8 мин.

Дыхание ФФП

Материал из июньского номера "Football Tribune".

Трансферная активность в России неуклонно падает. Клубы стремятся брать игроков свободными агентами или в аренду. И эта тенденция марширует не только по самой большой стране на планете.

Многие маленькие клубы − и даже команды средней величины − начали пользоваться подобными схемами, да что там − «монстры» из тех, кому вполне может светить отречение от еврокубков, тоже. Что же это? Внезапное прозрение и желание сэкономить? Отнюдь. Это – железное небо, навязанное крепкой рукой финансового фэйр-плэй, только и ждущего момента, чтобы крепко «вмазать» зазевавшемуся клубу штрафной дубиной.

Нельзя рассуждать о последствиях введения фэйр-плэй, не вздыхая о его сути. Такая была хорошая идея – ограничить расходы суперклубов, дабы уравнять шансы… Неудивительно, что о ней так громогласно вещал именно француз. Казалось, что еще немного – и взовьются под «Марсельезу» лозунги о «свободе, равенстве и братстве»! И вот теперь эта новая французская революция снова превратилась в торжество капитализма. Разрыв опять увеличился. Бедных не сравняли с богатыми, не дали им одинакового оружия и не призвали к барьеру. Суперклубы по-прежнему будут использовать свою финансовую пушку, а у маленьких клубов уменьшили их и так небольшой калибр. Теперь все труднее будет устоять от продажи своих лидеров, лишая себя возможности стать хоть немного сильнее. Забрали и свободу маневра: бедные клубы не смогут выбить себе условия получше. Потому что предлагающий будет скован все той же навязанной цепью и в случае отсутствия отдачи просто уйдет.

Почему?

Потому что все привязали к масштабам заработка самого клуба. Рай для англичан с миллиардными контрактами от телевидения. Рай для немцев с их полными стадионами и доходами от билетов. Рай для всех так называемых «шейхокоманд», способных оформить свои отношения как огромную спонсорскую помощь. Да и в общем – для всех, кто смог выбить себе жирный рекламный контракт. А это, как правило, те, кто наверху, на слуху и на волне побед. Они и так могут купить практически, кого захотят. Теперь же у топов убрали конкурентов в лице средних команд, использующих заемные средства и/или средства владельца, большие, чем в нынешнем регламенте. Конечно, это можно считать благом, если вспомнить, как многие клубы чуть ли не тонут под гнетом кредитов. Но если подумать о мелких командах… Как теперь усиляться им? В особенности если у них нет обширных статей доходов. Ныне есть только один путь – продавать, хотя раньше можно было попробовать и удержать. А после уже игра в русскую рулетку – заиграют сменщики или нет.

Семь бед – один ответ. А именно: «Развивайте собственные академии». Прекрасно. Западная Европа – выполнено.

А что делать Европе Восточной? Сколько команд по России, Украине, Беларуси и остальным странам самоокупаемы хотя бы наполовину? Сколько из них существует за счет госбюджета, а сколько – исключительно за счет доброй воли своего владельца? Легко сказать «ну так и не стоит играть в таком случае». Легко взять их и расформировать. Легко взять их и не пускать в еврокубки или впаять крупный штраф, выбивая чуть ли не последнюю табуретку из-под ног старающегося хоть как-то выжить. Отправить их вариться исключительно в собственном бульоне национального первенства – проще простого. Особенно когда на дворе бушует кризис. Щелчок пальцами, команда «фас!» - и футбол в стране отправляется стагнировать и разваливаться.

Но это, конечно, плохой сценарий. Очень плохой, но вполне возможный. Пока что наши команды просто застыли в своих составах и выжидают. Конца контракта, выгодного предложения, скидки на нужного игрока. Подсчитывают каждое денежное поступление. И дело не только в кризисе и в падении курса. Важно, что несет в себе комбинация этих факторов.

«Зенит», «Рубин» и «Анжи» уже получили дубинкой, пока только штрафной. «Динамо» и «Локо» под расследованием. А потому все осознали, что возможность наказания вполне реальна и отхватить его может каждый. А у скольки команд Премьер-Лиги проблемы с финансированием? «Ростов», «Амкар», «Торпедо»… Остальные тоже сидят тихо. Хотя бы потому, что все предположения о возможном облегчении ФФП для стран Восточной Европы ФИФА опровергла с наводящей на мысль молниеносностью.

К чему это привело? Самой дорогой покупкой этого зимнего трансферного окна стал Петар Шкулетич, перешедший в «Локо» за 3 миллиона евро. И это при условии того, что клуб продал Даме Н’Дойе почти за 4, и тому срочно нужна была замена. Она и была найдена, за еще и меньшую цену. В остальном – лишь пару небольших приобретений не более миллиона. Манолев был выкуплен из «Динамо» за такую сумму, да найденные взамен пятнандцатимиллионного Думбия Карлос Страндберг за полмиллиона да Алибек Алиев за 350 тысяч. Вот и все сделки, которые поначалу можно и не заметить в общей куче из свободных трансферов и аренд.

Возможно ли изменение ситуации? В ближайшее время – точно нет. Хоть курс рубля постепенно и возвращается к докризисным показателям, ущерб клубным поступлениям уже нанесен, и скомпенсировать это никак нельзя из-за все тех же правил фэйр-плэй. Как минимум следующий сезон восточноевропейские клубы проведут в режиме финансового и трансферного голода.

Остается только надеяться, что раздутые зарплаты «детям лимита» клубы позволить уже не смогут, и наступит сокращение и некоторое оздоровление. Вкупе с обязательством тратить минимум 10% на свою академию – можно смело ожидать пришествие во многие команды молодежи из дубля. Хотя бы потому, что это будет экономически выгоднее при практически одинаковых результатах. Именно к этому пункту уже перешли большинство клубов Беларуси и практически вплотную приблизились украинские клубы, которые продолжают испытывать массовый исход игроков из страны.

И первые ласточки уже пролетели. РЖД сокращает финансирование своей команды на 20%. Но дело отнюдь не только в кризисе – именно из-за этих 20% «Локомотив» и попал в список ФИФА для расследования, а потому гайки все равно были бы закручены. «Динамо» пока отмалчивается по этому поводу. Похоже, в клубе есть надежда, что ситуацию таки примут как критическую и закроют глаза на нарушения.

Однако понятно, что все клубы, в которых контракты были заключены в долларах или евро, должны резко увеличивать бюджеты, чуть ли не вдвое, как «Терек». Ведь попасть на отлучение от еврокубков и прочие «прелести» футбольного кнута никому не хочется. При этом, какие действительно быстрые пути можно найти для столь быстрого нахождения столь внушительных финансов? Конечно же, попросить у акционеров, причем намного больше заработанного – ведь речь об увеличении в разы. О чем это может говорить с точки зрения ФФП? Такие фортели им не допускаются и жестко, безжалостно караются. А значит, в следующем сезоне половина российских клубов может быть выпорота за перебор сторонних финансов, а вторая половина – за долги. Такими темпами представлять страну в еврокубках запросто могут остаться лишь «Зенит» да ЦСКА.

Много ли помощи оказал клубом меморандум о поддержке, фиксирующий курс? Понять уже непросто. Бюджеты ведь все равно были изменены, и сослагательного наклонения история не приемлет. Цыплят считают по осени, а мы узнаем это по сезону лицензирований в еврокубки.

А для яростных любителей порассуждать, что у нас все хуже, чем за бугром, можно привести в пример чемпионат Греции. Там тоже который год свирепствует кризис, и клубы очень схожим образом зажаты в рамки ФФП. Трансферы за серьезные суммы у эллинов еще более редки, чем стали ныне в России. Только безоговорочный флагман последних лет «Олимпиакос» может позволить себе что-то потратить, и это при условии продажи игроков как минимум на такую же сумму. Если не принимать во внимание пирейцев, то ситуация в общем – точь-в-точь нынешняя по нашей стране.

Но это лишь то, что доступно взгляду. Если заглянуть в таблицу этого чемпионата, можно легко увидеть, что целых две команды – «Ники Волос» и критский «ОФИ» - уже вполне благополучно утонули из-за недостатка средств. Им, скорее всего, и позволили бы доиграть сезон с крупными долгами, как недавно позволили «Парме», вот только всем в структурах клубов было ясно, что средств они не найдут даже на жалкое существование. Бюджетов хватило только на половину дистанции. Они бы и рады воспользоваться запрещенной поддержкой, вот только это означало бы начало и следующего сезона с немалой долговой нагрузкой по штрафам, что привело бы лишь к новому витку внутреннего кризиса, заколдованному кругу и тому же результату.

При этом крушение потерпели отнюдь не самые нищие клубы. Перед началом чемпионата командой с наиболее скромными финансовыми возможностями считали «Паниониос» из пригорода Афин - Смирны. Даже собственные фанаты «исторических» в открытую говорили, что со средствами у клуба все настолько плохо, насколько вообще только может быть. И эта маленькая пригородная команда – отнюдь не единственная. Таких в чемпионате Греции чуть ли не четверть.

Как же они выживают, спросит пытливый читатель?

Начнем с небольшой предыстории. Год назад FIFPro проводила анонимный опрос среди игроков всех профессиональных лиг на предмет организации, участия или подозрений по части договорных матчей. Самой «чистой» оказалась Англия – там игроки подозревали в нечистых исходах только 16% всех игр. Но настоящий Армагеддон честного футбола локального масштаба случился именно в Греции. Около четверти опрошенных игроков честно признались, что участвовали в сдаче игр за деньги. И это еще не все! Более двух третей матчей были названы самими игроками «подозрительными» в этом же плане. Причем экономическая ситуация для греческих клубов в прошлом сезоне была намного лучше.

При просмотре линий различных бирж ставок можно легко заметить, что именно у греков значительный «прогруз» чаще всего совпадает с итоговым результатом. В кулуарах профсоюза футболистов ходят слухи о том, что этот сезон в Греции может побить все рекорды по общему числу договорных игр. Цифра в две трети может показаться даже приемлемой.

Безусловно, радость от того, что кому-то хуже, чем нам, очень даже сомнительна, а потому лучше и не рассматривать греческую ситуацию с подобной точки зрения. Ведь, если начистоту, каждый из нас, кто смеется над результатами очередной весенней «огородной битвы», а потом бросает презрительное «снова скатали договорняк», на самом деле не хочет, чтобы так и было. Но точно такой же болельщик из Греции, бросив эту язвительную фразу, с вероятностью в 66% попадет в цель. Так что стоит воспринимать эти цифры не как информацию о том, что у нас не так уж все и плохо, а как предостережение. То же самое может произойти и с любым чемпионатом Восточной Европы. Кризис гонит клубы в угол, а в спину им дышит ФФП, и каждый из них чувствует его дыхание. Но УЕФА не интересуют проблемы своих некоторых не самых сильных членов. Таковы реалии. Пусть и правила для всех одни, это отнюдь не говорит о совершенстве системы в целом. И если не найдется «первой ласточки», которая не побоится об этом заявить, пусть и риском нарваться на ответные действия, эквилибристика на самом краю пропасти может продолжаться до закономерного итога.

Артем Рубанков