4 мин.

Лекция Рогана Тейлора «Игра в цифровом поле: применение цифровых технологий в спорте»

 По совету Дмитрия Навоши посетил вчера лекцию Рогана Тейлора - создателя факультета «Футбольная индустрия»  Университета Ливерпуля, советника английской футбольной Ассоциации (The Football Association, FA), английской футбольной Премьер-лиги (Premier League), а также нескольких футбольных клубов. Называлась она «Игра в цифровом поле: применение цифровых технологий в спорте». Речь в основном шла о создании и управлении собственным телеканалом футбольного клуба на примере английской Премьер-лиги. Было довольно интересно, посему позволю себе осветить наиболее интересные моменты. Все мероприятие можно посмотреть на сайте организаторов  – Digital October.

Начал г-н Тейлор с легкого экскурса в историю, а также рассказал, зачем, собственно, футбольному клубу свой канал и по каким схемам он может работать.

Итак, создается канал в первую очередь как полноценное СМИ, которое преследует следующие цели:

  • Коммуникации с болельщиками и увеличение их числа (в первую очередь зарубежом).

  • PR-поддержка клуба.

  • Зарабатывание денег.

Последний пункт – самый занятный и вызвал большое количество споров. По данным г-на Тейлора, содержание собственного канала обходится английским клубам в среднем в 5 млн $ в год. Здесь важно заметить, что речь идет о продукте довольно высокого качества, ибо создавать что-то посредственное просто не имеет смысла. Окупаться затраты начинают на 5-6-й годы. Например, в прошлом году канал Арсенала получил 662 000 £ прибыли, Челси – 1,8 млн. £, Манчестер Юнайтед – 899 000 £. Сразу же возник вопрос в стиле «зачем это вообще нужно, если такой прибыли хватит на месячную зарплату условного Торреса». Почему-то никто при этом не сказал о положительной динамике цифр, другими словами, если сегодня мы смогли заработать больше миллиона долларов, то вполне возможно, что завтра мы заработаем уже 5 и т.д.

Забегая немного вперед, скажу, что на лекции присутствовал глава коммерческого отдела Спартака, который немного рассказал об опыте создания собственного тв-канала. Напомню, что Спартак был первой российской командой, запустившей подобный проект. К сожалению, просуществовал он довольно мало, причем в тестовом режиме сомнительного качества. Так вот главной причиной закрытия канала, по словам представителя клуба, стало именно отсутствие финансирования. При этом клуб даже не сделал попытки на этом заработать. Фактически получилось так: вложили деньги в оборудование, начали работать (предварительно, затратную составляющую, видимо, не просчитали), через несколько месяцев первый транш денег закончился, теперь уже пришлось все подсчитать, подсчитали, вышло дорого, канал закрыли. Теперь вернемся на пару предложений назад: в Англии первую прибыль удалось получить через 5 лет работы канала. Но я бы сделал акцент все-таки не на сроках, а на том, что канал в принципе может быть прибыльным, а, значит, есть и потенциал для роста доходов.  

Кстати, с удивлением узнал, что подобие собственного канала есть у далеко не самого богатого клуба Российской Премьер-лиги – Крыльев Советов. Так может, дело и не в деньгах?

Структура ТВ-доходов довольно простая: в первую очередь, разумеется, реклама, затем подписка (по данным г-на Тейлора – 8-10$ в месс). Как правило, используется смешанная форма. При этом канал вещает, как правило, в интернете, а также на одном из кабельных ТВ, причем интернер-версия может считаться в какой-то степени приоритетной в силу большего охвата зарубежной аудитории.

Самый главный недостаток клубного телевидения – отсутствие прав на показ матчей вживую. Г-н Тейлор сравнил это с продажей свежей рыбы – Вы захотите купить ее сегодня, но не завтра. В Англии, если матч, к примеру, был сыгран в 3 часа в субботу, то показать его на своем канале клуб сможет только в воскресенье после 6. Лишаясь такого важного ТВ-продукта, каналы вынуждены использовать другие козыри – в первую очередь неограниченный доступ к игрокам команды, то есть возможность беспрепятственно брать у них интервью, делать разноформатные программы (например, «обычный день все того же Торреса»), давать репортажи из раздевалок, подтрибунных помещений и т.д. Другими словами, у клубного канала есть очень существенное преимущество по сравнению с другими СМИ, которое грех было бы не использовать.

Еще одна причина, по которой канал будут смотреть – возможность приобщиться или «стать частью» любимого клуба. Особенно актуально это может быть все для тех же зарубежных болельщиков, лишенных регулярного доступа на стадион.

Ну и наконец – уникальный шанс первыми сообщать обо всех событиях в клубе. Конечно, это немного сомнительно для наших условий, где избежать утечки информации проблематично, но и это, наверное, в конце концов, достижимо.

Итак, создание собственного ТВ-канала – дело очень хлопотное, затратное, но далеко не лишенное смысла, в том числе и экономического. Остается надеяться, что такие каналы появятся и у нас.

После лекции г-на Тейлора прошел круглый стол по тематике лекции с участием представителей РФПЛ, НТВ+, ВГТРК. Дискуссии получились интересными. В частности, обсуждали проблемы телекомпаний и клубов по созданию новых ТВ-продуктов, разумеется, не обошли тему пиратства. Читать об этом будет не очень интересно, лучше – посмотреть.

Большое спасибо Digital October за организацию мероприятия! Сама идея – очень мощная и, уверен – перспективная. Кстати, лекции тут проходят по самым разным тематикам, так что – рекомендую. Те, кто не может поприсутствовать вживую, могут посмотреть интренет-трансляцию.