12 мин.

Огни большого города

Интересно, что сезон’2016 предлагает нам победные серии гонщиков. Сначала Нико Росберг выиграл четыре подряд в начале сезона, потом летом четыре подряд победы было у Льюиса Хэмилтона. В Сингапуре Росберг одержал третью победу подряд после Бельгии и Италии. И пожалуй именно триумф на трассе Марина-Бэй стал самым впечатляющим выступлением Нико в сезоне. Практически двухчасовая, самая тяжелая гонка в сезоне и максимальный уровень конкуренции – не только со стороны Льюиса Хэмилтона.

После прошлогодней неудачи в Mercedes с особым вниманием подходили к Гран-при Сингапура. Безусловно, ожидать провал второй раз подряд было наивно. Не зря Mercedes сильнейшая команда, доминирующая по ходу сезона. Но в любом случае Марина-Бэй не являлась одной из трасс, где болиды Mercedes чувствуют себя наилучшим образом. В Сингапуре ждали сильных выступлений от конкурентов «серебряных стрел». Во-первых, Red Bull. Болид RB12 – одно из лучших, наряду с Mercedes W07, шасси чемпионата с великолепной аэродинамикой Эдриана Ньюи. Red Bull прекрасно выглядел на другой городской трассе, в Монако, где был явным претендентом на победу. Чего-то подобного ждали и в Сингапуре – здесь много поворотов, где наилучшим образом проявляются сильные стороны Red Bull, и нет протяженных прямых, что нивелирует преимущество двигателей Mercedes. Но не стоило сбрасывать со счетов и Ferrari. Конечно прошлогоднего доминирования от Scuderia никто не ждал, но вряд ли после столь мощного выступления «красные» могли ощутимо растерять форму.

Решение об использовании трех разных составов Pirelli в этом году было блестящим. Оно позволило действительно разнообразить тактику в гонках, что серьезно повысило интригу на некоторых трассах, в их числе оказался и Сингапур. Раньше то было всего полтора варианта стратегии. Сейчас у команд есть выбор, есть возможность подобрать оптимальный вариант к конкретному болиду, а на выходе получается гораздо более захватывающее зрелище для зрителей. Сингапур явил именно такое.

Главным же результатом Сингапура стало то, что Нико Росберг переиграл Льюиса Хэмилтона по скорости. Сначала в квалификации. А потом и в гонке.

Квалификационный круг Росберга, принесший ему поул, был блестящим. Сам Нико назвал его в числе трех своих лучших кругов за всю карьеру. Но были голоса экспертов, которые называли этот круг Росберга вообще лучшим в его карьере. Настолько уверенно Нико превзошел здесь своего напарника. Льюис к тому же уступил еще и Даниэлю Риккьярдо, квалифицировавшемуся на первом ряду. Достижение Нико действительно трудно переоценить. Это одна из сложнейших трасс в календаре, здесь максимальное количество поворотов, - трудно пройти их все идеально, нигде не потеряв времени. Вдобавок накладываются климатические условия – жуткая духота, несмотря на ночное время проведения; ночь здесь не приносит свежесть. Душный воздух застаивается здесь в бетонных тоннелях небоскребов. Внешняя красота этого Гран-при, сияющего огнями большого города, словно россыпь драгоценных камней, обманчива. Под внешней красотой скрывается весьма брутальная сущность. Вот в таких условиях Нико Росберг совершил один из лучших кругов своей карьеры.

Результаты по итогам квалификации были достаточно плотны, не считая преимущества Росберга над вторым местом более чем в полсекунды. Один из Red Bull, под управлением Риккьярдо, разбил пару Mercedes, другой Red Bull, Макса Ферстаппена уступил Хэмилтону совсем немного, словно намекая, что его тоже не стоит сбрасывать со счетов. Кими Райкконен квалифицировал свою Ferrari на пятой строчке, но тоже уступил немного. Жаль только, что неудачей квалификация обернулась для прошлогоднего победителя, Себастьяна Феттеля. Уже в самом начале квалификации на его болиде сломался стабилизатор поперечной устойчивости, и это не позволило Себу показать сколь-нибудь конкурентоспособное время.

Нико Росберг впервые выиграл поул-позицию в Сингапуре, которая стала 29-й в его карьере. Интересно, что по количеству поулов за сезон, Нико сравнялся здесь с Хэмилтоном. У обоих после Сингапура по семь поул-позиций.

Дело оставалось за малым – выиграть гонку. Легко сказать. Особенно в Сингапуре.

Известно, что несмотря на не слишком долгую историю – Гран-при Формулы-1 проводится в Сингапуре с 2008 года, эта гонка успела заработать репутацию чуть ли не классической. Здесь есть интересная статистика. Эту гонку выигрывали только чемпионы мира. Здесь в каждой гонке на трассу выезжал автомобиль безопасности…

Относительно последнего пункта гонка 2016 года не стала исключением.

В то время как лидеры стартовали удачно, сохранив заработанные накануне позиции, - Росберг возглавил гонку, впереди Риккьярдо и Хэмилтона, - чуть позади возник настоящий «замес». Все началось с Макса Ферстаппена, который стартовал очень неудачно, сильно пробуксовав. Это заставило гонщиков, стартовавших позади Макса и ускорившихся гораздо стремительнее, «разбегаться» в стороны от медленного Red Bull. Нико Хюлкенберг, перед которым возник болид Ферстаппена, резко дернулся в сторону, зацепив Toro Rosso Карлоса Сайнса, и отправился в разворот, разбив болид о стену. Максу, следует сказать, повезло дважды. В него никто не врезался, и он счастливо избежал столкновения с Force India Хюлкенберга, которая, уже неуправляемая, пронеслась прямо перед носом Red Bull голландца. Гонщиков, для которых старт сингапурской гонки обернулся неудачей, хватало. Во-первых сам Хюлкенберг. После удачной квалификации Нико и его команда возлагали большие надежды на гонку. В Сингапуре Force India имела некоторое преимущество перед Williams, и собиралась воплотить его в очки в Кубке конструкторов. Карлос Сайнс отлично квалифицировался и хорошо стартовал, но его болид был поврежден после столкновения с Хюлкенбергом, из-за чего ему вскоре пришлось совершить пит-стоп. Столкновения в глубине пелотона не избежали Валттери Боттас и Дженсон Баттон, что испортило гонку обоим.

На рестарте, который спокойно выиграл Росберг, произошел очень странный эпизод. Уже когда дали зеленый свет, один из маршалов почему-то задержался на трассе, из-за чего ему пришлось совершить спринтерский забег до ближайшего поста перед ускорившимся на полной скорости пелотоном. Очень опасный инцидент, непонятно, почему такое вообще возможно в столь первоклассном спорте.

Дальнейший ход гонки поначалу выглядел достаточно однозначно. Росберг лидировал, отрываясь от Риккьярдо. Но все-таки это была сложная для Mercedes трасса. Через некоторое время после старта оба гонщика Mercedes получили сообщение от команды, что у них перегреваются тормоза, и им нужно обращаться с ними максимально аккуратно. Оптимистичное заявление для соперников! Между прочим, хотя лидерству Росберга особо никто не угрожал, на Хэмилтоне похоже эти проблемы сказались. Льюис допустил ошибку на торможении, срезав один из поворотов, чем воспользовался Кими Райкконен, не уступавший пилоту Mercedes в темпе. Кими нанес атаку на потерявшего стремительность разгона Хэмилтона и вышел вперед, на третье место.

И все же у Mercedes отлично работает стратегия! Это дало себя знать в Сингапуре дважды. Сначала когда Хэмилтону сменили тактику, переведя его с двух пит-стопов на три, - и это позволило вернуть позицию относительно Кими. Потом когда стратеги Mercedes приняли единственно верное решение относительно лидировавшего Росберга, оставив Нико на тактике двух пит-стопов после того как Red Bull перевел Риккьярдо на три. Последовательность действий тут была следующей. Льюис застрял позади Кими, не имея шансов вернуть позицию на трассе. Тогда Mercedes зазвал Хэмилтона в боксы на третий пит-стоп, на котором ему поставили SuperSoft (в Сингапур Pirelli привезла линейку компаундов UltraSoft – SuperSoft - Soft). Выехав из боксов, Льюис проезжает круг в очень высоком темпе. В Ferrari решают ответить, повторив тактику соперника, и кругом спустя зазывают Кими в боксы. На третьем пит-стопе Райкконен получает более мягкие шины UltraSoft, но выезжает уже позади Хэмилтона. Решающим оказался один круг, который Льюис проехал в более высоком темпе на свежих шинах!

Далее, так как и Хэмилтон, и Райкконен после пит-стопа уступали прилично, в Red Bull решили провести третий пит-стоп для Дэна Риккьярдо, на котором он получил шины SuperSoft. Это произошло еще через круг после пит-стопа Райкконена. В данном случае Red Bull не рисковал потерять вторую позицию, так как отрыва Дэна с запасом хватило на лишний пит-стоп. Итак, в концовке гонки пилоты на позициях со второй по четвертую имели свежие мягкие шины, что позволило им атаковать в максимальном темпе. Ну а что же лидер – Росберг? После пит-стопа Риккьярдо его позиция потенциально оказалась под угрозой. Уже первый круг после выезда с пит-лейн австралийца оказался очень быстрым. Нико к тому же попал в трафик, из-за чего потерял еще больше времени. Повторять действия соперников и зазывать Нико на третий пит-стоп? Mercedes попал в цейтнот, и еще один круг мог оказаться проигрышным для Росберга. В случае пит-стопа Нико мог оказаться позади Риккьярдо. Тогда в Mercedes приняли решение оставить Росберга на трассе. У Нико был уже порядком изношенный комплект Soft, но в Сингапуре это был самый жесткий компаунд, и его должно было хватить до финиша.

Концовка получалась нервной! На некоторых кругах Риккьярдо, атаковавший словно в квалификации, отыгрывал у Росберга более секунды. Нико приходилось беречь и шины, и тормоза, сохраняя их потенциал на последние круги гонки. Командный мостик Red Bull сообщал Риккьярдо, что он догонит Росберга за несколько кругов до финиша, - Дэна это только пришпоривало. Реальность оказывалась другой, менее оптимистичной. Казалось, что Риккьярдо все-таки не удастся достать Росберга. И все же, когда Росберг на последнем круге уперся в группу, отстававшую на круг, замыкаемую Кевином Магнуссеном, Даниэль догнал лидирующий Mercedes. Но этого не хватило, - Нико пересек финишную линию первым.

В любом случае, для всей первой тройки это была отличная гонка, - не только для победителя Росберга, но и для финишировавшего вторым Риккьярдо, который блестяще атаковал и держал в напряжении до конца, и даже для Хэмилотона, который все-таки смог отыграться и приехать на подиум. Горячая гонка!

Несмотря на то, что Mercedes доминирует в последние годы, их стратеги не потеряли остроту мышления, их действия порой оказываются решающими в гонке, как было на этот раз в Марина-Бэй. Уверен, это происходит потому, что Mercedes позволяет своим гонщикам бороться, а потому должна предоставлять обоим максимально эффективную стратегию, когда они соперничают между собой. Такого бы не было, если бы существовало разделение на первого и второго номеров, один лидировал бы, получая лучшую стратегию, в отношении второго действовали бы по принципу остатка. В Mercedes есть вариативность тактики, а решения принимаются четко и вовремя. И это в дополнение к лучшей машине чемпионата. Поэтому Mercedes побеждает там, где другие уступают.

Возможно в Ferrari не следовало повторять тактику Хэмилтона и оставить Райкконена на двух пит-стопах. Тогда Кими возможно удалось бы удержать третье место.

Но в отношении Феттеля, прорывавшегося с последнего ряда, Ferrari действовала интересно. Себастьян начинал гонку на Soft, а потом провел два стинта на UltraSoft, позволявшем ему атаковать максимально на становившейся все более легкой машине. Блестящий прорыв Себа позволил ему подняться на пятое место. Феттель выиграл голосование болельщиков на «Гонщика дня», но жаль, что этот потенциал он не смог использовать в сражении с лидерами. Если бы не неудача в квалификации Себастьян наверняка стал бы значительным фактором в сражении за подиум и может быть и за победу.

Не менее интересно обстояли дела и во второй половине первой десятки. Большие надежды на Сингапур возлагались в McLaren Honda, но только Фернандо Алонсо сумел квалифицироваться в первой десятке. В воскресенье испанец провел отличную гонку, в которой финишировал седьмым. Отлично в квалификации выглядели Force India и Toro Rosso. Пилоты обеих команд в полном составе прошли в Топ-10 квалификации, хотя впоследствии Серхио Перес был оштрафован за игнорирование желтых флагов. Следует сказать, хорошая форма Force India и Toro Rosso в Сингапуре ожидалась. Force India выглядела увереннее Williams, что важно с учетом напряженной борьбы этих двух команд за четвертое место в Кубке конструкторов. Пилоты Williams в итоге не прошли в десятку лучших квалификации. Что касается Toro Rosso, для «Скудерии» из Фаэнцы Сингапур был светлым лучиком. Здесь недостаток мощности прошлогодних моторов Ferrari удалось завуалировать отличными качествами шасси STR11. Карлос Сайнс блестяще квалифицировался шестым, Даниил Квят уступил ему совсем немного, показав седьмой результат. В заключительной сессии Даня имел только одну попытку против двух у Карлоса, - так сложилось из-за действий на более ранних стадиях квалификации, когда Квят проехал на попытку больше в первом сегменте.

В гонке, как говорилось выше, Сайнсу не повезло попасть в стартовое происшествие с Хюлкенбергом, зато для Квята все начиналось блестяще. Даниил провел отличную гонку. В одном из эпизодов Даня долго отражал атаки провалившего старт Ферстаппена, в результате Red Bull просто зазвал голландца в боксы. Ближе к финишу гонщики сошлись вновь, но на этот раз Даниил быстро пропустил Макса. В тот момент Квят боролся с Пересом и прошел его, но выехал за пределы трассы. Сразу же следом Серхио опередил и Ферстаппен. Чтобы не получить штраф, Квят был вынужден уступить позицию Пересу, и из-за этого сначала пришлось пропустить Ферстаппена. Не очень удачно сложились обстоятельства в этом эпизоде. Затем до самого финиша Квят преследовал Переса и пытался атаковать его. Увы, как раз недостаток мощности двигателя относительно Mercedes на болиде мексиканца, и как следствие максимальной скорости в конце прямых не хватило Дане для результативной атаки. Они так и финишировали друг за другом, Перес восьмой, Квят девятый. Это был первый финиш в очках для Квята после Сильверстоуна и лучший результат сезона за рулем Toro Rosso. Вообще в этом году лучше Квят провел только одну гонку, - в Шанхае, где он финишировал на подиуме.

В концовке гонки пару Перес – Квят догнал еще один герой Гран-при: Кевин Магнуссен на Renault. Финишировав десятым, Магнуссен второй раз в сезоне после Сочи набрал очки для себя и своей команды. У Кевина сейчас непонятная ситуация с контрактом на следующий сезон, но в Сингапуре он, как и Квят, многое доказал относительно своих способностей.

Фелипе Масса удачно начал гонку, разобравшись в стартовой толчее. Бразильский ветеран поначалу уверенно шел в десятке, но затем по ходу гонки выпал из нее и очков так и не набрал. С учетом того, что Хюлкенберга и Боттаса Force India и Williams потеряли из-за стартового инцидента, решающим в этой гонке оказалось выступление Переса. Force India зазвала мексиканца на пит-стоп после первого круга в режиме пейс-кара, избавившись от шин UltraSoft, далее Серхио провел два длинных стинта на Soft. Перес умеет обращаться с шинами, поддерживая высокий темп. Его финиш в очках и 0 очков для Williams вновь вывели Force India на четвертое место в Кубке конструкторов.

Что касается Ферстаппена, удачно разобравшись в эпизоде с Квятом и Пересом, Макс до финиша гонки успел догнать и обойти Фернандо Алонсо. Все же дало знать себя превосходство Red Bull в темпе. Жаль, шестое место стало бы для Алонсо и McLaren Honda суперуспехом. Макс же провел явно не лучший Гран-при.

Словно россыпь драгоценных камней блеснули звезды прошедшего Гран-при Сингапура: Риккьярдо, Феттель, Райкконен, Алонсо, Перес, Квят, Магнуссен провели гонку блестяще, мастерски. Но главным камнем в ночном ожерелье Сингапура сверкал победитель. В Сингапуре Нико Росберг провел 200-й Гран-при в своей карьере. Поразительно, как незаметно Нико добрался до такой солидной цифры. Юбилей получился небывало удачным. Нико завоевал восьмую победу в сезоне и 22-ю в карьере. Кстати, впервые в Сингапуре победил гонщик, не являющийся чемпионом мира. Росберг вновь возглавил личный зачет чемпионата, впервые после Сильверстоуна. И еще ни разу ситуация в этом чемпионате не выглядела столь открытой.