6 мин.

Сомнительный ритм. Почему фигуристы не экспериментируют с музыкой?

Музыкальная тема никак меня не отпускает. В этом сезоне подавляющее программы участников Гран-при поставлены в отношении музыки на редкость однообразно: почти ничего нового и оригинального мы не услышали. Да и не увидели. Особенно досадно, что ничего оригинального не показали лидеры мирового катания. 

Думаю, одна из причин в том, что с элитой работает ограниченное число хореографов, и им сложно найти что-либо не слышанное ранее просто в силу недостатка времени. Или они не способны переложить программу на музыку и наоборот – музыку на программу. Куда проще взять Бизе-Хозе-Кармен. Или Собор парижской бого-, простите, матери. Или просто уцепиться за ту музыку и постановку, которую удачно сделали до них. Ничем иным этот феномен не могу объяснить. Всего пара приятных исключений – Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, чей микст Морриконе и Пуччини на редкость удачен. Да еще очень интересная обработка «Крестного отца» в короткой программе у Татьяны Волосожар и Максима Транькова

Меня это тревожит. Сезон – предолимпийский. Наши тренеры уже сейчас должны увидеть, с чем их ученики выйдут на лед в Сочи. И если там снова зазвучат Нино Рота, Пуччини или Чайковский – мы пролетим. И с Морриконе пролетим. Наверное, «Лебединое озеро» – очень хорошая музыка, в том числе и для фигурного катания. Но я его уже ни слушать, ни видеть не могу. Вопрос выбора музыки назрел, и я совершенно не исключаю, что в Сочи впереди будут те, у кого оригинальные постановки будут положены на не менее оригинальную музыку. 

И еще один чисто практический момент, о котором я раньше как-то не задумывался – авторские права. С правами Чайковского и Пуччини вопросов нет, а за использование Морриконе, «Pink Floyd» или «The Beatles» надо платить? И сколько? Например, я уверен, что если бы кому-то пришла в голову безумная идея покататься под вечный хит Юрия Антонова, он бы немедленно вчинил иск на несколько миллионов рублей. А «Rolling Stones» звучит на катках бесплатно?  

Не могу забыть загубленную Татьяной Тарасовой идею поставить программу на «Pink Floyd». Это было бы нечто невероятное. Если, конечно, поставить по уму. Может, отложили на олимпийский сезон? У Floyd два изумительных диска – «Dark side..» и«Wall». Мне лично больше нравится «Dark side..», но «Wall» звучит еще мощнее. «Флойдами» болею с семидесятых. Это вообще нечто запредельное. Я не хореограф, но представляю, КАК можно кататься под эту музыку.  

Ролик на 40 минут. Будет время, посмотрите.

Если покопаться в 70-х, можно найти совершенно фантастические мелодии, не избитые и не затертые. Конечно, не только 70-е, но в последующие 40 лет.

Алена Савченко и Робин Шолковы в Париже не выступают. Жаль, мне бы хотелось посмотреть, что изменилось в их катании к следующему этапу Гран-при, так как их программы меня в очередной раз разочаровали.

Короткая программа. Поначалу я решил, что мелодия их программы – что-то из эпопеи о Джеймсе Бонде. Тогда понятны маскировочные прикиды в пятнах, напоминающие увлечения пейнтболом. Но потом прочитал более внимательно. Бонд здесь – не Джеймс, а английская певица. И я в полной растерянности. Но это только начало.    

Для произвольной программы чемпионы мира выбрали болеро. Не Равеля, а Густаво Монтесано, но болеро – оно и у Монтесано болеро. Почти тридцать лет назад Джейн Торвилл и Кристофер Дин взяли болеро для своей олимпийской произвольной программы. Лучшего переложения этой мелодии на лед я еще не видел. В отличие от Торвилл и Дина немецкий дуэт решил показать нам именно сталелитейный завод. Или конвейер.

Если судить по костюмам – сталелитейный: боевая раскраска напоминает сполохи из домны или конвертера. Но если оценивать программу – то конвейер, так как с видом автоматов с программным управлением выполняют они столь же автоматически, один за одним, элементы, и за голой техникой ничего не остается. Эта «голая техника» смотрится неплохо, когда сложнейшие элементы исполняются чисто, с максимальной амплитудой. Но если начинаются ошибки, впечатление пропадает полностью.  Но есть у программы один большой дефект: в ней нет ничего нового. Абсолютно ничего. Просто перекомпанованы давно исполняемые элементы.  

*****    

При просмотре программ лучших учеников Марины Зуевой у меня состояние déjà vu: я это видел. Особо напрягать память по поводу «где и когда» времени не было, да и не задавался этой целью. А недавно пересмотрел программы Изабель и Поля Дюшене, поставленные Кристофером Дином – да вот же они! Вот эта скорость, поддержки, оригинальность исполнения. Вот то, из чего выросли Теса Виртью и Скотт Моир, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Даже поддержка, в которой Марина Анисина натужно тягает по катку Гвендаля Пейзера – оттуда, из программ Дина и Дюшене.

К сожалению, для того, чтобы стать лидерами мирового катания, брату и сестре не хватило технического мастерства и стрессоустойчивости.

Для сравнения – программы Марины Климовой и Сергея Пономаренко. Технически наша пара намного сильнее, но она традиционна. Они не новаторы, не первопроходцы.

Изабель и Поль Дюшене (Франция) 1990

 Климова и Пономаренко 1991

Марина Климова и Сергей Пономаренко, ОИ-1992

Изабель и Поль Дюшене (Франция), ОИ-1992. Посмотреть их танец можно по следующей ссылке.

Это танец, из которого выросли питомцы Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда.

Придумать что-то новое в фигурном катании очень трудно. Но новаторы запоминаются. Так, как запомнились Толлер Крэнстон и Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, Филип Канделоро, Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Изабель и Поль Дюшене.

*****

Еще одна новость, непосредственного отношения к музыке не имеющая: Эван Лайсачек в очередной раз объявил о возвращении. Когда он заявил об этом в первый раз – новость обсуждалась, и наиболее отчаянные любители ФК даже прикидывали его шансы в Сочи. Не знаю, действительно ли кто-то поверил в это «возвращение». Я не поверил. А уж о его шансах в Сочи и вовсе было смешно рассуждать. Но comeback был недолгим, и ни на одном соревновании, даже самом завалящем, Лайсачек не выступил (водокачки не в счет). Было это год назад. И вот – вновь «явление чемпиона». На сей раз эта новость не вызвала даже вялого оживления. Он никому не интересен.