично её заменили сдачей тестов по скольжению, которые сдают фигуристы (в основном ещё юные). Давайте немного посмотрим, какие тесты по скольжению в 2017-2018гг. сдавали фигуристы по первому юношескому разряду.

 Первый тест. Картинка.

тест скольжение

Даю примечание к тесту по расшифровке букв (точнее сказать по расшифровке ног).

  • ЛВВ – левая вперед внутрь 

  • ЛВН – левая вперед наружу 

  • ЛНВ – левая назад внутрь 

  • ЛНН – левая назад наружу 

  • ПВВ – правая вперед внутрь 

  • ПВН – правая вперед наружу 

  • ПНВ – правая назад внутрь 

  • ПНН – правая назад наружу

А вот как этот тест выглядит «вживую». Обращаю ваше внимание, что видео размещено на официальном сайте ФФККР, как пример сдачи тестов.

Второй тест с так называемыми «петлями» назад наружу и назад внутрь (мои «любимые»).

тест скольжение

 Вот этот тест, исполненный фигуристом, как пример выполненного теста.

 

Конечно, разработанные тесты, компенсируют часть «школьных» упражнений, но весьма условно, посредственно и не в полной мере к требованиям исполнения таких же «школьных» фигур (к той же самой петле). А теперь, давайте просто вспомним и посмотрим, как катали «петли» на соревнованиях Елена Водорезова, Брайн Орсер и Брайн Бойтано. Обратите внимание на покрытие следа, корпус и работу толчковой ноги.

Сравнивать вам, дорогие читатели. Для меня, например, совершенно очевидно безобразное исполнение «петель» назад-внутрь в тесте ФФККР, когда «петля» назад-внутрь это вообще не «петля», а какой-то невнятный крючочек со непрекращающимся «болтанием» корпуса и соответственно плеч и рук. Одно дело, ты проехал одну прямую и сделал чоктау, тройку, крюк и типа «петлю» не понятно какой формы и размера, а другое дело, ты должен был идеально нарисовать ту же самую «петельку» и покрыть след три раза (след в след), соблюдая толчки, рёбра и при этом, ещё рассчитать скорость так, чтобы хватило доехать до начального толчка и не разогнаться (не толкнуться) слишком сильно, чтобы зафиксировать остановку после первого покрытия фигуры.

Целесообразно ли вернуть «школу»? В каком виде? Или остаться на требованиях разрабатываемых тестов по скольжению? Наверняка у каждого есть своё мнение и думаю, что нет единого. Многочисленные специалисты фигурного катания (Смушкин Я.А., Москвина Т.Н., Мишин А.Н., Ирошникова Н.И., Чайковская Е.А., Стефанова Ц., Апарин В.А.) настойчиво рекомендовали и рекомендуют представителям всех видов фигурного катания изучать обязательные упражнения и их элементы. В частности, А.Н. Мишин писал: «Не вызывает ставшее уже традиционным утверждение, что обязательные фигуры являются основной базой фигурного катания. Многократное повторение кругов, перетяжек и поворотов позволяет улучшить координацию, реберность скольжения, чувство равновесия, повышает двигательные возможности фигуриста. Именно поэтому обязательные фигуры часто называют «школой», подчеркивая, что они являются азбукой фигурного катания.»

Спасибо за... Буду рада любым комментариям (в рамках приличия, конечно) 

 

Материалы взяты в том числе: с официального сайта ФФККР, Youtube, Vikipedia, а также

Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 175 с, ил

Е.Н Тузова «Обучение базовым элементам фигурного катания» (Учебно-методическое пособие . НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2015г.)

Самсон Глязер «Азбука начинающего фигуриста» (физкультура и спорт, Москва, 1969)