7 мин.

Оценки за поведение $$

В четверг весь футбольный мир с упоением рассматривал одну-единственную фотографию: Марио Балотелли обнимает свою маму. «Как это трогательно!» – говорили мы с мимимишной интонацией, и делились снимком с друзьями. Приемный сын семьи Балотелли забил два мяча в ворота Нойера и вот благодарит женщину, которой обязан всем.

Неужели провокатор и дебошир тоже умеет любить?))) По правде говоря, на фото мы видим только спину и затылок Марио. Но нам этого достаточно, чтобы признать в нем человека. Признали, и тут же репутация скандалиста начинает стремительно исправляться. Уже как-то и недавний выпад с бананом нехотя вспоминается и знатная ночка с поджогом собственного дома. А апрельский секс-скандал с «проституткой Руни» и вовсе давнишняя история, чего об этом! Герой дня - он такой - положительный. Не важно, что все эти «оценки за поведение» весьма условны, и Марио точно нет до них никакого дела. До сознательности в принятии решений и ответственности за свои поступки ему еще мудреть и мудреть.

Но сейчас не об этом, а о кривой репутации в БОЛЬШОМ СПОРТЕ, которая совершенно точно завязана на поступках.

1. Мальчик-скандал

Много плохих поступков X на хороший трогательный =  ЗАЧЕТ.

Если у спортсмена репутация скандалиста=Балотелли (когда обычно за все в силу возраста или глупости отдувается агент), фразы, которые смягчают ситуацию и служат прекрасными отговорками для прессы - «молодой и импульсивный», «неуравновешенный», «защитная реакция», «трудное детство», «объект "охоты" со стороны падких на деньги девушек». Это работает. 

P.S. Уверена, что самые громкие скандалы с участием Марио – еще впереди, потому не сомневаюсь, что традиционные «извините и каюсь» из его уст мы еще услышим. К вопросу «с чего бы это» еще вернемся.

Зачем спортсмену быть положительным? Если совсем упростить, то, во-первых, сам спорт призван увлекать людей и делать лучше: вдохновлять, объединять, развивать сильные стороны, работать над собой, видеть цель, не сдаваться. Во-вторых, в корыстных интересах самих же спортсменов. Конечно, если они хотят получить распрекрасный рекламный контракт.

«Двоечник» не может сниматься в рекламе, ведь она выдает желаемое за действительное. Следовательно, места для людей с изъянами в рекламном мире нет. 

Здесь возникает вопрос о рисках: какой из крупных брендов, работающих на территории спорта, в ближайшее время может предложить контракт итальянцу, учитывая его неуправляемость? Эпатаж привлекает и очень запоминается. Но этим уже воспользовались умники из Nike и Leg Paris, запустившие накануне Евро проект «Парикмахерская». Интерактивная компания которого начинается с того, что Марио пытается найти индивидуальный стиль, и, отвергая прически разных звезд футбола, выбирает свой знаменитый ирокез.

Но пойдет ли кто-то дальше? Ведь подписывая контракт, бренд, прежде всего, хочет как можно прочнее связать свой продукт с именем звезды. Тем самым он доверяет ей и свою репутацию. Оскандалится спортсмен, потерпит поражение в борьбе за потребителя и компания-спонсор. Как скоро Марио Балотелли выкинет новый номер – вопрос двух-трех месяцев. С другой стороны, он же должен понимать, что кое-какие правила нужно соблюдать. Ведь, несмотря на то, что мужчины по определению – родственники детей, эта игра на ооочень большие деньги и парню пора становиться взрослым.

P.S. Я бы ему посоветовала стать лицом Skittles. У этого бренда самая отвязная реклама. Возможно, вместе они смогли бы обойти Иньяриту на очередных Каннских львах.

2. Я болен (или полный крах репутации)

В большом спорте, как известно, мало здоровья и много болезней. Вот Лэнс Армстронг, например, победил рак и написал трогательную автобиографию. А Тайгер Вудс одолел секс-зависимость и добавить ему здесь нечего. Ну, мужик!

Если спортсмен «облажался» по полной, спасти его может только болезнь или инопланетяне. 

Самыми громкими у богатых и знаменитых являются секс-скандалы (ну не убийства же на бытовой почве). В принципе, они стали уже такими с налетом будничности, что ли. Там налево, здесь налево. Тогда как Тайгер Вудс в свое время выдал нам то ли 10-серийный фильм, то ли 19-ти, и в каждой серии новая героиня: порноактриса, модель, проститутка и журналистка. И по планете своих дамочек еще так грамотно разбросал (возможно, в целях экономии). Не удивительно, что жена его, узнав обо всем, сначала поколотила, а потом развелась. Сам богатейший спортсмен мира, (что для нас важно !!!) в результате, не досчитался нескольких миллионов долларов или евро от спонсоров. PepsiCo, Gilette и Nike разорвали контракты с гольфистом. Ну, конечно, вы только представьте – выбритый Тайгер, в новых кроссовках и с баночкой газировки, насвистывая что-то, отправляется совершать плохие дела. Опасно.

И все же он сумел склеить свою развалившуюся репутацию. Как он решал проблему? Сразу же оставил спорт на время (где-то на 8 месяцев). Чтобы вообще исчезнуть из телевизоров, радио и информационного поля как такового. Кроме того, покаялся публично и, НАКОНЕЦ, пошел лечиться от секс-зависимости. Почему лечиться? Потому что человечество в принципе умеет сострадать (что взять с больного человека, больного жалеть надо). Только спустя два года (в ноябре 2011-ого), когда «мир успокоился» Тайгер снова подписал рекламное соглашение. 

Извинение + Покаяние + Лечение= прощение. 

Когда бренды начинают работать со спортом или шоу-бизнесом, они должны понимать, что придется иметь дело с повышенными рисками, потому как среди «звезд» пай-мальчиков, да и пай-девочек, не очень много. Именно поэтому все чаще в рекламных контрактах встречается опция, позволяющая расторгнуть его в одностороннем порядке только из-за негативного поведения. Так произошло с Руни.

3.Неубедительные извинения 

Человек, пересадивший себе волосы, думается, не отказался бы и от парочки извилин, когда шел делать то, что сделал. Загул Руни во время беременности любимой супруги также стоил ему спонсорского контракта. Вернее, сначала представители Coca-Cola взяли паузу «на подумать», уселись в кресле и начали следить за тем, как развивается ситуация. А потом нажали на play, но уже без англичанина. Боссам компании не понравилось, как вел себя Руни в начале скандала, показывая, что ему безразлично будущее своего брака!!!

Загладить вину перед болельщиками Уэйн может, разве что забивая. А перед женой, исполняя роль примерного отца. С Coca-Cola его больше ничего не связывает.

4. Карьерный питстоп

Понятно, что карьеры спортсменов водят хороводы не только вокруг рекламных сделок. От репутации зависит собственно и само спортивное будущее. Команда – это всегда коллектив. Коллектив - это люди. И именно они делают результат. Так что ряды должны быть стройными и бодрыми. В идеале, но не в жизни.

Джон Терри в результате своей секс-истории (изменил супруге с женой Уэйна Бриджа – бывшего товарища по команде) лишился капитанской повязки в сборной Англии. А святоша Райан Гиггз раскрутил такую «Санта-Барбару», что и вовсе собирался повесить бутсы на гвоздь. Наверное, когда ты обычный человек, ты и будешь дописывать финал этой истории на кухне с женой и с шубой. Но раз уж сделался легендой и кумиром миллионов детишек по всему миру, терпи!

Руни, Терри, Гиггз, Рибери, Бензема – все как один извинились публично и пошли замаливать грешки добрыми поступками. Их, конечно, простят - те же, что и казнили, но спустя время. Времени на прощение нужно много.

Получается, основное правило в решении любого конфликта с участием известного человека сегодня: оперативно отреагировать и публично принести извинения. Кстати, только добрые дела добавляют карме «плюсиков».

5. И в заключение…

Неспроста после недавней выходки Андрея Аршавина «ездить» по которой лишний раз не хочется (замучали уже историю), поползли слухи о том, что PepsiCo (lays и Pepsi) хочет досрочно расторгнуть контракт с российским спортсменом. Все потому что футболист долго молчал. Позже исправился. Но не на том канале и не для той аудитории. Однако и этого хватило. Представитель PepsiCo слух не подтвердил, сославшись на то, что в сознании потребителей продукты компании ассоциируются не только с Аршавиным. Между тем, ролик в эфире российского ТВ бренд Lays поменял. Вместо Аршавина нам теперь предлагают просто чипсы со вкусом «языка и хрена».

Под вопросом оказался и рекламный контракт футболиста с «Газпромом». Один из руководителей компании высказалось в адрес футболиста очень жестко, предложив за непатриотические высказывания выслать его из страны. 

Вряд ли отвечая на хамство хамством тем вечером, Аршавин догадывался, что ситуация зайдет так далеко. Ждать в ближайшее время новых денежных потоков со стороны рекламодателей ему вряд ли придется. Нужно взять паузу и, конечно, самому взяться за ум. 

Большой спорт – игры разума в том числе.