10 мин.

Игра престолов. Обоснованы ли угрозы «Ред Булл» покинуть чемпионат

Еще один сезон, и еще одна угроза со стороны «Ред Булл» покинуть спорт. Откровенно говоря, в последних заявлениях консультанта компании Хельмута Марко – между прочим, доктора юридических наук – было больше намеков и скрытых угроз, нежели прямых высказываний. Но смысл был более чем прозрачным: сделайте так, как мы требуем, иначе мы уходим.

Как и многие предупреждения со стороны австрийской команды в прошлом, нынешние также были связаны с переходом на более дешевые и шумные двигатели хотя бы с 2021 года.

Слова Марко стали ответом на заданный ему вопрос корреспондентом официального сайта «Формулы-1»: «Команда, пользующаяся клиентскими двигателями, всегда будет зависеть от производителя – и за последние четыре года вы это прекрасно поняли. Есть ли у вас какие-либо намерения однажды изменить сложившуюся ситуацию?»

«Конечно, и не однажды, – ответил Хельмут. – Последним сроком для прихода в «Формулу -1» независимого поставщика моторов должен стать 2021 год.

Это более чем необходимо для спорта, к тому же этот двигатель должен быть простым, громким и стоить должен меньше 10 миллионов. Мы говорим о силовой установке более простой конструкции по сравнению с нынешними агрегатами. Нам нужен просто гоночный мотор.

Есть достаточное количество компаний, способных поставлять такие двигатели. Так что мы ожидаем, что уже к концу нынешнего сезона новые владельцы «Формулы-1» и «ФИА» что-то решат по этому поводу. Если этого не случится, наше присутствие в «Формуле-1» будет под вопросом».

Обратите внимание на слова «последним сроком», «двигатель должен стать», «мы ожидаем», «если этого не случится», «наше присутствие будет под вопросом». Не самые мягкие слова.

В последний раз австрийский концерн угрожал покинуть чемпионат из-за двигателей в 2015 году – на пике проблем «Рено». Тогда Марко, руководитель команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер, его коллега из «Торо Россо» Франц Тост и Матешиц в один голос сказали, что готовы покинуть спорт, если не найдут конкурентного мотора. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что все доступные варианты уже заняты.

В то же время многие в паддоке выразили недоумение от того, насколько безжалостно в «Ред Булл» критиковали «Рено» – кто-то даже предположил, что после всех сказанных слов путь австрийскому коллективу к клиентским программам просто закрыт.

В то время возникли слухи о том, что партнером «Ред Булл» может стать «Фольксваген» со своим брендом «Ауди», но дизельный скандал исключил такую возможность. При этом поговаривают, что в «Фольксвагене» также были не в восторге от того, в каких выражениях команда набросилась на своего бывшего поставщика моторов, так что скандал – возможно, не единственная причина отказа группы компаний от прихода в «Формулу-1».

Примерно в то же время ваш покорный слуга проанализировал варианты взаимоотношений, доступные для «Ред Булл» и «Рено», и в итоге австрийский коллектив остался с французскими мотористами, тогда как младшая команда концерна «Торо Россо» была вынуждена на один сезон перейти на годовалые моторы «Феррари», после чего в «Рено» смягчили свои условия.

Одновременно с этим «Ред Булл» лишилась спонсорской поддержки компании Infiniti и обратилась с брендирующим контрактом на моторы к TAG Heuer.

Команде «Торо Россо» пришлось самой оплачивать счета за прошлогодние моторы, которые не обновлялись на протяжении всего сезона, что стоило коллективу как минимум одного места в Кубке конструкторов, а с ним и приличной части призовых в размере около шести миллионов долларов.

Любопытно, что как только договора с «Рено»/ «Феррари» на сезон-2016 были подписаны, Дитрих Матешиц тут же опроверг все намеки на то, что концерн мог покинуть «Формулу-1» из-за двигателей.

«На самом деле я никогда даже не задумывался об этом, – сказал он. – Конечно, могли возникнуть обстоятельства, которые вынудили бы нас пойти на такой шаг, к примеру, если бы нам так и не удалось найти ни одного двигателя».

Но двигатели у его команд были всегда, пусть и не флагманские от «Мерседеса». Кстати, любопытно представить себе ситуацию, в которой оказались бы сегодня «Ред Булл» и/или «Торо Россо», если бы бывший исполнительный директор «Макларена» Рон Деннис в свое время не наложил вето на использование силовых установок «Хонда» другими командами. А ведь «Ред Булл» открыто обращалась к японскому поставщику…

Представьте себе те гневные тирады, которые слышались бы из Зальцбурга после каждого безуспешного Гран-При. С «Рено», по крайней мере, «Ред Булл» смогла одержать пять побед в гонках с 2014 года.

Так должны ли мы воспринимать угрозы (или предупреждения) Марко всерьез? Имеют ли они какую-либо реальную подоплеку в техническом, спортивном и экономическом отношении?

Требования Марко, по сути, можно разделить на четыре составляющие: независимый поставщик, громкие моторы, простота двигателей в техническом плане и их стоимость.

Что касается стоимости, то поставщики силовых установок год назад подписали соглашение с «ФИА» о том, что контракт на силовые установки в расчете на две машины в год будет обходиться командам в 18 млн долларов. Напомним, что речь идет о едва ли не самых совершенных в технологическом плане агрегатах в истории автоспорта.

Марко заявил, что цена должна быть ниже 10 миллионов. С учетом того, что Хельмут австриец, а «ФИА» зафиксировала тарифы в евро, надо предполагать, что Марко имел в виду именно 10 миллионов евро, а с нынешними курсовыми разницами это означает разницу процентов в 15 по отношению к доллару.

Теперь посмотрим на бюджет «Ред Булл» 2016 года. Из этого материала следует, что доход команды составил 220 млн фунтов стерлингов, что по нынешнему курсу эквивалентно 257 млн евро. 8 млн евро разницы, которую требует Марко, – это лишь 3% от годового дохода команды, тогда как над двигателем работают порядка 300 высококвалифицированных инженеров на заводе.

А теперь можно вспомнить, что один только Эдриан Ньюи зарабатывает в команде порядка 10 млн фунтов (11.7 млн евро) в год. А инсайдеры из «Феррари» утверждают, что технический гуру отказался от вдвое большей суммы и работы в Маранелло. Также не стоит забывать, что пара пилотов коллектива в сумме получает около 10 млн фунтов. Не кажется ли вам странным, что Марко так отчаянно отказывается принимать сумму за двигатели в 18 млн евро и одновременно платит такие же деньги всего трем сотрудникам в команде?

Хельмуту неплохо было бы вспомнить 2005 год, когда «Ред Булл» только пришла в спорт, выкупив активы «Ягуара». В те годы ежегодная поддержка двигателей обходилась клиентам в 20 млн долларов, но австрийцам не помешало это присоединиться к «Формуле-1».

Ален Прост недавно вспомнил времена, когда он владел командой – на стыке веков, и тогда его коллектив вынужден был отдавать в год 34 млн долларов за моторы при бюджете в 60 млн.

На что пошли бы сэкономленные «Ред Булл» 8 млн долларов? Держу пари, что их тут же отправили бы на доработку аэродинамики, а бюджет команды не снизился бы. В команде сколько угодно могут твердить, что они уменьшили бы бюджет, но история показывает, что их казна росла на протяжении всех последних восьми лет в спорте, и они первыми отказались подписывать соглашение по ограничению ресурсов в «Формуле-1».

Кроме того, только невероятные усилия позволили руководству спорта сдержать рост цен на двигатели и даже снизить стоимость до нынешнего уровня, несмотря на применение дорогостоящих технологических решений. И было бы очень странно со стороны «Ред Булл» обвинять в ситуации с двигателями «ФИА», поскольку за нынешнюю систему проголосовали на Комиссии «Формулы-1», где у австрийской компании сразу два голоса.

Что касается звука моторов, то на каждого недовольного найдется приверженец более тихой «Формулы-1», но тут как в жизни – слышнее всего визгливые крики жалобщиков. Конечно, громкость двигателей можно увеличить, но это непременно будет воспринято некоторыми слоями населения как нарушение этических норм и приведет к отторжению части молодого поколения болельщиков от гонок.

Марко требует, чтобы к 2021 году в «Формуле-1» появился независимый поставщик моторов. А зачем? В сезоне-2005 на машинах «Ред Булл» были установлены двигатели «Косворт», после чего австрийцы быстро переметнулись к «Феррари», а затем, когда стало понятно, что и в Маранелло не могут справиться с задачей, и к «Рено». Улавливаете закономерность?

Точно так же, когда Матешиц приобрел «Минарди» – ныне «Торо Россо» – в 2006-м, команда начала с моторов «Косворт», которые очень скоро сменили оставшиеся от «Ред Булл» по наследству агрегаты «Феррари» (снова шаблон). Ни в один момент времени ни у одной из команд концерна не было конкурентоспособного двигателя независимого поставщика.

Более того, история показывает, что последняя победа в «Формуле-1» с «независимым» мотором, то есть мотором без заводской поддержки, была одержана еще в прошлом веке, или даже еще раньше – в зависимости от трактовки.

Когда же в конце марта «ФИА» пригласила всех на открытое совещание по моторам в «Формуле-1», из независимых компаний встречу посетил лишь Марио Иллиен, который еще год назад был консультантом «Ред Булл» по работе с двигателями «Рено». Хельмуту Марко стоило бы задуматься над тем, почему другие независимые поставщики не проявили к собранию ни малейшего интереса, несмотря на свободный доступ на мероприятие.

Австриец ожидает, что независимый поставщик предложит ему контракт на пару моторов на год за 10 млн долларов? А почему бы вновь не задуматься о том, чтобы наладить собственное производство силовых установок? Ведь в 2014-м они об этом всерьез говорили… Всем интересно, почему в Австрии не были против покупки сразу двух команд «Формулы-1», но при этом не собираются выделить деньги на строительство собственных моторов для них.

Дежурный ответ на этот вопрос заключается в том, что «Ред Булл» – это гоночная команда, а не технологическая компания. Но подразделение Red Bull Technologies было создано как раз для того, чтобы обеспечивать технологической поддержкой обе команды, а сегодня этот отдел тесно вовлечен в процесс разработки гиперкара Aston Martin/Red Bull и поддержку яхт на Кубке Америки. Значит, суперкары и яхты – да, а двигатели для «Формулы-1» – нет? Ну, конечно, легче же обвинять всех вокруг…

И, наконец, об упрощении двигателей. Новейшие технологии присущи вершине автоспорта, коей является «Формула-1», с самого начала эпохи Больших Призов – лет за сто до того, как «Ред Булл» продала свою первую банку с газировкой.

Марко сам ездил за рулем F1 BRM V12 в 70-х (на фото вверху) и выигрывал в Ле-Мане на сверхтехнологичной по тем временам 12-цилиндровой Porsche 917, которая была увековечена в кинематографе благодаря Стиву Маккуину.

Выходит, раз «Ред Булл» не является поставщиком силовых установок в «Формуле-1», как «Мерседес», «Феррари» и «Рено», значит, можно упрощать двигатели только для того, чтобы австрийцы смогли сэкономить 3% от своего раздутого бюджета?! И тут же отправить эти деньги на доработку шасси или на завышенные зарплаты для своей элиты.

Постоянные угрозы «Ред Булл» покинуть спорт не делают чести ни бренду, ни команде, ни ее сотрудникам и руководству, ни «Формуле-1» в целом.