5 мин.

Возглавь, но не сейчас

Капелло уволен и, похоже, на его место будет назначен Леонид Слуцкий.

Вот только одно тревожит.

5 сентября мы играем со Швецией решающий матч отборочного цикла. Это непосредственно наша следующая игра, перед ней не запланирован (на данную минуту) ни один дополнительный сбор, ни одна товарищеская проверка. Это будет главный матч, в котором у нас... дебютирует тренер.

Карпин мог бы раззадорить команду перед выходом на поле или придумать такую авантюру, от которой у господина Хамрена лопнут линзы в очках; Хиддинк мог бы выиграть матч заменами; а если бы дело происходило в клубном футболе, игроки могли бы «бежать» и «рвать» после увольнения Капелло по первому или даже по второму закону Ньютона. Не то чтобы авантюра, инерция или замены – это идеальные составляющие тренерской работы, нет. Просто перед первым матчем у нашего нового тренера будет дня три. Да он поздороваться едва успеет!

Слуцкий не делает результат за три дня - он никогда не был ни удивительно находчивым, ни потрясающе красноречивым. Поле его деятельности – сбор. Вот тут уж говорить не о чем, вот тут Леонид Викторович верстает такую команду, которая, пока у неё не появляются внешние проблемы (травмы), неостановима.

Слуцкий выигрывает не матчи, а чемпионаты. Он редко производит замены раньше 80-й минуты, как бы ни складывались события; он не может на время законопатить дыру в составе (исключение – Муса на месте Думбия, хотя почти весь сезон – это не «на время»); он пытался, но пока не смог вписать в основу ни одного юношу – ни Нетфуллина, ни Ефремова, ни Базелюка, ни Караваева, ни Сердерова, ни Чернова. Он никем не заполняет скамейку запасных, даже если на ней сидят пять человек. Всё вышеперечисленное – абсолютно всё – отвергается им (видимо, бессознательно), потому что прямая линия гораздо важнее. Существует одна игровая идея, а других идей не существует, потому что не надо.

Основное рабочее состояние Карпина – пожар, Слуцкого же – ожидание. Если бы Гарсиа Маркес в своей знаменитой повести изобразил полковника, которому никто не пишет, не в атмосфере серой безысходности, а в момент оптимистичного ожидания письма, которое точно должно придти – это было бы довольно верное изображение Леонида Слуцкого, терпящего временные трудности по ходу сезона.

И концовка была бы другая, изменилось бы последнее слово: «- А что мы будем есть всё это время? Скажи, что мы будем есть? - МЕДАЛИ».

Он великий тренер. Сделанный им ЦСКА – уже сейчас большая команда для футбольной постсоветской истории. Спартаковский проект Карпина заглох при полном отсутствии именно той комбинационности, которую ставит Слуцкий. Краснодарский проект Кононова к ней гораздо ближе, но Кононову ещё нужно время и уже нужны успехи – не до сборной ему сейчас. Хотя Олег Георгиевич, может, даже сильнее Слуцкого – реакция лучше!

А Слуцкий уже бывал в ситуации, когда один из первых матчей – сразу главный. Он поехал в Манчестер, и его команда забила финалистам Лиги чемпионов трижды. Что произошло потом?

Заметьте, это не отрицание кандидатуры, а перечисление рисков. Да, все мы знаем, что потом ЦСКА не удержал преимущество в два мяча. Это катастрофа? Да нет, сколько лет прошло, Бог ты мой – Карвалью с Пилиевым на замены выходили!..

Но вот сейчас мы назначим человека, у которого не будет никакого времени на подготовку к оставшейся части отбора - при том, что отбор может лишиться смысла в первой же игре. И попутно оставим без тренера клуб ЦСКА, который за последние 14 лет искал рулевого только три раза: один раз угадал, но уже очень давно (Газзаев), второй раз – угодил в болото с чудом-юдом Жорже и в самом недавнем случае – истерично попал в нужного человека с третьей за год попытки. А сейчас будет подбирать рулевого перед первым туром сезона – супер, просто браво, у нас же этих чуваков с категорией то ли А, то ли Pro (чего мелочиться) полные карманы, ходить неудобно.

Вариант с совмещением? В таком случае, почему бы не назначить на скамейку сразу Виталия Леонтьевича? Совмещать он любит.

Слуцкий был бы идеальным тренером для самого чемпионата Европы – какой-нибудь трёхнедельный сбор, расширенный список, тактика, товарнячки... Вот это - его.

И в этом смысле совершенно непонятно, почему бы на оставшуюся часть отбора не пригласить Бородюка!

Бородюк свободен, как Бышовец ветер. Судя по доброй книжке Ильи Казакова «Настоящая сборная или Феномен Хиддинка», Бородюк был готов самостоятельно тренировать (и вполне успешно делал это) уже в 2006 году, причем не только тренировать, но и быть лицом сборной России перед мировым футболом. Там, в книжке, Александр Генрихович чуть ли не главный положительный персонаж - и это не просто «Я слепил кумира из того, что мило», в качестве бонуса автор ещё и прав. С того же 2006-го сколько воды утекло (в позапрошлом сезоне у Бородюка – первый результат по набранным очкам в ФНЛ, взял «Торпедо» на 16-м месте и довёл до премьер-лиги), а начинал-то он в сборной ещё в 2002-м. Чемпион мира Лёв был помощником тренера два года...

Вторая глава книги Казакова полностью посвящена описанию событий начала 2006-го, когда Бородюк готовил сборную к двум товарищеским матчам с Бразилией и Испанией. Если вы изучите эти страницы, вас охватит невероятное чувство. Передать это одной цитатой невозможно, но вот хотя бы несколько фраз: «Ситуация в национальной команде вызывала уже не раздражение, а усталость», «Сами футболисты ощущали царящее среди болельщиков настроение как нельзя лучше, были закрепощены», «На подготовку... были отведены всего два последних февральских денька» и так далее. Ничего не напоминает?

Кроме того, Бородюк – единственная фигура, которую футбольная общественность действительно будет готова воспринять как «временщика». Это удобный пункт на случай неудачи – если она ещё состоится. Или если смертельно захочется отдать сборную Слуцкому для полноценной подготовки к Евро.

И всё-таки заметьте, какой явной рифмой будет приглашение Леонида Викторовича, если оно произойдет прямо сейчас. Два последних тренера сборной назначены в отсутствие президента РФС, и оба раза выбраны наставники с эпитетом «лучший»: Капелло – в мире (один из), Слуцкий – среди россиян (за последние 9 лет, если не считать полулегионера Бердыева). Подайте, мол, сюда!

Но это что, критерий, по которому выбирается тренер? 

 

Артём Борисов