3 мин.

Прощайте, буренки. Привет, Микки-Маус!

2 июля 2000 года. Пару часов назад Дэвид Култхард выиграл юбилейный 50-й Гран-при Франции. Через еще пару часов начинается финал чемпионата Европы по футболу. А я одиноко бреду по трассе А77 где-то между Маньи-Куром и Невером и начинаю понимать, что финала между Францией и Италией мне не видать как собственных ушей. До цели путешествия - замеченного накануне бара с телевизором - километров пятнадцать…

Это сейчас, да и всякий раз как речь заходит о французском этапе, я с улыбкой вытаскиваю старые воспоминания и потешаюсь над собственной безалаберностью: вот, как обычно, до автодрома худо-бедно добралась, на гонку, билеты на которую уже давно распроданы, попала, а как назад возвращаться буду, не подумала. А в тот момент незлым тихим словом были помянуты все те, кому пришла в голову замечательнейшая идея построить гоночный трек в самом сердце французской глуши, в окружении полей, заселенных в основном милыми буренками, и непременно подальше от маршрутов хоть какого-нибудь общественного транспорта. Наверное, я больше никогда не рискнула бы повторить путешествие в Маньи-Кур, но по причинам сентиментальным мне грустно, что эта трасса прощается с чемпионатами Формулы-1.

Да, скорее всего, прощается, ибо развить в каком-либо обозримом будущем инфраструктуру в районе Невера (а именно к ней основные претензии Берни Экклстоуна) не удастся. Да и тенденция в последнее время наметилась вполне очевидная - больше автодромов в регионах, в которых культура автогонок не развита, зато водятся деньги на строительство современного комплекса. Четыре совершенно новых Гран-при выстроились в очередь за датой в календаре чемпионата мира. Уже в следующем сезоне планируется гонка в Сингапуре, по улицам мегаполиса. Она, вероятно, и заменит снявшийся с соревнований французский этап. Через год намечается еще одна ближневосточная гонка - в Абу-Даби должны построить трассу и тематический парк, посвященный Ferrari. В 2010-м надеются принять у себя Большой цирк Южная Корея и Индия. Не будем забывать про ЮАР, которая хочет возродить этап, причем не на "Кьялами", а на новом треке близ Кейптауна. И про "Сузуку", уступившую место "Фуджи" в нынешнем чемпионате, но желающую принять Гран-при Тихого океана, то есть вторую гонку в стране Восходящего солнца.

И это еще не все. Испанская Валенсия выдвинула план проведения Большого приза Средиземноморья и показала чертежи городской трассы. Собственно, это вторая намечающаяся тенденция - скажем так, сближение "Формулы-1" с народом. Более открытыми для масс королевские автогонки, конечно, не станут, но географически приблизятся к крупным населенным пунктам. Или, как в случае Сингапура и Валенсии, просто оккупируют их улицы.

А Маньи-Кур - это дыра. Трасса вроде бы неплохая, не старая, но популярности ей не снискать никогда. Говорят, к сезону 2009-го во Франции построят новый автодром. Учтут прошлые ошибки и модные тенденции, в общем, где-нибудь в окрестностях Парижа. Например, около "Диснейленда", где можно использовать уже существующую и намеченную на будущее инфраструктуру: железнодорожные ветки RER и TGV, обширные парковки, местные отели, вертолетную площадку. Идея может и интересная. Вот только как вспомню парижские пробки и крюк длиной в 90 километров, который пришлось заложить вокруг города, дабы добраться до этих развлекательных парков… Между прочим, жутко дорогих и тем не менее нерентабельных. Как бы не вышло очередного конфуза.

...А на финал я успела. Только это уже другая история.