4 мин.

Фанат национальной безопасности

Зико жалуется в УЕФА на расистов. Спартаковское руководство призывает правоохранительные органы найти болельщиков, вывешивающих фашистские и националистические баннеры. В это же время тиражом 10 тысяч экземпляров выходит книга с настораживающим заголовком «Я русский». Дмитрий Федоров в блоге «Футбольного клуба» рассматривает новый роман Дмитрия Лекуха с литературной точки зрения и полагает, что борцам за либеральные ценности опасаться нечего.

Прочитал вышедший недавно роман Дмитрия Лекуха «Ярусский». На обложке именно так – в одно слово. Хотел поделиться мыслями по поводу книжки, название которой в эпоху шокирующих баннеров должно вызвать бурную реакцию. Хотя слоган фильма «Сибирский цирюльник» «Он русский – это многое объясняет», насколько я помню, не напугал и не удивил общественность. А на мой взгляд, то, что герой Олега Меньшикова русский, не объясняет ровным счетом ничего. По той же логике можно сказать про Остапа Бендера: «Он еврей – это все объясняет». Впрочем, в любом броском названии заложена провокация – верная спутница любопытства и интереса.

По моему глубокому разумению, любая нормальная книжка должна быть честной. Тенденциозность и идеология не должны ретушировать правду жизни. Лекух не пытается изобразить главного героя Данилу ангелом в красно-белой футболке. Этот лидер фанатского движа также не вписывается в типажный ряд обаятельных тарантиновских хороших плохих парней. Дан курит, пьет, ругается матом, дерется и даже может засосать ноздрей кокаин. Скажу честно, он мне не симпатичен. И даже не из-за его агрессии, а из-за того, что он в повседневной жизни вполне солидарный с властью человек.

Данила сам чувствует в этом некий конформизм. Будучи заместителем главного редактора влиятельного журнала, он едет в Сочи и берет нужное интервью у высокопоставленного чиновника об Олимпиаде-2014. Это похоже на двойную жизнь, и здесь Лекух ухватил важную черту нашего времени – можно позиционировать себя рубахой-парнем, даже маргиналом, даже нарушать закон, и при этом среда позволит тебе получать хорошие деньги и выглядеть легитимным членом общества в обмен на одну несложную вещь. Лояльность к власти.

Дан не обольщается относительно окружающей его действительности, но при этом я бы не назвал его циником. Мне показалось, что фанатизм – ниша, в которой он может скрыться от неразрешимых проблем. Если вокруг столько безобразия, то как оставаться безоговорочным патриотом? Футбол (и в особенности сборная) помогает обрести почву под ногами. В том числе и в национальном вопросе. Хотя Данила, прилетев из Праги, позволяет себе довольно жесткую сентенцию: «Я очень люблю свою страну. Но почему-то ненавижу возвращаться из-за границы».

В книге полным-полно реальных событий: столкновение спартаковских фанов с полицией на матче со «Спартой», бойня в окрестностях Нальчика, обидный выезд в Румынию. Упоминаются лидеры фанатских группировок. То есть, это похоже на документальное повествование, что позволит активным болелам идентифицировать себя с героями книги. Как и положено русскому писателю, Лекух оставляет финал открытым. Но главная мысль прозрачна, и она мне импонирует. Каким бы упертым ни был человек, он делает жизненный выбор в пользу конкретных людей, а не в пользу абстрактных идей. Поэтому националист Данила собирается жениться на чешской девушке Злате. Потому что полюбил ее. Его приятелем становится чеченец, с которым он совершенно случайно вынужден вместе биться против бритишей. (Кстати, на слэнге чеченцев называют чехами.) Тут хорошая и правильная самоирония. Наверное, сам Лекух как болельщик с огромным стажем не хотел вложить в книгу еще один потаенный смысл, но я домысливаю... Фанатизм – всего лишь болезнь роста. От нее есть вакцина – серьезные ценности. Семья, дети.

Что не понравилось... Дискуссии о закате Европы. Они слишком нарочиты. И вторичны. С другой стороны, болельщику, наверное, свойственна некоторая плакатность и декларативность. Поэтому, допускаю, что мой вкус здесь расходится с той самой пресловутой правдой жизни, о которой я упомянул в начале заметки. Мы просто из разной среды. И мне парней с виража не понять.

Что понравилось... Стилистическая особенность: чуть ли не каждая мысль, каждое предложение – абзац. В начале прошлого века Джеймс Джойс, пытаясь передать стремительное течение мысли, придумал «поток сознания». Отменил знаки препинания, а зачастую и грамматическое согласование. Ведь то, что роится в нашей голове, не успевает оформиться в связные речевые конструкции. Сейчас действительность фрагментарна, поэтому мысли разделяет пауза. Мы словно переключаем внимание с одного объекта на другой.

Может быть и более прозаическое толкование. Данила ведь курит... Мысль, потом затяжка, выпустил дым, еще одна мысль, опять затяжка, пауза. Но надо бросать курить, если хочешь, чтобы обожаемая тобою нация была здоровой и самоутверждалась в мире – нужно быть примером, идеалом. А, кстати, вы готовы во благо русской нации отказаться от какой-то вредной привычки? Слабо? С завтрашнего дня?

P.S. Прошу воспринимать последнюю строчку не как фигуру речи, а как вполне реальное предложение. В комментах можно указывать эти самые привычки, с которыми вы завтра разойдетесь в разные стороны, как «Спартак» с Лаудрупом.