9 мин.

Превосходя ожидания

 

 

Едва дебютировав в 2008-м году в угоду новому тренду Берни в Ф1, Фернандо Алонсо, Валенсия сразу же наскучила фанам. Быстрый и безопасный автодром не только не имел шарма Монте-Карло, но и основного ингредиента гонок – зрелищной борьбы. Однако нынешний Гран-при не чета всем предыдущим.

Уже со старта гонка не обещала быть традиционной. Льюис Хэмильтон на волне своих побед жаждал, наконец, сломить тенденцию вторых мест и здесь, молниеносно вырвавшись на второе место и с жёстким контактом колёсами во втором повороте, стоившем ему поломки спойлера, едва не убрал лидирующего Феттеля...

Но главным предвестником интриги всей гонки стал вовсе не нынешний лидер чемпионата, а тот, кого он на этой позиции сместил... Марк Уэббер, впервые за пять этапов уступивший в квалификации Феттелю, и то менее десятой, не зря был очень доволен и этим результатом, вспоминая, что раньше в Валенсии даже на очки претендовать не удавалось. Трасса действительно ему не подходит... И на разгоне пропустив Льюиса, австралиец крайне неудачно позиционировал свой «Ред Булл», что на первом торможении пропустил обе «Феррари», а в восьмом повороте с двух сторон Кубицу и Баттона, попутно не сумев ничего противопоставить паре «Уильямсов», откатившись с первого ряда на девятую позицию! В отчаянии на седьмом круге первым отправился на смену резины и после заминки с левым передним колесом выехал позади Ковалайнена... «Лотус» действительно сейчас ближе к пелетону, чем другие команды-дебютанты к нему. Но позади был шедевр Ньюи... Имея двухсекундное преимущество на круге, Марк тут же догнал лучший болид дебютантов и, не успев даже выйти из воздушного мешка, более чем на трёхстах километрах в час, на полном газу наскочил на «Лотус», ведь точка торможения Хейкки была метров на 80 (!) раньше... «Ред Булл» взмыл в воздух, снёс высоко висевший рекламный щит и, приземлившись уже в зоне вылета, на огромной скорости врезался в ряды отработанных покрышек, которых было лишь три... На мгновение авария показалась фатальной, но, к счастью, пассивная безопасность современных болидов столь высока, что монокок остался абсолютно целым, а Марк не получил чрезмерных перегрузок, самостоятельно выбравшись из кокпита! (В ГП2 полёт Йозефа Краля из «Суперновы» во время спринта завершился с большими потерями...)

Так закончилась боевая 500-я гонка «Лотус»... Да, конечно, Ярно, простояв четыре минуты на смене антикрыла, сломанного о Кобаяши, а затем и из-за проблем с коробкой передач, всё же выехал на трассу, дабы отдать дань уважения великой команде и присутствовавшим сыну Колина Чепмена, а также лично прилетевшего Адриана Фернандеса... Но это уже была не борьба за результат и демонстрация скорости, а, скорее, показательные заезды в четырёх кругах позади перманентно лидирующего Феттеля.

Авария Уэббера перечеркнула стопроцентную очковую серию в одном круге с лидером австралийца и навела настоящий хаос на стройные ряды пелетона!

Жёлтые флаги и режим пейс-кара появились в тот момент, когда квартет лидеров: Феттель, Льюис и пара «Феррари» – уже проехали въезд на пит-лейн, а Кубица как раз тормозил перед финальной «Балудой». Восемь пилотов свернули следом за Робертом. Тактический ход просто блестящий, если бы не одно «но», касающееся правил, конкретизированных с нынешнего сезона.

Пилот в режиме пейс-кара обязан замедлиться, о чём ему подсказывает мгновенно включающийся секундомер остаточного минимального времени круга. Проблема в том, что Роберт и вплотную преследующие его Дженсон, Рубенс и сотоварищи уже никак не могли добрать эти самые недостающие секунды на круге, ибо круг уже, по большому счёту, закончили. Не тормозить же им всем разом в пол?!

В итоге, после всех размышлений стюардов, пара «Уильямсов», «Форс Индий», «Рено», а также де ля Роза с Баттоном и Буэми были признаны виновными и наказаны постфактум прибавкой пяти секунд к результату в финишном протоколе. В отличие от прошлогодней ситуации на «Сузуке», где Нико Росберг также «не заметил» и проехал круг быстрее минимально положенного времени и неожиданно выиграл пятое место, их не простили.

Однако в плане очков отразилось это на позициях только пары пилотов: Буэми пропустил самого возмущённого гонщика Алонсо, а де ля Роза выпал из очковой зоны, отдав балл Росбергу, остановившемуся за круг до пейс-кара и всю гонку мучившемуся с ресурсом тормозов. Очко стало хоть каким-то подарком на 25-летие финна с немецким паспортом.

Ну, а его напарнику, самому возрастному гонщику пелетона и дебютанту Валенсии, остаётся лишь удалить этот Гран-при из своей памяти. Семикратный чемпион не только второй раз подряд и лишь 14-й в карьере стартовал не из топ-тен, так ещё и в гонке был удостоен «блестящей» тактики, которая обычно приключается с зелёными дебютантами.

Росс Браун в очередной раз показал, что весь его тактический гений остался в красной форме. Иначе, чем ещё объяснить пит-стоп, когда весь пелетон уже собрался в плотную группу, а немец шёл на отличном третьем месте? Почему «Мерседес» не пошёл на оригинальную тактику, которая сама напрашивалась после того, как легендарный гонщик, как и Кобаяши, единственными из основных команд стартовал на «прайме»?

В итоге, обувшись в «суперсофт», Михаэль попал и под красный свет! Двадцать секунд простоя, пока проезжал весь пелетон, означали, что борьба за результат величайшего гонщика современности закончена... У Брауна было лишь одно объяснение: гореть должен был быть зелёный, ибо пелетон ещё не собрался в общую группу. Да, но друзья, бессмысленность и провальность заезда в боксы после всех в режиме пейс-кара это не отменяет! Думаю, проезд на красный в стиле Монтойи в Канаде или Баррикелло в Альберт-Парке облегчил бы Шумахера. Однако педантичный немец был вынужден тосковать всю оставшуюся гонку, которая продолжилась очередным заездом на пит-лейн через пару кругов для переобувки вновь в «медиум». Неглупое решение, однако дивидендов «Феррари» Алонсо в Монако принести не могло даже теоретически, ибо тогда остановка ждала весь впередиидущий пелетон, а в данной ситуации все, кроме Камуи и команд-новичков, отстрелялись. Да и рассчитывать на подобное на в полтора раза более длинном круге Валенсии, нежели в Монте-Карло, было едва. Таким образом, Шуми был обречён пилотированием вслед за Альгерсуари, на 17-й позиции, всю оставшуюся гонку. Далее Росс лишь в роли мини-тестов и проверки, сможет ли семикратный чемпион догнать самого юного пилота Формулы 1, зазвал немца на третий пит-стоп, для обувки в «суперсофт». Шумахер смог. Попутно выдав блестящую серию лучших кругов.

А что же лидеры? Льюис, оказавшись в ситуации «на грани», когда Феттель проскочил пейс-кар, а повредивший о немца в стартовой борьбе переднее антикрыло сам британец находился с SLS Майландера бок о бок, чуть-чуть замешкался между линиями автомобиля безопасности и, притормозив, чуть позже пейс-кара пересёк отсечку, формально обогнав «Мерседес». Выглядело это так, словно чемпион намеренно оттормозил пару «Феррари» во главе с Алонсо, заблокировав их за Берндтом.

В результате Хэмильтон ничего не потерял, так и оставшись вторым после смены резины и спойлера, в то время как Алонсо, чей пит был на пять секунд короче, оказался 11-м, а Масса, ожидавший пару секунд за напарником, и вовсе 18-м, позади пары «Вёрджинов»!

Фернандо в свете этих событий просто кипел от злости, настойчиво требуя разъяснений. Но дирекция гонки не могла мгновенно согласиться с виной Хэмильтона, ибо эпизод был очень тонкий и в его расследовании пришлось задействовать даже определение непосредственного расположения датчиков обнаружения болида №2 и «крыла чайки». В результате вердикт вынесли по прошествии 15 кругов после эпизода и обнародовали проездом через пит-лейн англичанина. Льюис, который до этого как раз экономил топливо и резину для финальной атаки на лидера, резко активизировался и по максимуму использовал разрешённые три круга на отбытие наказания! В результате Хэм блестяще после пенализации выехал непосредственно перед конкурентами, никого не пропустив! В шумахеровском стиле. Да, не очень корректно, особенно для ненавистников, но как красиво и формально в рамках правил!

Так Льюис позволил спокойно дышать Феттелю до самого финиша, но показал себя, почти догнав Себа и ещё более упрочив своё лидерство в личном зачёте.

А где же были в то время остальные? Их всех возглавлял отважный самурай, проводящий первый полный сезон в Ф1, второй Гран-при подряд показавший в квалификации худшее из пилотов основных команд 18-е время, но он этого не менее боевитый и уверенный Камуи Кобаяши! Уже в Канаде он показал свои чемпионские амбиции, когда за первый круг поднялся до девятой позиции, разбив болид о «Стену Чемпионов». Ну, а на Гран-при Европы... Японец продемонстрировал и результаты своих стремлений.

В «Заубере» в отличие от «Мерседеса» рискнули, пошли до конца, разведя пилотов по разным тактикам, согласно стартовым составам резины. И Камуи блестяще выполни свою роль! 53 круга (!) на одном комплекте. Уверенный пилотаж на третьей позиции на протяжении почти всей гонки. Лишь за четыре круга до финиша заезд в боксы. «Суперсофт» и девятое место непосредственно перед испанским напарником, преследуемым Петровым... И японец вовсе не довольствуется парой очков, тут же настигая Алонсо, и на грани фола проходит лихой атакой «Феррари» двукратного чемпиона на глазах у шокированной торсиды фанов Фернандо!

А затем на последнем круге, в последнем повороте гонки (!) в стиле Рубенса Баррикелло и его атаки за подиум Франции на Трулли, отбирает седьмое место у Буэми!

Выше Камуи финишировали только опытные герои этого этапа: Сутиль, который судьбоносно обогнал швейцарского Себастьяна и успел оторваться, чем обезопасил себя даже после пятисекундного штрафа от Алонсо, который успешно атаковать «Торо Россо» не смог; и тройка Кубица, Баррикелло и Баттон, в обратном порядке замкнувшая пятёрку сильнейших.

Роберт, победив в полукруговой дуэли Баттона после старта, вынужден был пропустить в боксах пилотов чемпионского «Брауна», поскольку на пит-стопе планово ждали Виталия, и механики наготове стояли именно с резиной для россиянина. Петров, который ужасно провёл первый круг, откатившись на 15-е место, после схода с поломкой выпускной системы Хюлькенберга боролся за очки, но так и пересёк линию финиша на пороге десятки. А после штрафа оказался и вовсе 14-м, правда, почётно, непосредственно впереди Михаэля Шумахера.

Баррикелло, всю гонку перегревая мотор Кубицы, феноменально смог выдать четвёртый результат на «Уильямсе», недвусмысленно показав, почему на достойном болиде здесь в прошлом году победил именно он.

Его экс-напарник Баттон, третий раз подряд финишировав непосредственно позади партнёра по «МакЛарену», так и остался в чемпионате вторым. Зато в гонке, едва Камуи ушёл в боксы и действующему чемпиону предоставился оперативный простор, англичанин установил лучшее время! Лишь пары десятых ему не хватило до прошлогоднего достижения Глока, который на этот раз боролся лишь с напарником, впервые проиграв внутрикомандную дуэль, а затем с Бруно Сенной, обгон которого закончился проколом для немца и сломанным антикрылом для бразильца. На вынужденных пит-стопах Тимо обошёл Бруно и затем, даже несмотря на постфинишное наказание прибавкой 20-ти секунд за игнорирование синих флагов, в итоге оказался впереди Сенны, в то время как лучшим из команд-дебютантов стал его «Вёрджин», благодаря 17-му место Лукаса ди Грасси.

21 пилот в классификации – второй показатель в истории после несуразного древнего британского Гран-при и повторение Турции’07. Неплохо.

Будем надеяться, что и через две недели пелетон нас порадует такой же непредсказуемой, неоднозначной и интересной гонкой, где и в сражении за победу также появятся переменные. Марк Уэббер явно намерен продемонстрировать, что тенденции с прошлогодним падением, начиная с Валенсии, не повторится, и сделает всё, чтобы не дать Феттелю выиграть второй подряд Гран-при в нынешнем сезоне и в «Сильверстоуне», на изменённой конфигурации которого пройдёт экваториальный, десятый этап чемпионата мира.