9 мин.

“До лучших дней…”

Мысль о том, что рейтинги (не путать со статусами, обладающими четко выраженными юридическими характеристиками) любого вида спорта создаются искусственно, априори верна. Прямо или косвенно, но любые дисциплины (в первую очередь, командные) «раскручиваются», интерес к ним растет пропорционально средствам, вложенным в рекламу и пропаганду. На данный момент времени самым популярным видом спорта в Российской Федерации справедливо считается футбол. И пусть подавляющее число матчей в профессиональных лигах аншлаги не собирает, народ, особенно в провинции, до стадиона кое-как добредает, активность же экспертов и болельщиков в интернете (футбольная блогосфера давно приобрела очертания виртуального монстра) откровенно зашкаливает. Количество же просмотров телетрансляций игр в сети (главным образом, пиратских и бесплатных) увеличивается в геометрической прогрессии.

Однако, несмотря на некоторую неоднозначность подобного утверждения, видом спорта № 1 в СССР являлся скорее хоккей, а не футбол. Улицы огромной страны, как правило, «вымирали» по ходу хоккейных баталий или демонстрации по одному из нескольких государственных телеканалов шедевров отечественного кинематографа наподобие «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя». Интернетом тогда «не пахло», да и с качественными телеприемниками имелся дефицит; нередко в иных селениях (даже в южных регионах бескрайнего Союза) «агрегат» ставили посередине улицы или где-нибудь на центральной площади, куда стекался весь окрестный люд, дабы не пропустить уже тогда считавшиеся историческими ледовые сражения с канадцами или, в крайнем случае, с «не совсем нашими» чехами. Имена и фамилии основных игроков национальной сборной (ну, и, ясное дело, ЦСКА и, в меньшей степени, «Динамо» и «Спартака»), вплоть до сочетаний в пятерках, наизусть знала едва ли не вся страна.

«Пусть в высшей лиге плетут интриги

И пусть канадским зовут хоккей –

За нами слово, – до встречи снова!

А футболисты – до лучших дней.»,  –                        

… пел лет эдак сорок назад знаменитый бард Владимир Высоцкий. Сейчас подобные строки представляются несколько наивными, у кого-то они однозначно вызовут улыбку. Но во времена старой доброй «советской империи» хоккеистов любили и уважали больше, чем футболистов. Понятно, что в те годы на высочайшем профессиональном уровне «шайба» была развита еще в меньшем количестве стран, нежели сегодня; футбол по географии своего распространения опережал все игровые виды вместе взятые; однако не столько привлекательность «льда и клюшки» для населения наполовину северной страны, сколько регулярно подтверждаемые победные традиции Страны Советов на фоне редких достижений  футболистов на международной арене делали для наших соотечественников (отцов и дедов) хоккей видом спорта №1. В конце концов, любой футбольный матч могли подвинуть в сетке телевещания, его могли показать позже – в записи, или не продемонстрировать вовсе, ограничившись радиорепортажем и сухим отчетом в «Советском спорте», но вот с хоккеем такие номера не проходили. Его искренне любил руководитель страны, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Пока он не прибывал в «Лужники», матч не начинали. За грандиозные успехи хоккеистов у нас носили на руках, популярность у основных звезд сборной и, особенно, ЦСКА была запредельной. На партийных и комсомольских съездах союзного значения докладчика Третьяка В.А. в любой момент мог прервать Леонид Ильич и поинтересоваться его впечатлениями о последних играх с канадцами, американцами, шведами… Зал молчал и внимал общению одного из сильнейших вратарей мирового хоккея с первым лицом одной из двух мировых супердержав. Тогда такое считалось в порядке вещей. Третьяк, Харламов, Фетисов и т.д. воспринимались национальными героями. Леонид Брежнев при всех, по-отечески, называл нынешнего президента Федерации хоккея России Владиком... Вы можете себе представить, чтобы сегодня Владимир Владимирович Путин вот так, по-доброму, похвалил, например, Дзюбу, назвав его Темой или, чисто по-нашему, по-пацански, Дзюбиньей или Дзюбушкой? И что для этого должно произойти? Что в таком случае должны сотворить Дзюба сотоварищи? Да и на что они вообще способны во всепланетарном масштабе?

Развал СССР подкосил все сегменты нашего бытия. Хоккей он затронул серьезным образом. «Шайба», теперь уже на территории РФ, перестала быть видом спорта №1. Ее место, причем, весьма искусственно и топорно, занял зарождавшийся в грязи мартовских огородов российский футбол. По известным причинам, в 90-е годы ведущую роль в расширяющемся спортивном информационном пространстве в нашей стране играл «Спорт-Экспресс». Став рупором отечественного «ногомяча», столичного «Спартака» и национальной сборной, сформированной на базе народной команды, ведущее, фактически единственное на тот момент профессиональное спортивное издание России, и прямо, и косвенно отодвинуло хоккей не на задворки общественного внимания, но на вторые роли. К слову, и «шайба» наша в те лихие и крутые годы утратила прежний блеск. На старом багаже, в 1992-м, «клюшкари» взяли золото на Олимпиаде во французском Альбервиле, годом позже в Германии были первыми на чемпионате мира. Затем наступило мертвое затишье – сроком на 15 лет, лишь в 2008-м наши опять победили в хоккейном Мундиале; Олимпиада же после 1992 года российским хоккеистам разных созывов, при любых комбинациях, финансовых и кадровых вливаниях, при любых графиках подготовки, пропагандистских речах с высоких трибун и всевозможных «ритуальных» заклинаний и приседаний так и не покорилась.

И в хоккее, и в футболе по окончании перестройки рухнула система подготовки квалифицированных игроков и тренеров. В футболе это было не так заметно; провалы же в хоккее народ воспринимал болезненнее. Проблемы в данном направлении начались еще до окончательного распада СССР. С тренерской «диктатурой» Виктора Тихонова было покончено немногим позже скандального отъезда в НХЛ Вячеслава Фетисова и побегов (в тот же пункт назначения) Александра Могильного и Сергея Федорова. Та самая диктатура, тоталитарный стиль руководства в былые годы чаще приносили результат на общегосударственном уровне. Правда, и спортсменов жесткий режим и беспрекословная дисциплина выматывали больше, чем сами игры. В историческом контексте советская система подготовки спортивных кадров умерла. Что пришло ей на смену? Некий симбиоз из прошлого и настоящего в надежде на будущее. Как в «жирные нулевые», так и в «крымские санкционные» годы государство, при всех имеющихся коррупционных схемах и связанных с ними интригами, скандалами, расследованиями и «посадками», в основном развивало материально-хозяйственную базу, на что, например, были направлены соответствующие федеральные целевые программы. Внимание к образовательной сфере (воспитание и спортсменов, и тренерско-преподавательского состава) в общем-то присутствует, но не в должной мере. Доморощенных звезд в различных видах спорта много не становится, импортозамещение же нередко подменяют натурализацией, благодаря чему, как, например, продемонстрировала Зимняя Олимпиада в Сочи, можно оперативно подправить общекомандный медальный зачет, «честно» отрапортовать о выполнении государственного плана и ощутить себя в «шоколаде».

Как показала недавняя история отечественного хоккея, топорная и безоглядная ориентация на западные аналоги не служит гарантией возрождения и поддержания победных традиций. В 90-е годы, безденежные и  криминальные, мы встали на этот путь, который, при всех субъективных издержках, оказался ошибочным, а значит тупиковым. У нас появились рожденные еще в СССР Ковальчук, Дацюк, Овечкин и т.д. Но у нас нет мастеров более высокого калибра – класса Боброва, Старшинова, Рагулина, Харламова, Третьяка, Крутова, Ларионова, Фетисова, Макарова, Касатонова, Каменского, Быкова, Хомутова…. да пусть даже Федорова, Могильного и П. Буре (жаль, что заветной мечте В.В. Тихонова о создании тройки нападения в составе последних упомянутых хоккеистов было не суждено осуществиться). Пропасть 90-х полностью не преодолена. Есть талантливые ребята. В почти что 150-миллионной стране, по-прежнему «больной» хоккеем, их не может не быть по определению. Но вот старая система бюджетных, региональных ДЮСШ и СДЮШОР при профессиональных клубах нуждается в реформировании. Это не столько методики игровой, функциональной и психологической подготовки (старые советские конспекты пока еще «в цене»), сколько наличие высококвалифицированных детских тренеров, у которых зачастую маленькие зарплаты и достаточно слабые перспективы карьерного роста.

Конечно, в Канаде в этом плане многое по-прежнему обстоит в разы лучше. Провал ее молодежной команды на недавнем чемпионате мира в Финляндии – лишь неприятный казус. У нас же три серебра и одно золото с Валерием Брагиным – скорее подвиг, поставленный на поток. Одаренным ребятам все сложнее пробиться в мастера. Хоккей становится все более дорогим видом спорта. Площадок много, лед есть, профильные магазины с соответствующим инвентарем имеются, команды (как и школы при них) по месту жительства тоже присутствуют, однако дети из бедных семей почти не имеют шансов получить качественное хоккейное образование. Ладно бы такое происходило только из-за проблем со здоровьем (каждое новое поколение даже не в России – в целом на планете – по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) болезненнее предыдущего)… Так ведь огромную роль в данном вопросе играют цены на все – экипировку, оплату тренировочного процесса, проживание в интернатах, специализированное питание, транспортные услуги… На льготных (бюджетных) условиях у нас (и не только хоккеем с шайбой) занимаются единицы. В той же Канаде население, еще в большей степени, нежели наше больное хоккеем, к сожалению, живет богаче, а потому и спектр возможностей у тамошних перспективных ребят шире. А у нас… А у нас в свое время заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер РФ Татьяна Николаевна Овечкина вместе со своим мужем Михаилом полностью оплачивала обучение сына Александра (кто теперь не знает знаменитого нападающего «Вашингтон Кэпиталз»?) в динамовской школе. Но то семья Овечкиных... Много ли таких в России?  

Самым главным и принципиальным оппонентом россиян в хоккее (при всем уважении к шведам, чехам и ментально принявшим русский хоккейный стиль финнам) были и остаются канадцы. Да, сборная СССР 22 раза становилась чемпионом мира, семь раз побеждала в олимпийских турнирах. Однако в те времена лучшие силы НХЛ в турнирах «низшего уровня» не играли. Как руководство Лиги дало добро на участие в Олимпиаде, так с 1998 года нам лишь однажды досталось серебро, позже – бронза. В Сочи наши хоккеисты домашний турнир провалили, за что никто на государственном уровне по-взрослому не ответил. Канадцы же из пяти олимпийских соревнований первенствовали в трех…

Пока есть деньги, финансирование из регионального бюджета или от богатых компаний, руководители профессиональных клубов делают ставку на готовых звезд – наших и забугорных. Как наступают времена жесткой экономии, так к ним по традиции никто не готов. И если клуб не закрывают, возникают осложнения с формированием качественного русского состава. А если внутренняя система подготовки и не начинала модифицироваться? Если все шло как-то само по себе или к останкам старого навязчиво присоединяли новое, вернее иностранное? Тогда скорой отдачи ждать не приходится.

Надо еще посмотреть, чем закончится (ну, или продолжится) вся эта грандиозная затея с созданием КХЛ (или трансформацией чемпионата России в Суперлиге в международное соревнование). Назвать его таким же коммерческим проектом, как и НХЛ, не поворачивается язык. КХЛ – это не только спортивное, но и геополитическое явление. При этом время от времени убеждая себе в выборе собственного пути, мы бездумно, едва ли не до мельчайших деталей, копируем зарубежные аналоги. КХЛ – это еще и попытка повторить давно работающий и приносящий прибыль всем инкорпорированным и заинтересованным сторонам механизм. При этом у нас стараются не замечать девальвацию регулярного чемпионата (вся борьба если не начинается, то, по крайней мере, обостряется только в плей-офф) и путаницу с определением чемпиона России (да и нужен ли он в международной лиге; в НХЛ-то нет отдельно чемпиона США или Канады). То таковым считают обладателя Кубка Гагарина, то лучшую команду регулярной части. Ну куда это годится?

В целом же очевидно (и справедливо не только по отношению к хоккею), что без преемственности поколений, образовательной системы, доступной максимально широкому кругу претендентов, качественное импортозамещение в мучительно долгие кризисные годы не состоится. Без адекватной адаптации нынешних учащихся к взрослому спорту мы свалимся в пропасть. Риск вернуться в лихие 90-е к тогдашним плачевным результатам очевиден. И если не будут приниматься соответствующие меры, нас ждут совсем уж безмедальные времена. Точечная натурализация, подменяющая точечную селекцию, в игровых видах спорта едва ли поможет, даже если российское гражданство получит условный Халк. Командные дисциплины – не индивидуальные. Со статистической точки зрения, польза в олимпийском медальном зачете от них мала. Но в эмоционально-психологическом плане отдача просто невообразимая, о чем нам никак нельзя забывать.