5 мин.

Один для всех, и все, кроме одного

Позавчера вечером у меня умер ноутбук. Тихо, без агонии. Только что в офисе он как обычно ушел в спящий режим, и вот через пять минут дома он просто не проснулся. Не то чтобы меня раньше не подводила техника. Но чтобы вот так кинуть на чужбине… Я вдруг с особой остротой поняла, что с ним вместе меня покинули две работы, книги, музыка, телевизор, ежевечерняя болтовня с друзьями, а главное, с семьей. Что сижу я в абсолютно пустой квартире, где из развлечений присутствуют только Диккенс в оригинале да сборник комиксов на немецком, по которому я предположительно учу язык. То есть два вовсе не развлечения, а весьма нелегких чтива.

Через полчаса безостановочного и безуспешного колдовства над кнопкой Power я сдалась и вернулась в цивилизацию – в офис. На университетских компьютерах, разумеется, стоит линукс, два года успешно меня от них отпугивавший. Но делать нечего, нужно срочно заканчивать расчеты и думать, как жить дальше. А незнакомая техника или программа – это всегда неудобство: на выполнение задания уходит гораздо больше времени, ведь надо все изучить, настроить, да и привыкнуть, прежде чем извлекать выгоду из новых знаний и возможностей...

К счастью, вчера мой маленький предатель ожил, получив универсальный блок питания взамен тихо сдохшего старого. «Универсальный, это хорошо», – подумала я, мысленно представив поиски девайса для моей малораспространенной модели. Поэтому сегодня про новое и универсальное. Про новинку следующего сезона, стандартизированные блоки управления двигателем, в обиходе ECU (engine control unit). Как раз в дополнение к трэкшн-контролю, который с помощью этих блоков изживается из «Формулы-1».

Видимо, двухдневная эйфория от возвращения к нормальной жизни настроила на оптимистичный лад, но я готова поискать пользу в стандартном ECU, хотя обычно в применении к «Ф-1» настаиваю на вреде единых компонентов. Будь то шины от «Бриджстоуна» или мозги от «Майкрософта», это прекращение развития одной конкретной области и шаг в сторону моносерии. А для многих, и меня в том числе, королевские автогонки это не только борьба пилотов, но и соревнование на острие технического прогресса. Вот только, к сожалению, без надлежащего регулирования и запретов на финише этой «гонки вооружений» – болиды, управляемые роботами, которые никогда не пропустят апекс виража, не нажмут не на ту кнопку на руле и не заглохнут на старте из-за нервного перенапряжения. А может, тезис о том, что королевские автогонки это выставка технологий, давно устарел и пора прекратить повторять его как аксиому? Может пора принять новый: «Формула» – это бизнес, а точнее, шоу-бизнес? И тогда главной его задачей должно быть развлечение миллионов болельщиков, и черт с ним, с прогрессом…

В этом глобальном вопросе, наверное, никогда не определюсь, а вот в частном случае со стандартными блоками решение принято. ECU – это зло, но и электронные системы помощи пилотам – это тоже зло. Из двух зол выбираем меньшее – остается ECU. Раз уж ФИА решила, что ее специалисты не способны противостоять десяткам гениев-программистов, которые прячут трэкшн- и лонч-контроли в блоках управления двигателей, и раз уж ввести четкий регламент для блоков не представляется возможным (сто строчек кода и не иcпользовать условный оператор if?), единственным выходом в данной ситуации, похоже, и вправду является одинаковый девайс на всех машинах.

Это в свою очередь влечет единственного производителя блоков, который был выбран по результатам проведенного в прошлом году тендера. К удивлению большинства конкурс выиграла отнюдь не компания Magneti Marelli – поставщик электроники в «Ф-1» на протяжении десятилетий и партнер «Рено» и «Феррари», двух лучших команд чемпионата на тот момент. Контракт достался совместному проекту «Майкрософт» и MES. По поводу первого сразу понеслись шуточки: «A driver has performed an illegal operation and will be shut down». По поводу личности второго партнера имелись подозрения, но только в декабре прошлого года (а победитель был объявлен в июле) поступило подтверждение – это McLaren Electronic Systems, подразделение группы «Макларен». И тут уж стало не до шуток, ибо мгновенно возник вопрос, а не получит ли британская конюшня серьезного преимущества благодаря использованию собственной системы? В том числе и преимущества, может, не вполне законного, пряча в ней коды, которые другим командам будут недоступны?

На первый вопрос, например, в «Рено» отвечают вполне утвердительно, не забывая при этом излить поток критики на новый блок. Там все не то и все не так: другие размеры, форма, интерфейс, емкость, быстродействие, функции, формат, короче, совершенно другая «философия». Ладно бы еще оно было лучше, но по всем параметрам ECU от «Майкрософта» и «Макларена» уступает суперпрогрессивному Step 11, который разработал конкурент. Послушать представителей «Рено», так вообще удивляться начинаешь, как «серебряные» так быстро ездят с их допотопной технологией? А как Флавио Бриаторе ругался летом, когда, опробовав впервые новое устройство, они едва смогли завести мотор! Но что же тут удивляться, ведь, перенося свой жесткий диск на совершенно другой компьютер, вы же не рассчитываете, что все сразу заработает?...

Стандартным ECU недовольны и в «БМВ», правда, на качество устройства не кивают, скорее Марио Тайссен против идеи как таковой, утверждая, что введение «зеленых» технологий, таких как регенерация энергии, вырабатываемой при торможении болида, требует очень тонкой настройки и гибкости электронных «мозгов». Их унификация не позволит извлечь максимум из новинок (ну, или новинки должны получиться довольно стандартными) и действительно совершить прорыв в этой области. Тут он полностью опровергает тезис ФИА о том, что одинаковый блок управления двигателем поможет введению энергосберегающих устройств.

Но вернемся к вопросам. Для «Макларена» наличие ECU собственного производства автоматически не означает отсутствия дополнительной работы. Ведь это новый блок, в котором уже нет программы трэкшн-контроля, и настраивать его нужно заново. Разумеется, времени на адаптацию у инженеров «серебряных» уйдет гораздо меньше, чем у их коллег из других команд. Хотя бы потому, что им не придется заново конструировать отдельные части болида для того, чтобы он наконец-то начал взаимодействовать с «мозгами». А пока другие команды тратят на это ресурсы, конюшня Рона Денниса может сосредоточиться на прогрессе в других областях и сделать значительный шаг вперед. Кто-то будет искать в этом шаге следы ворованной документации «Феррари», кто-то может заподозрить ушлых программистов во внедрении кодов, которых в легальной программе быть не должно, или знании каких-то секретов, еще не открытых другими командами. Но как мне кажется, реальное преимущество на данном этапе заключается только в выигрыше времени. А дальше – как им команда распорядится…