15 мин.

Александр Глеб. Футбол как искусство

«Александр очень ценит то, что он получил в «Арсенале», но он хочет двигаться вперед и перейти в «Барселону», - вот слова агента игрока Николая Шпилевского, произнесенные им этим летом. Признаюсь, что еще до перехода белорусского хавбека в стан пушкарей, я начал интересоваться его персоной. Поражали те комплименты, которыми осыпали Глеба европейские специалисты, и знаменитые игроки прошлого. В частности сам великий «Кайзер Франц»,Беккенбауэр, как-то сказал: «Глеб – потрясающий игрок. Единственная моя претензия к нему – то, что он не немец». Согласитесь, услышать такие слова от столь уважаемого и обожаемого всеми человека кое-что, да значит.

Так вот, вернусь к тому моменту, когда я, заслушавшись и начитавшись лестных слов в адрес Саши, начал сам следить за ходом его карьеры и его игры. По правде говоря, в то время я особо не следил за Чемпионатом Германии, потому как он казался мне скучноватым, и надолго отставшим от первенств Англии и Испании. Но после каждой прочитанной статьи, после каждой заметки про этого щупленького гения, мне хотелось во чтобы то ни стало посмотреть на его игру. Каждую неделю смотрел в телепрограмме, когда же по Нтв+ покажут игру «Штутгарта». Мне очень хотелось, чтобы в первом матче, который я увижу в исполнении Александра, у него в соперниках была средняя команда. Сами понимаете, первое впечатление – оно всегда запоминается, оно становится фундаментом восприятия того или иного игрока. Но не тут-то было...Какой там середняк, какой там низ турнирной таблицы Германии? В соперниках у команды Глеба была мюнхенская «Бавария», с россыпью звезд в своем составе (Баллак, зе Роберту, Кан, Саньол,Элбер) да еще и находящаяся на пике формы. Помню ту трансляцию, помню буквально каждый момент той игры, которая заставила меня окончательно и бесповоротно понять, что Александр Глеб – уникальный футболист. Заметьте, я не говорю, что он лучший и самый великий, нет, я говорю, что он УНИКАЛЕН, единственный в своем роде. Уже двух-трех касаний мяча Глебом хватило, чтобы понять, что перед тобой не просто футболист, а актер. Каждое его действие потрясало своей элегантностью и легкостью, порой возникало такое ощущение, что он просто издевался над хвалеными звездами ФК «Голливуд» (если кто не знает, так называют «Баварию» немецкие журналисты). После той игры у меня не осталось сомнений, какой игрок будет всегда у меня вызывать симпатию, в независимости от того, где он будет играть.

Уже тогда начали появляться первые слухи, отправлявшие Сашу в тот клуб, которому я симпатизирую вот уже несколько лет – в лондонский «Арсенал». И не мудрено, ведь Александр был настоящим лидером своей команды, ее мотором, душой большинства атак, если хотите – дирижером на поле. Всем известно, что Арсен Венгер абы кого в свою команду не берет. Ему нравятся игроки техничные, отлично обращающиеся с мячом, заставляющие всех и вся восхищаться их неожиданными ходами на поле. Глеб – как раз такой футболист, он – это живое олицетворение игроцкой концепции главного тренера «Арсенала». Два года Саша находился под зорким взглядом французского аса, пока не состоялась сделка со «Штутгартом». Венгер за это время успел разузнать многое и про человеческие качества белоруса, которые, уверен, сыграли не последнюю роль в его переходе в стан канониров. Независимость, индивидуализм – все это подкупало в действиях Глеба. Однако немцы не очень-то желали продавать свою главную звезду, но, в конце концов, им пришлось оступиться. Очень большую роль сыграло желание самого игрока выйти на новый уровень, играть в самом сильном национальном первенстве в мире. Тринадцать миллионов фунтов, отданные «пушкарями» за белоруса, потом окупятся с лихвой, но обо всем по порядку.

Где-то за два-три дня до перехода Глеба в «Арсенал», в программе Василия Уткина «Футбольный клуб»появился целый репортаж про белоруса. Национальная сборная наших географических соседей проводила отборочную игру за право участия в Чемпионате Мира 2006 в Минске против сборной Словении, если я не ошибаюсь. Небольшое интервью, мини-нарезка из игр с участием Александра – и мне уже за эти минут пять стало понятно, что перед нами раскрывается новая звезда (новая для нас, поскольку в Германии он был самой настоящей звездой). Глеб говорил то, что думал. В его словах не было банальности, которая так мне не нравится в интервью других футболистов, он говорил раскованно и интересно. Говорил, что его последний тренер в «Штутгарте» Маттиас Заммер не разрешал игрокам команды даже после тренировок шутить и смеяться, говорил, как же тяжело ему и всем остальным ребятам было бегать кроссы по утрам на сборах при Феликсе Магате. Официально его переход еще не был оформлен, но Саша позволил себе следующую реплику: «Хочу перебраться на новый уровень, получить новый стимул. И конечно, переход в такую команду как «Арсенал» стал бы для меня огромным подспорьем для будущего карьерного роста». Меня вот еще какой момент позабавил во время просмотра. В конце репортажа, просто так, ради интереса, ребята из НТВ+ останавливали простых людей в Минске, и спрашивали, знают ли они, кто такой Александр Глеб? Несколько ответов меня просто поразили. Кто-то сказал, что он не интересуется футболом, потому таких не знает; второй сказал, что оказывается Глеб (вдумайтесь только) – это такая оппозиция….А третий предположил, что это новый кандидат в президенты страны (Лукашенко, держись! Новый конкурент!).

 

Саша получил 13 номер в «Арсенале». Я подумал верно, парень не суеверный, не боится магии чисел. Тем летом из стана канониров ушла их главная опора, капитан команды – Патрик Виейра, перешедший в туринский «Ювентус» за 20 млн. фунтов, часть которых и была потрачена на покупку нашего героя. Многие фанаты лондонского суперклуба сначала думали, что Глеба купили, чтобы он заменил Виейра. И потому, когда они увидели белоруса на презентации в качестве игрока их любимой команды, многие из них недоумевали: «Да вы только посмотрите, он на 2 головы ниже Патрика….Да он не сможет его заменить никогда». Но потом всем стало понятно, что Глеб был приобретен не для того, чтобы закрывать возникшую брешь в команде Венгера, а для того, чтобы влить в нее свежую кровь и новые идеи.

В первой же своей предсезонной игре за новую команду Саша отметился голом в ворота «Барнета». Многие верно подумали, что белорус игрок забивной, раз уж сумел поразить ворота соперников канониров в первой же своей игре, да еще и на второй минуте. Но забивание голов – это не самый сильный козырь в арсенале белоруса, гораздо больше он предпочитает играть в пас, даже когда того не требует ситуация на поле. Предсезонка прошла на ура, Глеба отлично приняли в команде, оставалось только привыкнуть к самому чемпионату Англии, к ее скоростям, к ее нагрузкам. Стоить сказать, что после ухода Виейра, Венгер начал строить которую уже по счету новую команду. Критики полагали, что «Арсеналу» будет крайне трудно навязать борьбу лондонскому «Челси» и «МЮ» в борьбе за титул, да плюс к тому же удачно выступить в розыгрыше Лиги Чемпионов. Объясняли они это тем, что у француза очень уж неопытная команда, в которой очень много молодежи, и для того, чтобы они привели канониров к успеху, понадобится время.

 

Первая игра сезона против «Ньюкасла» у себя на Хайбери (кстати, это был последний год проведения игр на этой великой арене, поскольку у пушкарей вскоре появился новый суперсовременный стадион – Emirates) представляла собой огромный интерес . Всем интересно было понаблюдать, что же представляет из себя «Арсенал» без Виейра. Но у меня была еще одна причина для просмотра той игры. Она могла стать первой для Глеба в новой команде. Мне было ясно, что, скорее всего, начнет он игру на скамейке запасных. Так и вышло. К моменту выхода на поле белоруса «Арсенал» вел 1-0, благодаря реализованному пенальти в исполнении нового капитана Тьерри Анри. Саша вышел на последние пятнадцать минут, и начал вторую голевую атаку, закончившейся голом Робина ван Перси. Признаюсь, мне очень понравилась та игра, которую успел показать Глеб за отведенные ему минуты. Было видно, хотя я в этом и не сомневался, что это «арсеналовский» игрок, который полностью подходит под стиль игры команды.

 

Понятное дело, что любому игроку, поменявшему чемпионат одной страны на другой, необходимо время, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Прошло 2-3 месяца, а все вокруг да около начали рассуждать о том, что, дескать, ошибся Венгер с покупкой белоруса, что не подходит он под жесткие нагрузки и требования Английской Премьер-Лиги, что одной техники недостаточно для того, чтобы стать здесь своим. Я так не считал, хотя и признаю, что поначалу не все шло гладко у Александра. Но я видел потенциал, который в нем есть, видел, что стоит ему чуть окрепнуть и морально и физически, обрести уверенность, как все эти «критики» заткнутся, и примутся рассуждать о гении Венгера, умеющего находить алмазы для своего бриллианта. Не стоит забывать, что в начале своей карьеры в «Арсенале», Глеб получил травму колена, из-за которой вынужден был пропустить полтора месяца. Это ведь тоже наложило свой негативный отпечаток на игру белоруса. Где-то в декабре начали появляться слухи, что Саша может покинуть клуб с северо-запада Лондона, и вернуться на свою вторую родину – в Германию, благо «Гамбург» настойчиво желал приобрести его. Надо сказать, что инициатором своего возможного ухода из Англии был сам игрок, который начал было думать, что он не того уровня, чтобы быть в «Арсенале». Глеб решился подойти к Арсену Венгеру и попросить его отпустить из команды, считая себя слабее своих нынешних партнеров. Француз внимательно выслушал все те сомнения, которые были у нашего героя, и сказал ему, что «все это ерунда, что я верю в тебя, ты будешь одним из лидеров моей команды, и никуда я тебя не отпускаю». Окрыленный белорус готов был поле грызть, чтобы доказать всем и вся, но в первую очередь самому себе, что он будет классным игроком в «Арсенале».….. «Глебомания» началась..

 

15 января 2006 года. Отправная точка в новой жизни Александра Глеба. «Арсенал» у себя на поле уничтожает «Миддлсбро», отправив в сетку ворот несчастного австралийского кипера Джоунса семь безответных мячей. Последний, седьмой гол, на счету нашего героя. Это был его первый гол за новую команду, такой важный для него. С тех пор Глеб – неизменный игрок стартового состава пушкарей, один из лидеров команды, вишенка на торте Арсена Венгера. Молодая и неопытная команда обыгрывает в 1/8 финала матерый «Реал», не дав мадридскому клубу ни единого шанса. Супергол Тьерри Анри, проводившего прекрасный сезон, в гостях обеспечил победу англичан 1-0, на самом «Сантьяго Бернабеу». Ответная игра на «Хайбери» закончилась 0-0, дав путевку канонирам в четвертьфинал. Глеб обретает уверенность, он все больше начинает напоминать мне того игрока, которым я так восхищался. Жеребьевка оказывается суровой к подопечным Венгера….В четвертьфинале предстояло сразится с лидером серии А туринским «Ювентусом», с самим Фабио Капелло во главе, да еще и с Патриком Виейра в составе. Первая игра ознаменовала собой новую эру возникновения великой команды. «Арсенал» выиграл 2-0. Первый мяч провел восходящая звезда мирового футбола, семнадцатилетний испанский вундеркинд Сеск Фабрегас, которому через каких-то 3 года было суждено стать капитаном лондонцев. Второй гол забил неподражаемый Тьерри Анри, а голевую атаку начал своим умным разрезающим пасом Глеб. Ответная игра завершилась со счетом 0-0, при бесчисленных голевых моментах у ворот Джанлуиджи Буффона.

 

Александр стал окончательно своим в команде, подружился с Сеском Фабрегасом, Матье Фламини и с Тьерри Анри. Его кинжальные передачи, которые заставали врасплох защиту любой команды, были прекрасны. Когда я смотрел игры «Арсенала», иногда во время просмотра я говорил про себя: «Ах, если бы сюда сейчас мяч отдать, будет так опасно». И Глеб отдавал такие пасы. Неожиданные, точные, так, что не приходилось даже мяч обрабатывать, он и так ложился тебе под ногу. Вся Европа восхищалась новой командой Арсена Венгера, и Глебом в частности. В полуфинале Лиги Чемпионов был обыгран испанский «Вилльяреал». «Арсенал» занимает четвертое лигочемпионское место в первенстве Англии, проводит свою последнюю игру на «Хайбери», обыгрывая в ней «Уиган» 4-2, Тьерри Анри забивает три мяча, причем последний из них становится последним голом на этом поле за всю историю.

 

17 мая 2006 года. Париж. «Стад де Франс». 22-45 по МСК. Финал. «Барселона»- «Арсенал».

 

Как же все иногда несправедливо. Ведь по законам жанра все должно было закончиться победой подопечных Арсена Венгера. Но судьба злодейка выбрала свой сюжет. Владея игровым преимуществом по ходу всего матча, создав уйму голевых моментов, канониров, как это часто бывает, подвела реализация. Проигрыш 1-2 в финале. Очень обидно было за эту команду. Ведь все могло закончиться по-другому. На 65 минуте игры, когда счет был все еще 1-0 в пользу «Арсенала», Глеб вывел своей передачей Тьерри Анри один на один с Виктором Вальдесом. Но француз не смог забить, что вообщем-то на него не похоже. Обидный проигрыш, но команде нечего было стыдиться, она совершила футбольный подвиг, сражаясь практически всю игру, поле удаления своего вратаря Йенса Леманна, в меньшинстве против грозной «Барселоны». После той игры, я не сомневался, что именно ЭТОТ «Арсенал» совсем скоро станет законодателем футбольных мод в Европе.

Второй сезон Глеба можно охарактеризовать одним словом – неоднозначный. Александр выходил постоянно в стартовом составе, обрел уверенность, и стал одним из важных винтиков в атакующем механизме Венгера. Но с другой стороны, команда особо ничего в том сезоне не добилась. «Канониры» заняли свое четвертое место, вылетели в 1/8 финала Лиги Чемпионов, проиграв голландскому «ПСВ», правда вышли в финал Кубка Лиги, где полурезервным составом проиграли «Челси». Играли, как и всегда, красиво, радуя глаз зрителей, но какого бы то ни было результата эта ажурная игра не принесла. Сам белорус запомнился фантастическим голом в ворота «Блекберна» в матче Чемпионата. Находясь в штрафной площадке, в метрах десяти от ворот, Александр замахнулся, якобы готовясь к удару, но вместо этого он обыграл поверившего ему защитника соперника, и спокойно направил мяч в угол ворот американца Брэда Фриделя. Мои личные ощущения сводились в том сезоне к тому, что третий год Глеба в «Арсенале» должен стать его звездным часом. Посудите сами. Два года прошло с момента его перехода, он стал одним из лидеров команды, первый сезон отыграл неплохо, второй хорошо, хотя временами и здорово. А вот третий сезон должен был всегда проходить под оценкой «здорово». Так я считал, и оказался прав.

 

В этой части своего повествования, я хотел бы рассказать не только про игру Глеба, но и про «Арсенал». Объясняю это тем, что сезон 2008/2009 запомнился мне надолго, и те впечатления, которые у меня остались от этого периода жизни лондонского клуба, я хотел бы вам продемонстрировать.

 

Тем летом, летом 2007 года, ушел из команды ее многолетний лидер и символ канониров – Тьерри Анри. Скажу честно, уходу француза именно в тот момент я был рад. В своем последнем сезоне он практически не играл, мешали травмы. Возраст уже мешал ему постоянно быть на пике физических кондиций, и игре «Арсенала» он уже мешал, часто тормозил атакующие начинания команды, хотя иногда и взрывался. Просто настал тот момент, когда лондонский клуб должен был продолжать развиваться без Анри. И момент этот был выбран самим игроком и клубом очень удачно, на мой взгляд. «Арсенал» купил тем летом нового нападающего, хотя я и не считаю, что именно на место Анри. Эдуардо да Силва, натурализованный хорват, был куплен у загребского «Динамо» за 10 млн фунтов. Также был приобретен правый защитник «Осера» и французской сборной – 24-х летний Бакари Санья за 7,5 млн фунтов. Критики обрушились с новой силой на Арсена Венгера, пророча его команде провал. Аргументация была настолько банальной, настолько и казалось бы правдивой – потеря Тьерри Анри; никто не был куплен ему взамен из звезд; команда слишком уж молодая. А французский тренер тем временем не обращал никакого внимания на газетные полосы, а строил команду, которая впоследствии очаровала всех своей игрой, в том числе и меня.

 

В итоге эта команда не выиграла ни одного титула. Но она сделала нечто другое. Она навсегда врезалась мне, и многим миллионам, в память своей страстью и потрясающе красивой игрой в футбол. Никогда я еще не видел столь красиво играющей команды. Это была просто фантастика. Я, как и многие специалисты и болельщики, был в восторге. Красивые комбинации, желание всегда, в любой момент игры лезть вперед, не отсиживаться в обороне, романтизм на поле – это все «Арсенал». Могли они, эти молодые и храбрые ребята, выиграть и Чемпионат Англии, и Лигу Чемпионов. Но… Страшная травма Эдуардо да Силвы, которую он получил во время гостевого визита в Бирмингем, в игре против одноименного клуба, временно ударила по игре команды, и по ее моральному состоянию естественно. Но к этому не хочу возвращаться…. «Канониры» долго были в лидерах, и они должны были стать чемпионами, но не вышло… В Лиге Чемпионов надежды команды Арсена Венгера убили голландский судья Верк и шведский арбитр Фройдсфельд. Первый не назначил 200-процентный пенальти в ворота «Ливерпуля» в первой игре 1/4 финала Лиги Чемпионов, когда голландец(!) Дирк Куйт сбил в штрафной Глеба. Тот момент я не забуду никогда. Ни один футболист в мире не сыграл бы в том моменте так, как белорус. Он обыграл шестерых игроков мерсисайдцев (вдумайтесь, шесть!!), и уже должен был вонзить мяч в сетку ворот Пепе Рейны, но ему помешал Куйт. Однако голландский рефери не назначил пенальти, хотя мне трудно понять, чем он в тот момент руководствовался. Фройдфельд же назначил спорный пенальти в ворота «Арсенала» во второй игре, при счете 2-2, за 4 минуты до конца встречи. Счет 2-2 устраивал канониров, но не хватило 4 минут, и справедливого обслуживания матча..

Глеб этот сезон, как и вся команда, отыграл фантастически, а не просто здорово. Но слухи ходили, причем уже давно, что следующий сезон белорус рассчитывает провести в другой команде... Так и вышло, Александр перешел в «Барселону», к Тьерри Анри. Мне было жаль, что он ушел из «Арсенала», но Венгер вскоре найдет ему замену – Аршавина. Александр же надолго запомнится всем болельщикам канониров своей яркой, нестандартной, и потрясающей воображение игрой. Его пасы, техника - не поддавались никакой логике. Он уникален тем, что он все, как будто нарочно, делает не так, как предписывают простые и всем известные всем футбольные законы, но от того его действия на поле более непредсказуемые и фантастические. Он обрабатывает мяч стоя, отдает передачи не внутренней стороной стопы, а подъемом (!!), из-за чего у него при передачах мяч всегда стелется, обходя любые самые запутанные защитные ряды. Так никто не делает, так никто не пасует… Белорусский самородок, ставший известным на весь мир, всегда будет для меня самым ярким олицетворением того, что футбол – это не только сухой результат и счет на табло, но это еще и искусство…