Где ты был, Адам?
До этого на тему «война и немцы» я читала только Ремарка. Пронзительного старину Ремарка, что никогда не оставлял надежды потерянному поколению. Но даже у этого беспросветного Ремарка герои на страницах находили в себе силы шутить где-то между отдыхом, подвигом и смертью.
И мне, девочке, бесконечно далёкой от этих неразорвавшихся снарядов, бросков пехоты, рытья окопов, нейрохирургических операций и концлагерей становится не по себе, когда автор (в данном случае — уже Бёлль) затрагивает что-то во мне этими, казалось бы, простыми словами, сложенными в обычные предложения.
Мне неуютно осознавать, что человек, прошедший войну, так переживает, что не может держать в себе и начинает писать, писать, писать. Он, конечно, не выпишет всё из себя, но, может, ему становится легче, когда удаётся передать в этих судьбах, мимолётно связанных друг с другом, всю боль, безнадёгу и отсутствие ответа на вопрос «во имя чего?».
У Бёлля полковник предпочитает сойти с ума, лишь бы не ехать обратно на передовую. Всё, хватит, надоело.
«Всё, хватит, надоело», — так думают и легко раненные. Счастливые от того, что получили передышку. Пусть всего несколько дней в тылу, но нормально есть, пить, спать, никуда не шагать, пребывать в состоянии относительного покоя. В обычных условиях никто больничным покоям не обрадуется.
Герои Бёлля не только хорошие и благородные, есть и мерзкие и жалкие. Но баланс белого и чёрного нарушен в пользу первых. Хотя кто-то может сказать, что на войне нет других цветов кроме оттенков красного.
Это не война подвигов, не война героев, не война победителей. Бёлль описывает побеждённых. Неудачников. Покинутых и потерянных людей. Мы порой, конечно, задумываемся ненароком «а как у них», допуская мысль, что не все немцы того периода были нацистами, и что среди всего многообразия вполне себе попадались люди. Но «мы» для них были «чужими»:
«Выйдя из-за деревьев, он обнаружил, что танков было много. Они стояли в боевых порядках, выстроившись в длинные шеренги. На их броне Шнейдер впервые в жизни увидел красные звёзды — огромные, чужие, устрашающие. Вот он уже у навозной ямы, остаётся пройти ещё мимо нескольких грядок, через молодую поросль питомника и, миновав лужайку, вскарабкаться на насыпь. Но, дойдя до навозной ямы, Шнейдер словно прирос к месту: он почувствовал прилив неодолимого страха. В самом начале пути он ещё не понимал, что такое страх, он ощущал только, что кровь леденеет в жилах. Но теперь кровь, словно огонь, бешено билась, стучала в виски, а перед глазами, заслонив всё остальное, будто кровавая завеса, стояли огромные красные звёзды».
Генрих Бёлль с первой же истории в этой мозайке-переплетении судеб подобен Ремарку в своей грусти и беспросветности. Возможно, он даже грустнее и беспросветнее. «Война» и «надежда» не соседствуют друг с другом. Война — это всегда трагедия. Общая и частная. Ваш кэп.
9/10
Тогда, пардон )
"Тихий Дон" - крутая книга. Действительно крутая. В отличие от этой унылой "Поднятой целины".
=)
Война - это самый сильный стресс и именно на войне надо побывать самому, чтобы многое понять.
Но лучше жить без неё )
Свои стереотипы есть у каждого возраста - их диктует окружение и время.
По Вашему, у тех, кто "остепеняется и женится" сразу застывает мыслительный процесс и развитие?
Это как раз и есть стереотип :))
Вы уже видели обезьяну, играющую на рояле Моцарта, Баха или Рахманинова c оркестром, благодаря циклу движений и набору правил? Или на скрипке концерт Мендельсона и Сен-Санса?
Или крутить 40 фуэте ровно по-диагонали сцены и чтобы из образа не выпасть?
Так может сами попробуете изобразить - раз обезьяна сможет, таки Вы за неделю освоите, не?
Что там - правила за пару суток и движения за остальные пять. Там даже мыслительный процесс не надобен - не Бином Ньютона.
Выложите потом на Youtube, please - мы полюбуемся и поаплодируем.
Если есть конкретные примеры - приведите, please/
Любая деятельность, за которую платят деньги - есть работа в общем значении.
В оркестр "на заработки" не идут. "На заработки" в худшем случае в ресторан идут - Раймонд Паулс так вот "подхалтуривал" студентом, как обычно такую работу называют.
Мда...последний абзац как из обсуждений быта на коммунальной кухне.
Говорить на таком уровне определенно можно только о себе или уж о своем близком окружении, если брать шире. Надо понимать, что Вы хорошо знаете этих типажей в "вечном поиске денег".
Все равно мыслить можно и будучи дворником - от человека зависит.
Не так выразился не придирайтесь.
"Как из обсуждений быта на коммунальной кухне", не знаю, расскажите?
Я попытался общий образ молодой семьи описать, особенно в бедных маленьких городишках. Для этого достаточно пожить в таких городишках. Думаю получилось. )
Можно и дворником, но вопрос не в этом был.
Ну, я не знал за обезьян, что могут слабать Шекспира, если им просто дать время - не в Питере живем, sorry/
И, если по Шекспиру, то "Я речь закончил и продолжать не стану" - Меркуцио всегда знал, когда остановиться :)
Я возражал против Вашего утверждения, что остепенившись и женившись, люди останавливаются в развитии и перестают думать о вечном, не?
Если я неправильно Вас понял, "то пусть старшие товарищи меня поправят" (с)
В провинции думающих людей гораздо больше - там ходят медленнее, чем в мегаполисах и традиции сохраняются лучше - в филармонию ходить, например или в свои театры и кино.
Да и Инетом меньше отравленных - стало быть живого общения больше и навыки культурной речи пока полностью не утрачены и не пестрят "сабжем", " флеймом" и прочей дурью, если брать интеллигенцию.
На самом деле отсутствие денег (к примеру) или неудачная женитьба непременно сделают из мэна философа - Сократ прямо -таки во втором случае был абсолютно уверен, даже крылатое выражение изрек на предмет )
Ну, "коммунальная кухня" - это чисто бытовой уровень обсуждения высоких материй. Выражение такое, пардон, если что :)
Скрытая реклама на постере. )
Твое пфф...прям слышно ...приятный такой тембр - меццо-сопрано : ))
Насчёт Джойса согласен - литература на весьма специфического читателя.
Как-то у Вас "жениться" прям перейти рубикон от бурлящей мыслями жизни прямиком к застою.
Мдаа...Между прочим от дум о вечном радости не очень и смысла в жизни совсем не прибавляется. Думать можно до посинения, но толку от этого будет немного.
Это не показатель прогресса вообще и личного благоденствия - в частности.
Ну, где бы я не жил, но на концерт Стаса Пьехи не пошел бы - я вообще российскую эстраду не воспринимаю уже много лет, как и ТV.
Ну, кроме Культуры и футбола.
ОК. Классно поговорили - Gracias :)
П.с. Сократ был неудачно женат, а философом стал - будьте нате.
Не все так мрачно выходит :))
Не прибавит. Тут иной смысл, как завещал Достоевский и человек из подполья, страдай
"страдай и чисти зубы, страдай в тесном лифте
страдай, как дурак, расстегивая лифчик" (с)
Да, забавно было. )
PS Ага, а также гедонистом. А о Сократе, как о философе не буду спорить, а то растянется еще на несколько комментов. )
Я его на пенсию оставил и вздохнул с облегчением :)
Пока, спасибо и удачи ))
Хоть кто-то меня правильно понял )
Я и не заморачиваюсь - Джойс мне тоже занудным показался.
хотя, если бы в книге встретился, наверное не так бы воспринял, а я его в ИЛ читал...вернее пытался )
Ну, школьная программа - это же обязаловка, а она всегда напрягает, но бывают и совпадения - есть ведь гении, против которых и не попрешь.
"Поднятую целину" и сам любил - больше, чем "Тихий Дон" - этот по-диагонали прочел.