6 мин.

Кто-то теряет, кто-то находит

Сижу в Штутгарте, не жду ничего необычного – в конце концов, в этом году «Мерседес» с мотивацией «сокращение расходов» даже отменил традиционное закрытие сезона Stars&Cars. И тут они покупают «Браун». Сегодня же, чтобы в сезоне-2010 машина уже вышла в серебристых цветах. Впрочем, может, для кого-то сие событие и стало неожиданностью, я в такое развитие событий поверила еще пару месяцев назад, как только появились первые слухи. Потому что логика за всеми этими действиями стоит железная…

«Мерседес». Что дал «Мерседесу» «Макларен»? Очень приличное количество побед – 60, 15 лет сотрудничества, три титула в личном зачете, два болезненных скандала за полтора года, один Кубок конструкторов и ни одного немецкого гонщика. Штутгарт начал работу с командой из Уокинга в те годы, когда заводская конюшня была одна-единственная, естественно – «Феррари», а автоконцерны еще и не мечтали о том, чтобы заполонить «Формулу-1». Развитие отношений пошло по уникальной и… тупиковой ветке. «Мерседес» купил 40 процентов акций команды, начал работу над SLR, но дальше дела не двигались – все же «Макларен» не продается, хотя такие слухи и ходили в конце 2007-го, – и шансов стать полностью заводскими у «серебряных» не было.

Дальше начались трения. Выпуск британцами модели MP4-12C в ту же нишу, в которой работает и «Мерседес», в Штутгарте был принят вовсе не на ура. Запрет «Макларена» на размещение трехлучевой звезды на «Браунах», вето на поставки моторов желавшему их заполучить «Ред Булл» (а значит, невозможность посадить перед мотором «Мерседес» немца) и нежелание видеть партнера развивающим контакты с «Брауном» только еще больше натянули отношения. Дитер Цетше не стал комментировать влияние мощного «спайгейта» и глупого «лжегейта», сделав упор именно на различных дорогах компаний по вопросу строительства суперкаров, но наверняка и эти пренеприятнейшие моменты оставили свой шрамик.

В конце концов, о том, кто создает двигатели, конечно, говорят, но не так много, как о самой команде. С заморозкой регламента поводов вспомнить о них стало еще меньше. Вон мы на сайте в названии конюшни даже опускаем имя моториста, хотя это, возможно, и неправильно. В этом году «Браун» и Дженсон Баттон получили большую долю внимания. И хотя Норберт Хауг в пресс-релизах «Макларена» не забывал их поздравлять и отмечать успехи, простой факт того, что логотипов концерна на болидах BGP001 не было, означает потерю эфирного времени и упущенную выгоду, которую создавала бы видимость бренда.

В общем, сколько можно зависеть от других, быть связанным в некоторых действиях по рукам и ногам, не иметь большого влияния ни на выбор пилотов, ни на многие стратегические решения внутри команды? «Мерседес» возрождает «Серебряные стрелы» через 55 лет после их ухода и надеется, что они будут так же успешны, как и в золотые годы.

«Браун». Как же все-таки повезло «Брауну», что в свое время мотор «Мерседеса» подошел для инсталляции на BGP001 лучше, чем «Феррари»!

Честно признаюсь, и коллеги не дадут соврать: первым вопросом после объявления о сделке было любопытство по поводу того, сколько и кому заплатили. Если помните, команда из Брэкли досталась Россу Брауну за совершенно символическую цену в один фунт стерлингов – «Хонда» еще и приплатила сотню миллионов, только бы избавиться от будущего чемпиона. Сегодня Росс пополнил банковский счет еще приблизительно на 35 млн фунтов – это плюс к тому, что он заработал за годы в «Феррари». Прямо какой-то подарок к дню рождения – ровно через неделю англичанину исполняется 55. Общая же стоимость тех 75,1 процента акций, которые приобрел «Даймлер» на пару со своим крупнейшим акционером Aabar Investment PJSC оценивается в 110 млн фунтов.

В выигрыше не только Росс, но и вся его команда. Найти спонсора в наше время сложно – достаточно посмотреть на «Рено», на то, как Virgin крутил хвостом и в итоге, скорее всего, переметнулся к более дешевому «Манору», или вспомнить, какую маркетинговую стратегию в последнее время применял «Браун», приглашая локальных спонсоров на один Гран-при. Солидного партнера найти еще сложнее, а без него будущее выглядит туманно, и многие болельщики уже готовы были назвать чемпионов 2009 года калифами на час. Команда не раз признавалась по ходу сезона, что некоторые идеи и задачи не могла реализовать из-за ограниченности своего бюджета, и в следующем году, несмотря на все нововведения, связанные с сокращением расходов, такой подход вряд ли может пройти бесследно.

Да, Росс Браун больше не будет владельцем, а понизится до прежнего статуса руководителя конюшни. Но у него впереди еще лет 10 эффективной работы, так почему бы к титулам, завоеванным с «Феррари» и неожиданно с собственной командой, не добавить еще несколько для «Мерседеса»? Возможно, такого же удовольствия как совершенно особенный 2009-й это не принесет, но вызов уже очерчен – защитить достигнутые высоты.

«Макларен». Сотрудничество «Макларена» с «Мерседесом» и было запланировано до 2011 года. Поначалу даже предполагалось, что из-за данного контракта немцы будут покупать «Браун» постепенно, до начала 2012-го, когда команда и переоденется в серебряную ливрею. Но все произошло гораздо раньше, стороны объявили, что пришли к обоюдному решению, Рон Деннис сообщил, что все остаются в выигрыше. Это значит, что, хотя штрафов за досрочное расторжение договора не предусмотрено, «Макларен» в накладе не останется. Будет платить за моторы – они того стоят, и постепенно, до того самого 2011-го, выкупать собственный 40 процентов акций.

Новый контракт на поставку двигателей и некоторых узлов предполагается сроком до 2015 года, хотя в одном из сегодняшних пресс-релизов обнаружилось настораживающее слово «может» – может продлиться до 2015 года. В другом же указано, что может и после. В общем, кто вообще знает, что будет через год, какие моторы будут в 2012-м, и будет ли вообще «Формула-1».

Гонщики. Пилоты «Ф-1» от такого поворота событий только в выигрыше. Была такая команда «Макларен-Мерседес» – сильная, надежная, знаменитая. Многие хотели бы получить шанс сесть в кокпит с маркировкой MP4… А теперь стал «Макларен» отдельно, «Мерседес» отдельно – две команды, которым можно доверить свое будущее. А будущее с уходом «Тойоты» и «БМВ» как-то резко начало мельчать.

Если судить по форме команд в конце чемпионата-2009 (пусть Фернандо Алонсо и считает, что это неправильно – ему же нужно как то оправдать тот факт, что две его команды, бывшая и будущая, под занавес скатились вниз), так вот, судя по последним гонкам еще и неизвестно, кто – «Мерседес» или «Макларен» – окажется сильнее. Тем интереснее болельщикам, тем сложнее гонщикам, стоящим сейчас перед выбором. В частности, Дженсону Баттону.

Впрочем, сегодня вечером Guardian говорит, что действующий чемпион мира предпочел финансово более состоятельное предложение «Макларена», и плевать, что это команда Льюиса Хэмилтона, и что сложно найти знакомого с «Ф-1» человека, готового поверить в то, что Дженсон может оказаться быстрее гонщика, у которого он отобрал титул. Все советуют Баттону оставаться в «Брауне»/«Мерседесе», но там должна появиться своя душа коллектива – Нико Росберг. Льюис или Нико, шесть миллионов или три-четыре… Вот в чем вопрос.

«Формула-1». Изрядно приболевший имидж королевских автогонок получил сегодня крепкую и действенную пилюлю. Все уходят, японцы бегут сломя голову, а «Мерседес», который, кстати, тоже терпит убытки на автомобильном рынке, не меньшие, чем «Хонда», «Тойота» или «БМВ», меняет команды как перчатки. Все кричат о том, что расходы непомерные, отдачи никакой, все плохо. Дитер Цетше спокоен: новый Договор Согласия должен принести больше денег, новое соглашение по ограничению ресурсов – приложение к Договору – существенно сократит расходы. В итоге, плюс-минус – самоокупаемая конюшня. Если нет возможности развивать во многом зажатые в узкие рамки технологии, то есть возможность практиковать и пропагандировать жизнеспособную бизнес-модель команды «Формулы-1». Почему нет? К тому же, ограничения будут не всегда – уже сегодня обсуждается новая формула силового агрегата, основанная не на лимитах оборотов, цилиндров, угла развала, массы и прочих характеристик, а на его эффективности, в частности по потреблению топлива. Чем не новый вызов для моторостроителя, чья продукция зарекомендовала себя лучшей на сегодняшний день?

«Формуле-1» в этот сложный период нужен был вотум доверия, и, оказанный из Штутгарта, он дорогого стоит.