6 мин.

Романтика из прошлого

Кто бы мог предположить до начала сезона, что к окончанию европейской части первенства кроме «Феррари» и «Макларена» еще две команды обзаведутся Большими призами?! Ну ладно, «БМВ-Заубер» можно было предвидеть как претендента, который рано или поздно отхватит кусок пирога с серебристо-алого стола. Но кто еще: «Рено», «Тойота», «Ред Булл», «Хонда»? Да, если уж гадать, то выбирать нужно было бы как раз из тех команд, которые если не знают, чего стоит победа, то хотя бы раз поднимались на подиум.

Но «Торо Россо», бывшая «Минарди», ни разу не бывавшая на церемонии награждения, набравшая всего восемь очков за весь предыдущий сезон и начавшая чемпионат в ранге аутсайдера с прошлогодним болидом? До Гран-при Италии 2008 года в это было невозможно поверить – в наши дни монстров-автопроизводителей, вбухивающих сотни миллионов в свои детища, собирающие под своими крышами тысячи лучших умов и рук, минимум два аэродинамических туннеля и один суперкомпьютер с умным гоночным симулятором, маленькие конюшни составом 160 человек и вчерашними дебютантами-пилотами не выигрывают. Это какая-то романтика прошлого века…

Но вот он, улыбчивый немец, которому только в июле стукнуло 21, в болиде производства тоже не топ-конюшни «Ред Булл», по-итальянски – «Торо Россо», пускает водную пыль в глаза отстающего «Макларена». Сначала в квалификации, а затем и в гонке. Вчера, оценивая его поул, можно было при желании легко покритиковать достижение: легкая машина в третьем сегменте квалификации, возможно, настройки для дождевой погоды, ошибки сильнейших. Сегодня, глядя на общую картину вместе с гонкой, остается один аргумент – машина действительно была легкой. Уже на 18-м круге Себастьян был вынужден заехать на дозаправку, а это значит, что 0,08 секунды у Хейкки Ковалайнена он выиграл впритирку и только за счет того, что топлива на борту было на целых четыре круга меньше. Настройки же, как еще вчера убеждал слушателей Герхард Бергер, были сухими, а если думаете, что австриец кривил душой, пугая соперников, можно посмотреть на субботнюю максимальную скорость по секторам – обладатель поула и там засветился на верхней строчке, а с развернутыми под дождь крыльями так быстро в конце прямой не поедешь.

Настройки на сухую гонку не помешали пилоту «Торо Россо» и в мокрой ее части (не устаю подчеркивать и восхищаться, как Себ ездит в дождь), помогли на заключительной трети дистанции, когда трасса начала подсыхать, а тактика более раннего, чем у соперников, пит-стопа сработала просто на ура. Чуть более легкий, он отрывался от Ковалайнена, комфортно еще и потому, что как лидеру гонки ему на забрало шлема не летели брызги от впередиидущих машин, затрудняя и без того мрачную видимость. Стандартная тактика двух остановок отменно вписалась вторым пит-стопом в подходящий для перехода с дождевых на промежуточные шины интервал, команда отработала спокойно, так, будто всю жизнь только и делала, что выигрывала Гран-при, да и сам Феттель вовсе не производил впечатление новичка в делах победных – ни одной ошибки при пилотировании в сложных условиях, с которыми порой с трудом справлялись чемпионы, он не совершил…

А ведь за ним шел Ковалайнен, на болиде более совершенном, с поддержкой команды, которая претендует на Кубок конструкторов, и опытом обладателя, хоть и случайного, Большого приза Венгрии. Возможно, если бы финн вырвал вчера поул за счет того мгновенья в виде 0,08 секунды, или заправился на один круг меньше, что уже дало бы преимущество в скорости, сегодня мы говорили бы о другом победителе. Все-таки держать оборону порой легче, чем обгонять, даже на более медленной машине (Физикелла сегодня продемонстрировал Райкконену и Хэмилтону, как это делается). Тем более при ограниченной видимости и тем более от пилота, которому и второе место на подиуме – счастье и вечная благодарность «Торо Россо». Но поскольку Гран-при Италии сложился именно так, а не иначе, неприятный осадок от безвольного выступления Ковалайнена, причины которого он даже не смог толком объяснить, остался. Как и ощущение, что будь на его месте Льюис Хэмилтон, нас ожидало бы повторение одиночного заплыва от англичанина в стиле Монако и Великобритании.

Потому что Льюис рвался со своего 15-го стартового места неудержимо, порой физически сметая соперников вроде Глока или Уэббера с трассы, и целил прямиком на верхнюю ступень подиума. Его замечание после финиша о том, что если бы дождь не прекращался, он бы выиграл гонку – отнюдь не бахвальство, а констатация выигрышной гоночной стратегии, отменно реализуемой пилотом на протяжении большей части дистанции. Достаточно вспомнить, как на 26 круге Феттеля и Хэмилтона разделила всего секунда. При том, что обоим еще оставалось сделать по одной запланированной остановке в боксах.

Тут бы «Макларену» поставить на болид своего лидера промежуточную резину. Как раз на следующем круге это сделал Дэвид Култхард (правда, шотландец тут же ошибся на торможении в «Реттифильо»), еще через круг – Хайдфельд, затем Алонсо. И заметьте, пара последних пилотов не прогадала, попала своим единственным пит-стопом именно в смену типа шин и за счет этого финишировала прямо под подиумом, и главное – впереди Хэмилтона. Но синоптики где-то в тот момент еще обещали продолжение стихии, поэтому «серебряные» сделали логичный выбор в пользу дождевых. Да и сравнить темп было не с кем, а рисковать, памятуя об аналогичной смелости накануне, наверное, уже никто не хотел…

С другой стороны, еще неизвестно, как долго мог бы продержаться на трассе Льюис на промежуточной резине. Вышло так, что ему пришлось сделать дополнительный пит-стоп за 17 кругов до финиша, и этого уже было много – покрышки британец, по собственному признанию, перегрел. Именно поэтому пришлось ему приотпустить на последних кругах гонки Фелипе Массу и спровоцировать на атаки Марка Уэббера.

Но если на «Макларене» промежуточная резина изнашивается и начинает доставлять неудобства гонщикам довольно быстро, то на «Феррари» происходит обратная ситуация. Так было в Сильверстоуне, когда Кими Райкконен именно на потертом «интермедиате» летел по подсыхающей трассе, и точно так же в Монце, в аналогичных условиях, он был самым быстрым, с неизменным лучшим кругом. Дождевая резина в сочетании со стоячей водой на трассе для «алых», напротив – бич. Такое впечатление, что машина в принципе отказывается держать трассу, и нужно еще похвалить пилотов, Массу в частности, за то, что в отличие от «Сильверстоуна» они воздержались от «фигурного катания» по всем доступным покрытиям: асфальту, траве и гравию…

В сухом остатке сегодня три команды закинули ровно по 10 очков в копилку Кубка. «Торо Россо» и «Макларен» уже получили по заслугам, осталось отметить блестящее стратегическое выступление «БМВ-Заубера», позволившее Роберту Кубице подняться на нижнюю ступень подиума, закрепиться на третьей позиции в чемпионате впереди Райкконена и сократить очковое отставание от все еще лидирующего Хэмилтона. Окно для пит-стопов, когда нужно было менять резину, оказалось довольно широким – с 28-го круга, когда остановился Култхард, и до 36-го, на котором переобувались Феттель и Хэмилтон. В этом промежутке, в принципе, хорошо работали и те и другие покрышки, позволяя пилотам проходить круг «Аутодромо Национале» за минуту 35-36 секунд. «БМВ-Заубер» воспользовался всей широтой: в начале интервала остановился Хайдфельд, под конец – Кубица, и этот единственный оттянутый первый пит-стоп принес дивиденды и команде, и поляку.

…Себастьян Феттель за свои два неполных сезона в «Формуле-1» насобирал рекордов, которым может позавидовать и нынешняя суперзвезда Льюис Хэмилтон. На Гран-при США-07, в дебютной гонке за «БМВ-Заубер» он стал самым молодым пилотом, набравшем очки, в Японии того же года добавил лидерство в гонке, вчера в возрасте 21 года и 73 дней оказался самым юным обладателем поула, опередив на 5 месяцев и 12 дней Фернандо Алонсо, и вот сегодня, почти на год обогнав того же «соперника», получил Большой приз. У парня впереди еще столько времени, а в сегодняшней безупречной победе так привлекательно мелькали чемпионские задатки, что, право, жаль, что в следующем году он будет выступать фактически все в той же команде, только с худшим мотором. И в 2010-м тоже. Хотя... Ему ведь будет всего 23, иные в это время и до королевских гонок-то еще не добираются, так что Герхард Бергер прав: к 2011 году за Себастьяном будут охотиться и «Феррари», и «Макларен», и кто там еще собирается выстрелить на волне смены регламента в «Формуле-1».