Сомнительный ритм. Почему фигуристы не экспериментируют с музыкой?
Музыкальная тема никак меня не отпускает. В этом сезоне подавляющее программы участников Гран-при поставлены в отношении музыки на редкость однообразно: почти ничего нового и оригинального мы не услышали. Да и не увидели. Особенно досадно, что ничего оригинального не показали лидеры мирового катания.
Думаю, одна из причин в том, что с элитой работает ограниченное число хореографов, и им сложно найти что-либо не слышанное ранее просто в силу недостатка времени. Или они не способны переложить программу на музыку и наоборот – музыку на программу. Куда проще взять Бизе-Хозе-Кармен. Или Собор парижской бого-, простите, матери. Или просто уцепиться за ту музыку и постановку, которую удачно сделали до них. Ничем иным этот феномен не могу объяснить. Всего пара приятных исключений – Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, чей микст Морриконе и Пуччини на редкость удачен. Да еще очень интересная обработка «Крестного отца» в короткой программе у Татьяны Волосожар и Максима Транькова.
Меня это тревожит. Сезон – предолимпийский. Наши тренеры уже сейчас должны увидеть, с чем их ученики выйдут на лед в Сочи. И если там снова зазвучат Нино Рота, Пуччини или Чайковский – мы пролетим. И с Морриконе пролетим. Наверное, «Лебединое озеро» – очень хорошая музыка, в том числе и для фигурного катания. Но я его уже ни слушать, ни видеть не могу. Вопрос выбора музыки назрел, и я совершенно не исключаю, что в Сочи впереди будут те, у кого оригинальные постановки будут положены на не менее оригинальную музыку.
И еще один чисто практический момент, о котором я раньше как-то не задумывался – авторские права. С правами Чайковского и Пуччини вопросов нет, а за использование Морриконе, «Pink Floyd» или «The Beatles» надо платить? И сколько? Например, я уверен, что если бы кому-то пришла в голову безумная идея покататься под вечный хит Юрия Антонова, он бы немедленно вчинил иск на несколько миллионов рублей. А «Rolling Stones» звучит на катках бесплатно?
Не могу забыть загубленную Татьяной Тарасовой идею поставить программу на «Pink Floyd». Это было бы нечто невероятное. Если, конечно, поставить по уму. Может, отложили на олимпийский сезон? У Floyd два изумительных диска – «Dark side..» и«Wall». Мне лично больше нравится «Dark side..», но «Wall» звучит еще мощнее. «Флойдами» болею с семидесятых. Это вообще нечто запредельное. Я не хореограф, но представляю, КАК можно кататься под эту музыку.
Ролик на 40 минут. Будет время, посмотрите.
Если покопаться в 70-х, можно найти совершенно фантастические мелодии, не избитые и не затертые. Конечно, не только 70-е, но в последующие 40 лет.
Алена Савченко и Робин Шолковы в Париже не выступают. Жаль, мне бы хотелось посмотреть, что изменилось в их катании к следующему этапу Гран-при, так как их программы меня в очередной раз разочаровали.
Короткая программа. Поначалу я решил, что мелодия их программы – что-то из эпопеи о Джеймсе Бонде. Тогда понятны маскировочные прикиды в пятнах, напоминающие увлечения пейнтболом. Но потом прочитал более внимательно. Бонд здесь – не Джеймс, а английская певица. И я в полной растерянности. Но это только начало.
Для произвольной программы чемпионы мира выбрали болеро. Не Равеля, а Густаво Монтесано, но болеро – оно и у Монтесано болеро. Почти тридцать лет назад Джейн Торвилл и Кристофер Дин взяли болеро для своей олимпийской произвольной программы. Лучшего переложения этой мелодии на лед я еще не видел. В отличие от Торвилл и Дина немецкий дуэт решил показать нам именно сталелитейный завод. Или конвейер.
Если судить по костюмам – сталелитейный: боевая раскраска напоминает сполохи из домны или конвертера. Но если оценивать программу – то конвейер, так как с видом автоматов с программным управлением выполняют они столь же автоматически, один за одним, элементы, и за голой техникой ничего не остается. Эта «голая техника» смотрится неплохо, когда сложнейшие элементы исполняются чисто, с максимальной амплитудой. Но если начинаются ошибки, впечатление пропадает полностью. Но есть у программы один большой дефект: в ней нет ничего нового. Абсолютно ничего. Просто перекомпанованы давно исполняемые элементы.
*****
При просмотре программ лучших учеников Марины Зуевой у меня состояние déjà vu: я это видел. Особо напрягать память по поводу «где и когда» времени не было, да и не задавался этой целью. А недавно пересмотрел программы Изабель и Поля Дюшене, поставленные Кристофером Дином – да вот же они! Вот эта скорость, поддержки, оригинальность исполнения. Вот то, из чего выросли Теса Виртью и Скотт Моир, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Даже поддержка, в которой Марина Анисина натужно тягает по катку Гвендаля Пейзера – оттуда, из программ Дина и Дюшене.
К сожалению, для того, чтобы стать лидерами мирового катания, брату и сестре не хватило технического мастерства и стрессоустойчивости.
Для сравнения – программы Марины Климовой и Сергея Пономаренко. Технически наша пара намного сильнее, но она традиционна. Они не новаторы, не первопроходцы.
Изабель и Поль Дюшене (Франция) 1990
Климова и Пономаренко 1991
Марина Климова и Сергей Пономаренко, ОИ-1992
Изабель и Поль Дюшене (Франция), ОИ-1992. Посмотреть их танец можно по следующей ссылке.
Это танец, из которого выросли питомцы Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда.
Придумать что-то новое в фигурном катании очень трудно. Но новаторы запоминаются. Так, как запомнились Толлер Крэнстон и Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, Филип Канделоро, Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Изабель и Поль Дюшене.
*****
Еще одна новость, непосредственного отношения к музыке не имеющая: Эван Лайсачек в очередной раз объявил о возвращении. Когда он заявил об этом в первый раз – новость обсуждалась, и наиболее отчаянные любители ФК даже прикидывали его шансы в Сочи. Не знаю, действительно ли кто-то поверил в это «возвращение». Я не поверил. А уж о его шансах в Сочи и вовсе было смешно рассуждать. Но comeback был недолгим, и ни на одном соревновании, даже самом завалящем, Лайсачек не выступил (водокачки не в счет). Было это год назад. И вот – вновь «явление чемпиона». На сей раз эта новость не вызвала даже вялого оживления. Он никому не интересен.
Третье - классика фк (кармен, болеро, отонал, лебединое, улетай на крыльях ветра, реквием и т.п.) затерта, но безопасна.
Проги на ОИ для танцоров от Зуевой - надо глянуть, что катали Гордеева-Гриньков )))
По части Болеро у пар - имхо, у СК программа смотрелась интересней и свежей, чем у СШ
1) вся музыка состоит из 7 нот и как часто они повторяются не сосчитать,Написать что то умное и хорошее практически не возможно -4 столетия пишут и похоже все лучшее уже придумано!
2)Катаются фигуристы не просто под музыку а предьявляют зрителям и судьями свою интерпретацию Кармен ли Болеро ли и тд. И Безусловно у кого то это шедевр как у ТД или типо как то как у многих до и после.
3) Сравнить супер артистичных ВМ с Душене- это за гранью понимания.
4) Говорить о программах Дюшене как о танце на льду спорно по мне они просто катаются без эмоций и представления под музыку
5) Стиль Тарасовский- повтор по 2-3 раза элемент по прямой или по кругу и строго выверенное оригинальное катание и каждый шаг в программе ВМ не поддается пониманию.
6) сравнить танцы ВМ - то ли Фламенко то ли Кармен полные эмоций и эротизма и чувственности между партнерами и полное асексуальное катание брата и сестры ,от которого веет то ли холодностью, то ли безразличием даже в теме ( полета ) не серьезно,
и в конце---- Выбор танца КП по моему не является для них фирменными. Да Бах не плохой танец, но не самый их лучший - по моему!По моему если мешает причинное место, то хоть Равель ,хоть Бах ,хоть яблочко то танца не будет)) А мастерам коим являются ВМ, что признано всеми ,кроме части наших болельщиков все равно что танцевать они везде будут гениальны - мастер везде виден по полету_)
А Корнелюк может просто затеряться на катке
Ее переделать. все равно что Колю Морозова заставить перестать креативить. Может не все, что она советует стоит принимать как предпосылку к действию..
Спасибо автору за столь интересный обзор!
Странно, что новаторов у нас, в Российском ФК, новаторов почти нет. А Зуева.. молодец - увидела, запомнила, применила и результат виден.
Да, проблема авторских прав действительно существует. Раньше мне как-то и в голову не приходило. Да она так остро и не стояла.
Классика безопасна. Но затирать ее до такой степени - просто убить интерес к ФК. Если Григ - непременно пещера или Сольвейг, если Турандот Пуччини - обязательно «Пусть все мучаются бессонницей», ну и т.д. А уж три Кармен в одном соревновании - застрелиться можно.
По болеро СК - согласен. У них было не просто интересней, а намного интересней.
Жаль не берут Таривердиева - тоже очень впечатляющие есть вещи, Губайдуллина
А для Антонова я бы не пожалел пару миллионов рублей, если его музыка действительно необходима для успеха.
Мне кажется, когда спортсмен (его команда) берет классику, то он подписывается под несколькими пунктами, а именно: «открытая» хореография (без всяких «я делаю вот это, чтобы вы не догадались, что моя партнерша не умеет кататься), классическая постановка (креативьте, пожалуйста, в другом огороде), отличная техника (опять же, чтобы избежать непроизвольного выпячивания недостатков).
Мое отношение к креативу (для меня креатив вся НЕклассика) неоднозначное. С одной стороны, подобные программы дают толчок к развитию ФК как искусства, с другой - все-таки большинство креатива создается с целью отвлечь внимание от технической скудности программ.
С одиночниками все более или менее понятно - думающие спортсмены даже среднего звена стараются классику делать классикой, креатив - креативом. Есть экземпляры (увы, и в российской сборной), которые застряли в прошлом веке, ну так у них и результат соответствующий. Следует отделять второсортные классические постановки (на грани треша) от великолепных. Например, Аранхуэс Плющенко и Чана, Бетховен Ягудина и Жубера. Так же и с креативом. Есть Майкл Джексон Амодио, а есть Мьюз Эббота.
С парами в последнее время сложилась забавная ситуация. Все пары катают относительно недурственные программы, и только две пары-лидера - ВТ и СШ - катают дикое нечто. И дело не в спортсменах, а в хореографах. Они перестали работать, искать, развиваться в своей профессии. А зачем, если выиграем техникой? А зачем, если все придумано до нас, и мы лишь позаимствуем?
Для меня больная тема, естественно, танцы. Мне недоступна логика Марины Зуевой. Почему она ставит совершенно ахореографичным ДУ классику; программы, основанные на танцах (вальс-танго). Насколько хороши и органичны они были в индийском танце, настолько ужасны в Мыше, танго, Жизели. Почему Тесса катает вульгарщину, если им можно поставить соврешенно великолепное классическое танго? Но ведь для такого танго нужна сила мысли. Примитивная акробатика, как у ДУ, этой паре не пойдет. А сколько можно слизывать идеи других?
В общем, мыслей в голове много, пока они сумбурно крутятся, если оформятся - добавлю что-нибудь.
В заключении хотелось бы сказать, что времена мастеров прошли. Нет сейчас Климовой-Пономаренко, Дюшене. Нет (почти) хореографов и спорстменов, которые совершенно точно знали бы, ЧТО им следует катать. Дюшене никогда бы не замахнулись на Баха, а Климова - на танец под барабанную дробь. Так как проиграли бы обе пары.
По ссылке, которую дала murmur хорошо про это написано.
Действительно подогнать музыку под ФК сложно, обязательно нужена нарезка и почти всегда аранжировка.
Помилуйте, у них же ТОска финалом. Роллинги у ПБ - это более чем неизбито. Пинк Флойд? Под них катались Делобель-Шонфельдер, Виртю-Мойр. У французских юниоров Пападакис-Сизерон произвольный тоже под них.
Кстати, великолепная произвольная была в прошлом году у Такахаси. В этом - «Паяцы» Леонкавалло, и она меня не трогает. Нет такого слияния конька с музыкой, как в прошлом году.
Абсолютно согласен по поводу Лебединого озера, туда же отсылаю и такие заезжанные до дыр композиции как Отонал и Реквием (хотя и то, и другое и третье я воспринимаю положительно). Конечно тут всё опять же дело вкуса. Я например до того обожаю Adagio что готов до бесконечности слушать это в самых разных вариациях. Poeta en la mar тоже знаете ли не первой свежести мелодия, но звучит для меня так свежо как-будто была написана какой-нибудь год назад.
Дело вот в чём. Действительно не хватает какой-то смелости в музыке. В этом плане меня очень порадовали Волосожар с Траньковым своей прошлогодней короткой программой Bring Me To Life. И ведь хватает тем, под которые еще можно творить и творить на льду. Вспомнить роли грабительниц которую интерпретировали Ванесса Гусмероли и Меровее Эфрем, да и образы клоунессы и ведьмы Алены Леоновой резко контрастировавшие на фоне балетно-оркестных выступлений общей массы соперниц, всего то и нужно что капнуть поглубже и выйти за рамки предложенного и вот вам и готов если не новаторский, то по крайней мере не избитый музыкальный сюжет.
К слову о том, что программы Климовой/Пономоренко традиционны. Поддержки в ПП 1991 года и теперь смотрятся вполне современно, а в год «издания», думаю, являлись довольно-таки новаторскими.
Я нигде не упоминал о «чувственности и эротизме» Дюшене. Я, слава богу, не слепой, и уж тем более не извращенец, чтобы требовать эротизма о брата с сестрой. Я писал: «Вот эта скорость, поддержки, оригинальность исполнения.» Если Вы не сочтете за труд по ссылке посмотреть олимпийскую программу Дюшене, там увидите всё то, что сегодня делают ученики Зуевой. Естественно, с поправкой на другой уровень исполнения. А идеи - оттуда, от Кристофера Дина. И ничего плохого в этом нет. Всё новое - это хорошо забытое старое.
А насчет того, что «каждый шаг в программе ВМ не поддается пониманию», это от Вашей в них влюбленности. Это проходит. Там всё понятно.
Кстати, две «Жар-птицы» Стравинского - это не менее ужасно. Особенно в исполнении Флэтт. Да еще оба костюмы у одной портнихи шили.