6 мин.

Александр Кочетков: «Квалифицированных спортивных менеджеров в гольфе очень мало…»

Александр Кочетков: "Квалифицированных спортивных менеджеров в гольфе очень мало…"

Александр Кочетков: Директор Ассоциации гольфа России рассказал о привлекательности своего вида спорта, проблемах в нём и сотрудничестве с Государственным университетом управления.

- Когда образовалась ваша Ассоциация?

- В 1992 году.

-То есть, развалился Советский Союз, и в новой России начался гольф?

- На базе Московского городского гольф-клуба (МГГК) собрали детей, кто хотел заниматься гольфом. Кстати, некоторые из тех детей остались в гольфе до сих пор, и сейчас уже стали тренерами. Ассоциация образовалась официально в 2000 году, когда у нас стало больше трёх региональных федераций. На данный момент у нас их уже тридцать. Точнее, двадцать восемь региональных федераций и два региональных отделения.

- Каковы цели Ассоциации?

- Развитие гольфа как вида спорта, как профессионального, так и как массового. Ведь чтобы воспитать одного олимпийского чемпиона, надо воспитать тысяч десять хорошо играющих спортсменов. Очень долго гольф у нас в стране считался буржуазным видом спорта. Вот недавно в КВН одна команда показывала, как богатый россиянин на дорогой машине с виски и девочками приехал участвовать в гольф-турнире в рамках Олимпийских игр. Для зрителей было смешно, но для знающих людей это бред сумасшедшего. На самом деле наши спортсмены много тренируются и никакого отношения к толстосумам не имеют. Вот взять Марию Баликоеву, более известную под девичьей фамилией Верчёнова.

В РОССИИ МАЛО СПЕЦИАЛИСТОВ ГОЛЬФА

- Вы сказали, что с тренерами у нас проблема. А есть ли проблема с менеджерами, которые способны раскручивать гольф, зарабатывать для развития его? Не поэтому ли вы обратились в Государственный университет управления?

- В гольфе вообще мало специалистов - это одна из больших наших проблем. Квалифицированных спортивных менеджеров очень мало. С тренерами высокой квалификации тоже проблема, но мы пытаемся её решать - в прошлом году при Ассоциации образовался Комитет по профессиональному гольфу, одна из его задач - повышение квалификации тренеров, которые у нас есть. Пока мы вынуждены привлекать иностранных специалистов, чтобы они учили наших. Сейчас нужно, чтобы программа заработала, а это опять же требует денег.

- Возвращаясь к теме менеджеров, сколько вы уже сотрудничаете с учебным центром "Спортивный и ивент менеджмент"?

- Третий год. Начали с того, что подписали соглашение о сотрудничестве, Центр предоставлял нам ребят-волонтёров на крупные турниры, ребята изучали правила гольфа, потому что не работали раньше на полях. Проходили у нас и семинары для начинающих судей, на которые с большим удовольствием ходили студенты. Была довольно большая программа в самом университете, мы даже хотели разместить на территории несколько небольших разнообразных площадок для гольфа, в том числе ландшафтный мини-гольф. Предполагалось, что студенты будут играть в свободное время. Потом случились определённые проблемы, мы эту программу потихонечку решили приостановить из-за кризиса. В этом году мы ещё раз вернулись к этой теме, провели семинар, в планах провести ещё два.

- Слушатели бизнес-образования посетили этот семинар, и кто-то даже сдал необходимые тесты.

- Да, на семинаре даётся много интересной информации о гольфе. Вот мы с директором Центра Игорем Колесовым решили начать более углубленную совместную работу. Решили организовать совместную информационную поддержку, работать по волонтёрской программе, плюс, конечно, работать над воспитанием спортивных менеджеров, чтобы хорошие ребята приходили из университета работать в гольф. Вообще с хорошими специалистами в спортивной индустрии у нас в стране сейчас проблема - их очень мало.

- Расскажите для будущих ваших волонтёров из ГУУ, в чём будет их функционал на турнирах по гольфу?

- По сути, через участие в подготовке турниров, через базовые функции они будут постигать гольф, как игру, как среду, как особую культуру. Например, через лайвскоринг – это результат игрока в текущем времени на турнире.

- Другими словами, онлайн-трансляция?

- Да. Это одна из их работ. Есть еще форкэди, которые на сложных лунках флажками показывают игрокам, попал их мяч после удара на поле, или нет. Плюс ребята ездят на электрокарах и развозят все необходимое для игроков. Ребятам-волонтёрам всё это интересно, чтобы было ещё интереснее, их постоянно меняют местами.

НАДЕЖДА НА ГУУ

- В каких мероприятиях волонтёры из ГУУ примут участие в этом году?

- В двух точно: Чемпионате России и Всероссийских соревнованиях среди любителей. Насчёт Кубка России пока не знаю, потому что мы перенесли его в Ленинградскую область. Кроме того, мы говорили с Игорем Колесовым о выезде студентов в Целеево, чтобы они познакомились с организацией работы гольф-клуба, что очень важно для будущих менеджеров. Там мы проведём целый день, студентам дадут уроки гольфа и расскажут, как всё работает.

- Понятно, что вы совместно с ГУУ воспитаете будущих менеджеров для себя. Но у вас же и сейчас есть сотрудники, которые любят гольф, но которым не хватает знаний. Их не планируете отправить на обучении в тот же ГУУ?

- Да, об этом мы тоже с Игорем Витальевичем говорили. Если в ГУУ будут учебные программы для наших сотрудников, мы с удовольствием разошлём их по нашим федерациям. Если в московском регионе проблема со специалистами, то в регионах их вообще нет.

- А работа менеджеров и тренеров на местах оплачивается из каких денег?

- Тренеров стараются всех поставить на ставки в региональные министерства спорта, плюс им доплачивают клубы. А вот менеджеры оплачиваются из средств самих федераций, либо из собственного кармана президента федерации. Скажем, сотрудники нашей Ассоциации живут за счёт денег спонсоров, за исключением тренеров, которые стоят на ставках Минспорта.

- Волка ноги кормят, как известно. Значит, менеджер должен найти ещё и спонсоров?

- Да. Это одна из его задач.

- В чём основная привлекательность гольфа для спонсоров?

- Гольф – это великолепный спорт, бесконтактная интеллигентная игра, основанная на доверии и честности, это культурная среда, это серьезные бизнес-традиции, в конце концов. Где гольф, там развитие – человеческого потенциала, инфраструктуры. И, конечно же, с недавних пор гольф вновь стал олимпийским видом спорта, чему мы очень рады. Но есть и другие основания и аргументы. Приведу пример. Один из основных наших партнеров - это Росбанк. Почему они спонсируют гольф? В том числе, потому что для всей их материнской банковской группы – это один из корпоративных приоритетов с точки зрения спонсорства по всему миру. А это, в свою очередь, стало возможным, потому что их французское руководство играет в гольф. Руководство компаний-спонсоров часто так или иначе вовлечено в гольф. И это прекрасно, когда так случается.

- Получается, чтобы развиваться, растить влюблённых в гольф людей, надо систему, о которой мы говорили, запустить в действие и вывести на проектную мощность?

- Само собой. Кроме того, мы видим одной из своих приоритетных задая популяризацию гольфа через медиа, через каналы публичных коммуникаций. Пока гольф очень мало представлен на телевидении. Телевизионщики считают, что у нас довольно скучный вид спорта - бьют и бьют по мячу. Хорошо освещаются только крупные соревнования. Поэтому нам надо в первую очередь добиться массовости, чтобы наши спонсоры ясно видели отдачу от вкладываемых денег.

- Был на турнире в Нахабино, где гольфисты играли с легендами хоккея. Там я понял, что кроме спортивной составляющей гольф - это отличный отдых после тяжёлой недели в большом городе.

- Есть спортивный гольф, есть детский гольф, есть гольф как отдых. Вот в этой разновидности, где тебе особо не нужен результат, ты действительно отдыхаешь: прекрасная природа, свежий воздух, кроме того польза от ходьбы. Очень важная составляющая гольфа - общение. Матч длится часов пять-шесть, и вот за это время ты можешь узнать о человеке очень многое. Поэтому многие бизнесмены, чтобы узнать своих компаньонов, приглашают их поиграть в гольф. Человек раскрывается, и сразу становится понятно, что он из себя представляет.

- Заканчивая разговор, задам такой вопрос: вы можете сказать, что гольф в России - недооцененный вид спорта?

- Конечно недооцененный. Он и интересный, он и полезный для здоровья, он для души. И потом, это чуть ли не единственный вид спорта, где нет никакого соперничества между игроками. Ты не соперничаешь с партнёром, ты соперничаешь с самим собой и с полем. Кроме того, в гольфе, как в бане - все равны, ты можешь познакомиться с очень влиятельными людьми и общаться с ними на равных. Без фамилий, но ты можешь играть рядом с бизнесменами высокого ранга, политиками и т. д.. Так что гольф, к тому же - очень полезный вид спорта.

Беседовал Александр Малышев

Продолжение: http://sportevent.guu.ru/?p=3517