5 мин.

Об образовании

Безусловно, у нас было очень хорошее высшее образование при СССР. Это была цельная система, патронируемая государством. Без качественных специалистов, инженеров и научного потенциала, страна бы безоговорочно проиграла западу гонку вооружений. Был враг, которому было нужно что-то противопоставить. И если даже удавалось какие-то технологии украсть, то их еще нужно было с умом расшифровать и внедрить.

В нашей советской науке никогда не было экономической составляющей, только военная. Что привело к очень печальным последствиям. Что и говорить,- сама экономика наукой в полной мере никогда не считалась, и была на последних ролях.

После окончания холодной войны, наш научный потенциал,- оказался никому не нужен. Просто потому, что он никогда не работал на потребителя. Мы не делали, кофеварок, микроволновок, нормальных машин, красивых оберток, качественных и красивых вещей, и всего остального… Наша промышленность просто была не готова, к конкуренции с западом.

Она умерла, просто потому что, в самой экономике весь спрос базировался не на конкуренции между товарами, а на дефиците. Для дефецитной экономики, не нужен маркетинг или реклама, ни технологии, ни модернизация.

Те, кто призывают вернуться в СССР, вспоминают, как хорошо у нас работало производство, и все было замечательно. Попросту призывают вернуть дефицит. Но все-таки, не всю дефицитную экономику уничтожили, часть оставили,- спасибо Путину. За счет дефицита, у нас работает АвтоВАЗ, Авиа, ж/д, производство водного транспорта, по сути, производство всего транспорта. И если импортную машину еще можно купить, переплата,- минимум треть. То летать и плавать мы вынуждены на нашем, отечественном, благодаря чему, переплачиваем за билеты. Наши самолеты и корабли потребляют гораздо больше топлива, и гораздо чаще ломаются, их содержание ложится на плечи потребителя.

Благодаря дефициту, отрасли живут. Но внутри никакого развития нет, и не будет. В частности и от того, что никакого научного потенциала, никаких отечественных технологий сегодня нет. Единственный выход покупать зарубежные технологие. И тут стоит вернуться к высшему образованию, и его роли в обществе. Ведь, мало купить или украсть,- важно еще умело внедрить и правильно пользоваться.

Иметь высшее образование в СССР было престижно. Государству нужны были толковые инженеры и ученые. Все тупые, ленивые и прочие отсеивались на «завод». Система была проста и справедлива. Высшее образование в полной мере финансировалось государством.

Сегодня вышку может получить любой дурак, были бы деньги. Система образования именно заточена на обучении дураков (платников). Чем больше платников,- тем лучше вузу. Вузу плевать, на качество выпускаемых им специалистов. Это, в часности оправданно и тем, что часто нет отраслей для применения данных специалистов. И не требуется такое количество выпускаемых специалистов. Стоит ли говорить, что качество самого образования при такой системе резко пошло вниз. Сегодня ни от государства, ни от общества,- нет заказа на научный потенциал. Любые новые технологии, что бизнесом, что государством, покупаются на западе и внедряются с помощью запада. Происходит точечное обучение специалистов (работников компаний), через зарубежные курсы.

Именно на западе, где научный потенциал встроен в экономику, за счет в дальнейшем производства новых технологий. Именно на западе, есть спрос на мозги, в том числе из России. На западе, как когда-то в СССР, чтоб получить образование нужно постараться. Мало заплатить, там платят все. Нужно еще учиться. А особо одаренным людям дают гранды, в том числе и вузы. Потому что нет лучше рекламы для вуза, чем успешные выпускники и ученые. Взятка преподавателю,- позор для вуза.

Сам ВУЗ заинтересован в современном оборудовании для обучения, и качественной практики для своих студентов. Вуз у них выпускает качественного специалиста, узкого профессионала, а не дает «широту» знаний и не учит «мыслить», как у нас.

Это возможно, только при условии, что за образование платят все и платят одинаково.

Можно призывать и дальше к бесплатному высшему образованию. Но высшем, оно будет считаться только в нашей стране. Люди будут обучаться на старом, древнем оборудование. А дипломы их будут пылиться в шкафу. Это со временем убьет и профессуру, потому что это ужасно не престижно заниматься наукой. Да и самой науки, кроме фундаментальной у нас уже нет. А молодые, хорошие фундаментальные ученые,- это заготовки для запада.

Нужно понимать, что ВУЗы в первую очередь готовят инженеров, а не продавцов для Евросети. Чтоб заниматься торговлей, диплом инженера не нужен.  

Образование и дальше может оставаться бесплатным, только при условии, что за студентов будет платить государство в полной мере, столько же, сколько платит платник. А цену на обучение устанавливает только вуз. Образование должно стать бизнесом, в первую очередь для вузов. Вуз должен выпускать специалиста, на которого есть спрос, который легко найдет работу. И работа, будет хорошо оплачена. Любой другой путь,- обречет нашу науку на вымирание.

Но самое печальное другое. У нас нет гос заказа в образование на «человека». Вместо того, что бы изучать гражданское право и азы экономики, нас в школе учат решать интегралы. Разного рода интегралами нам забивают голову настолько, что пропадает всякое желание к самообразованию в дальнейшем. Люди умеют решать интегралы, но не понимают своих гражданских прав и свобод. Простейших азов экономики и налогообложения.

Для большинства населения, инфляции,- это неведомый зверь, которого люди в пиджаках и галстуках постоянно пытаются обуздать. А после, самый главный еще, щедро всем все индексирует. И гордо говорит с голубого экрана, что за 12 лет своего правления он увеличил пенсии на столько-то.

Подобная чушь проходит, именно от базовой безграмотности. И даже, люди с высшем экономическим образованием, не всегда могут объяснить, откуда, и почему берется пресловутая инфляция. И не потому что они тупые, а потому что советское экономическое образование,- туфта.

Я прекрасно понимаю, почему в совке была сделана ставка на социальную безграмотность. Удивляет, почему до сих пор, мы не пытаемся научить выпускников школ, просто быть нормальными гражданами,- приспособленными к жизни в рыночных условиях. А кем быть программистом, химиком, биологом, маляром или юристом или менеджером, они потом решат сами.