4 мин.

Куда ехать дальше?

Итак, одна из главных историй межсезонья фактически подошла к концу. Альберто Контадор, победитель «Тур де Франс»-2010, был отстранен от велогонок на один год. Точка в истории еще не поставлена, так как у гонщика есть право обжаловать свое решение, а UCI, в свою очередь, планирует ужесточить наказание, но, по большому счету, сути дела это не меняет. Это событие безусловно окажет огромное влияние на современный велоспорт.

Альберто Контадор, как бы кто к нему ни относился, был своеобразной иконой современного велоспорта. Парень из большой семьи, первый гоночный велосипед которому купил дядя (Альберто, кстати, сломал его в первой же гонке). Проблемы со здоровьем – у него обнаружили расстройство ЦНС. Первые крупные успехи пришли к нему, когда велоспорт после ухода Лэнса Армстронга сотрясался от крупных допинговых скандалов. Да и свой первый ТДФ Альберто выиграл не без «помощи» антидопинговых служб. Умалять его заслуг я не буду – он был единственным гонщиком пелетона, сумевшим выдерживать темп Микаэля Расмуссена в горах. А после отстранения «Цыпленка» от гонки Конта удержал перешедшее к нему лидерство в споре с гораздо более маститыми раздельщиками Лайфаймером и Эвансом.

В те годы велоспорт значительно омолодился. Многие герои прошлых лет отбывали дисквалификации или вовсе завершили карьеру. Альберто, по большому счету, возглавил это движение за избавление гонок от допинга. Сам он не раз заявлял о своей «чистоте», несмотря на то, что его фамилия тоже всплывала в расследовании дела доктора Фуэнтеса. Уже через год он стал первым испанцем и пятым велогонщиком в мире, выигравшим все три «Гранд-тура». Он стал лицом нескольких фирм, производящих спортинвентарь. Казалось бы, лучший пример для мальчишек со всего мира сложно было отыскать. Затем было еще две победы на ТДФ, переход под крыло Бьярне Рииса и грянувший вслед за этим допинговый скандал.

Как мне кажется, выигравших в этом деле нет. Конечно, WADA может поставить себе очередной «плюсик» за отлично выполненную «работу». А Энди Шлек, Денис Меньшов, Саму Санчес и все остальные поднимутся на одну позицию выше в генерале ТДФ (только нужны ли им такие «победы»?). Бьярне Риис потерял гонщика, на которого собирался сделать ставку и теперь, видимо, должен искать замену в самом срочном порядке. Но больше всего пострадал в этой ситуации велоспорт. Если человек, ставший лучшим многодневщиком в сложный для гонок период, сам оказывается нечист на руку, то о каком очищении вообще можно вести речь? Пресловутое «Все жрут», так часто звучащее на русскоязычных ресурсах, может для многих стать самым подходящим описанием ситуации. Но это далеко не так.

Мне вспоминается скандал, разыгравшийся во время ТДФ-2007, в эпицентре которого оказались команда «Астана» и ее звезды Андрей Кашечкин и Александр Винокуров. Тогда мнение русскоговорящей аудитории велоспорта разделилось примерно пополам. Одна часть болельщиков клялась на крови, что уверена в чистоте гонщиков, а другая была уверена, что весь пелотон начинает утро со свежего пакета крови. В итоге, истина, как обычно, была где-то посередине. Когда всплыла нынешняя ситуация с кленбутеролом, то количество недовольных было гораздо больше. Страшно представить, но среди велоспортивных материалов на Sports.ru по количеству комментариев эта новость уступает только он-лайн трансляциям. Причем большая часть отметившихся слышит о велоспорте только когда «наши выигрывают» или во время допинговых скандалов.

Такая «реклама» совершенно не красит велоспорт, в котором и так постоянно возникают «тени из прошлого». Более того, это мешает развитию популярности гонок в России. Ну, для примера, сколько родителей захотят отправить ребенка в велошколу, когда все, что они слышат об этом виде спорта – это постоянные допинговые скандалы? Сколько человек захотят смотреть трансляции, следить за новостями, вести блоги и обмениваться мнениями по поводу спорта, где за последние годы нескольких победителей и призеров крупнейших гонок снимали за употребление допинга? Да не так уж и много.

Это не только вопрос неосведомленности людей, но и вопрос освящения гонок в СМИ. Напомню: когда разразился скандал с операцией «Пуэрто», доктор Фуэнтес в одном из интервью говорил, что среди его клиентов были, в том числе, и футболисты, но на них никто не обратил внимания. В велоспорте с самой первой ТДФ не все было чисто. И разнообразные скандалы –  срезание маршрута и «довозы» до финиша, прием стимуляторов прямо на трассе, дисквалификации за допинг – случались с определенной периодичностью. Но в последние годы велоспорт стал своеобразной отдушиной для спортивной общественности. Я не говорю о «вселенском заговоре», упаси Господь. Напротив, я поддерживаю нынешнюю позицию WADA в борьбе с допингом и верю, что велоспорт стал намного чище, чем он был несколько лет назад. Но политика двойных стандартов, мол, «там все плохие, а у нас все отлично» неприемлема. Комментатор Сергей Курдюков как-то привел пример: «Посмотрите на мышцы легкоатлетов. Думаете, такой рельефности добиваются исключительно в тренажерном зале?». Хочется лишь повторить избитую фразу о том, что спорт давно перестал быть просто соревнованием спортсменов.

А велоспорт выживет, и пелотон все также будет собирать толпы болельщиков на Дзонколане, Мон Венту и Плато де Белль. Это просто будет очередным этапом на пути развития велогонок, очередным днем, который нужно пережить. Так что, предлагаю всем запастись терпением и следить за новым сезоном, который потерял одного фаворитов, но тем интереснее будет наблюдать за теми, кто сможет занять его место.