5 мин.

Алина Загитова. Психологическая прострация или несколько досадных случайностей?

Сейчас нам надо разобраться, почему после скандальной олимпиады Алина Загитова стала часто и, главное, в самые ответственные моменты падать, сбиваться, подводя и себя, и тренера, и федерацию ФК, так много на нее поставившую год назад. Это закономерность или просто «так вышло»?

Разберем. После олимпиады, на чемпионате мира в Милане, находясь в прекрасном воодушевленном состоянии, исполняя на тренировках все с четкостью до 95 процентов, Алина вдруг вчистую рассыпается в произвольной программе. Упав с коронного каскада, она заваливает на лед еще два прыжка. Так бывает даже с самыми мощными боксерами – пропустив неожиданный удар от новичка, он впадает в состояние шока и, пока успевает опомниться, новичок домолачивает его кулачищами. В случае Алины кулачищи эти не соперник, а она сама – не привыкшая падать и подниматься. Слишком уж чисто все прыгала до этого, будучи подростком. И слишком удивилась неожиданным восьми (по слухам) сантиметрам, на которые выросла с осени до весны.

Велик, таким образом, не тот, кто выигрывает, а тот, кто умеет держать удар.

Умеет ли держать удар Загитова? Смотрим. Следующий ее ответственный турнир после лета, означенного дифирамбами в ее адрес, это Контрольные прокаты, куда заявилась из-за океана грозная Медведева.

Неприятность их столкновения кто-то подогрел даже разными маршрутами движения по спортивной базе, разным временем принятия пищи в столовой, разными бортами выхода на лед. И не выдержала этого прессинга – именно Загитова.

Прокат ее КП на спортивной базе провальным не был, но и не впечатлил. Без привычных заоблачных оценок он выглядел ничем не лучше, а даже хуже, высоких прыжков Туктамышевой. И определенно проиграл Медведевой, уверенно, эмоционально, а главное, нетривиально, по-новому для себя выступившей.

А вот в ПП в Москве, при зрителях, но без платья, в тренировочном костюме, Загитова – вдребезги провалила ПП «Кармен». Два раза упала, плюс неуверенные выезды с утратою равновесия. С катка под бурные почему-то аплодисменты Алина уезжала убитая. А Этери бегом помчалась в раздевалку, демонстративно не смотря прокат Медведевой, – то ли успокаивать Алину, то ли, наоборот, давать ей хорошую выволочку.

Следующие малозначительные, не такие ответственные, старты Алина после этого разговора «в раздевалке» провела уверенно, хорошо. Ну так и соперники там были, не кривя душой, слабаки.

Слабаков, кроме японки Сакамото, подобрали ей и на первом этапе Гран-при в Хельсинки. К тому же и Сакамото два раза упала в короткой (после мини-сотрясения на тренировке).

Вообще, казалось бы, рай для Загитовой. Но ответственности первого номера сборной она не выдержала и здесь, как и в Милане и на Контрольных. Не прыгнула, завалила свой фирменный каскад. Но чудо! Фокусом-покусом чиновников, мановением волшебной палочки – она все равно взлетела на первое место! Причем с хорошим отрывом в короткой! В то время как за такой же срыв каскада неделю назад – судьи так отминусовали Медведеву, что поставили вообще под вопрос ее шансы на финал Гран-при. Если не на место в сборной. Сравните ее седьмое место с первым Загитовой при аналогичном срыве каскада – и вы поймете, что такое настоящие ГРИБЫ.

И только знаменитым своим характером Медведева прорвалась на пьедестал, уверенно выиграв произвольную. Была бы и вторая, если бы нагло и подло ей опять не понизили технику от 76 изначальных до 66 от «пересмотров» (якобы смотрели).

То есть при райских условиях, созданных для Загитовой Лакерником и Горшковым, она опять не смогла ничего показать. Причем не только в короткой – вяло, на себя бодрую, годичной давности, не похожая, выступила Алина и в «Кармен». То есть в танце под музыку из «Кармен». Потому что никакой Кармен лично я не увидел. А только – написанный страх в глазах: не упасть. Ну очень робко и механически, без эмоций, катала произвольную Алина. Это, впрочем, не помогло: несколько тяжелых недокрутов, корявый, чуть вытащенный, коронный каскад, низкие в целом прыжки – и… и… первое место с большим отрывом! Контейнер ГРИБОВ прямо из Петербурга подоспел вовремя.

Однако ни местом, ни оценками не прикроют чиновники следующего: они ошиблись в ставке на Загитову как первого номера сборной и стараются, похоже, зря, вхолостую. С такой психологической готовностью фигуристки не видать нам вообще пьедестала на чемпионате мира. Если не сменят приоритет и не займутся не оценками даже (Медведевой костыли не нужны), а прекращением гадкого засуживания подопечной амбициозного Орсера. Которому тоже на выступления Ханю (с огрехами в прыжках, приземлениях и дорожках) чиновники, но японские, возят целый вагон шампиньонов.

Алина использует то, что в искусстве, которым я занимаюсь всю жизнь, называют шаблонами, штампами. Это когда упорно рифмуют «день—тень» или «осень—просинь», к примеру. Или когда делают вместо проникновенной картины лубок. Когда одно и то же, без чувств, без души, в разных вариациях тасуют, переставляют из году в год.

Ничего дальше не буду объяснять. Умеющие понимать что-то же узрят. Вот два ролика – КП Алины на мотивы оперы «Самсон и Далила» (постановщик не указан в Википедии) и ее КП этого года на мотивы «Призрака оперы» хореографа Глейхенгауза.

Одни и те же движения, низкий наклон корпуса вперед, чрезмерное выставление задней части назад при скольжении, один и тот же – повторяющийся во всех буквально программах – проезд назад со вздернутой вертикально ногой, а затем один и тот же заход на прыжок.  

Так можно ездить лет 10, не развиваясь вообще. Но не получится. Закон природы гласит: нет прогресса – неизбежно придет регресс. И действительно: в спину уже дышат бравые юниорки с уверенными каскадами 4+3 и еще даже +3.

Есть ли шанс у Алины  выстоять? Ведь Орсер к себе не возьмет через год. Нет, он взял бы, да кто это удовольствие станет оплачивать?