2 мин.

Ни года без скандала

Вчера утром я сдала три статьи (научного содержания) на экспертизу — есть в моем институте псевдоважная структура, без одобрения которой никто из сотрудников не может публиковать свои результаты. Уже к обеду труды вернулись со штампом, подтверждающим отсутствие в них засекреченной информации, а я в очередной раз подумала о том, что провести через такую комиссию что-нибудь запрещенное не составило бы труда. Правда, если через некоторое время заметят…

Так получилось, что вчера всю первую половину дня я изучала материалы по возбужденному Роном Деннисом «делу о гибком днище» на болидах Ferrari и BMW. Итальянская конюшня использовала конструкцию еще в прошлом году на Гран-при Бразилии, техническую экспертизу ФИА прошла еще тогда, но, разумеется, конкуренты заметили. Как только «алые» продемонстрировали превосходство, соперники начали ворчать.

Для тех, кто не считает, что Ferrari и жулики — суть синонимы, но не имел времени ознакомиться с анализом деформирующегося днища, проведенным специалистами autosport.com, постараюсь в двух словах разъяснить возникшую проблему.

Команды используют несколько техник крепления днища: при помощи тросов или кронштейнов, а в версии Ferrari и BMW — при помощи пружин, обеспечивающих некоторую подвижность элемента. Предполагается, что благодаря аэродинамическим свойствам носовой части болида днище приподнимается, что отрицательно сказывается на работе создающего прижимную силу диффузора. Общий эффект состоит либо в снижении прижимной силы, либо в уменьшении лобового сопротивления. Вот так просто и элегантно решается задача нахождения некоторого компромисса между прижимной силой в поворотах и максимальной скоростью на прямых.

Собственно, эта «новая» идея скорее попадает в раздел хорошо забытого старого и уже ФИА запрещенного. Несколько лет назад команды уже пытались использовать гибкие днища, после чего ФИА ввела определенный тест на деформацию под давлением. Можете не сомневаться, и Ferrari и BMW этот тест в Мельбурне выдержали. Подозреваю, что они создали более эффективный, превышающий тестовые величины, поток воздуха в передней части болида, например, за счет так называемого нулевого киля на F2007, перенятого у McLaren. Таким образом, претензий у технического делегата ФИА во время проверки в Альберт-парке не возникло, и правил команды не нарушили. По крайней мере, в текущей их трактовке. Основной вывод из данной истории состоит в том, что в Маранелло и Хинвилле основательно поработали не только над конструкцией автомобилей, но и над интерпретацией регламента с целью обнаружения в нем двусмысленностей и неопределенностей. Обычное дело, без которого не обходится ни один сезон.

Поскольку гибкие днища это своего рода реинкарнация гибких крыльев, их, скорее всего, ожидает аналогичная судьба — ужесточение данного пункта правил и увеличение нагрузки во время тестов ФИА. Без санкций к конюшням. Если, конечно, официальный протест от McLaren поступит.

Поедут ли машины Ferrari и BMW медленнее? Вернее, вопрос нужно ставить в несколько ином ракурсе. Поможет ли запрет тому, кто его добивается, инициируя шум в прессе и привлекая к проблеме внимание Федерации? Секунда, которую «серебряные» продули Райкконену на не самой быстрой трассе в Мельбурне, заставляет в этом усомниться.