Ностальгия и модерн
Блог

Что за зверя построили для Алонсо? Почему «Астон Мартин» вдруг поехал быстрее «Мерседесов»?

Шикарный болид.

«Формула-1» стартовала очень громко: двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо в 41 год квалифицировался на Гран-при Бахрейна пятым – быстрее «Мерседесов». А в гонке он обогнал на треке их обоих и закусил еще Карлосом Сайнсом в алом SF-23 – cостоялось полноценное возвращение Алонсо на подиум! 

Нет, за зиму испанец не провернул внезапное возвращение в «Феррари» – он все еще в зеленом вчерашнем середняке «Астон Мартин». И над Ближним Востоком не хлынул дождь. И форс-мажоры не портили попытки конкурентов – схватка вышла честной. Его машина ехала быстрее недавних чемпионов и обходилась с шинами почти на уровне «Ред Булл» – давно «Ф-1» не видела такого прогресса.

Ладно, прорыв от Алонсо ожидался уже после тестового перфоманса – он с первого же дня ездил в топ-3, а его машина оказалась №2 по скорости по расчетам и экстраполяциям немецкого Auto Motor und Sport. Реальность оказалась слегка прозаичнее – однако Фернандо выиграл две из трех практик, а его машина выглядела стабильно хорошо в любых условиях – от жарких до «идеальных».

Что же такое этот его AMR23?

Детали болида

Поданное в ФИА количество изменений по сравнению с машиной 2022-го… впечатляет. По сути это действительно полностью новый болид.

Команда занизила нос и антикрыло, сделала с нуля подвеску под новую концепцию, переделала половину днища и диффузора, изменила корпус боковых понтонов и моторного отсека и разработала новое заднее антикрыло (к примеру, перешла с двух креплений на одно для сохранения массы – у «Феррари» такой трансфер провалился).

Каждая новинка – достаточно серьезная и амбициозная для вчерашнего середняка. И ее итоги и назначения вполне понятны: машину занижали как можно сильнее, чтобы снизить лобовое сопротивление и ускорить воздушный поток под днищем – для увеличения прижимной силы и смещения центра аэродинамической нагрузки вперед. Это ключевая вещь для расширения окна настроек и возможностей к балансировке болида – и успешно все поменять за раз не выходит даже у признанных многолетних топов (например, «Феррари», «Мерседес» и «Альпин» как раз занимались тем же и пока не достигли и половины того же прогресса).

Еще успешная доработка базовых элементов машины дает важнейший сигнал: успех «Астон Мартин» – не результат внезапного обнаружения серой зоны в регламенте или одной ультраинновации, которую к концу сезона скопируют все. Нет! Теперь вчерашний середняк основан на качественном техническом «скелете» – и его можно развивать и дальше. У AMR23 все работает в связке – хотя уникальные места все-таки есть.

Главная фишка: боковая часть от «Ред Булл» + уникальные выемки в понтонах

Больше всего в глаза бросается, конечно, боковая часть – она выглядит сборкой идей «Феррари» и «Ред Булл» с интереснейшей добавкой ради сохранения массы.

В 2023-м все болиды резко почернели в попытках сбросить пару лишних килограммов и ускориться на 0,1-0,15 секунды круга, однако зеленый технический штаб подошел к задаче еще смелее – сделал прямо отверстие в боку.

Оно и правда просто спускается до днища, а затем поднимается – вот как на схеме это изображает технический эксперт F1 TV Крэйг Скарборо:

В чем идея? Теоретически – если воздушный поток окажется достаточно быстрым – попадающий в «отверстие» на большой скорости воздух отразится от стенки, развернется и «запечатает» дыру. Тогда идущий чуть выше поток обтечет зону так, словно на ней все-таки есть деталь корпуса – и продвинется дальше к днищу. Потенциальные плюсы: серьезное сокращение массы. Потенциальные минусы: такое в «Ф-1» еще никто никогда не пробовал, и неудачная реализация вызовет много неконтролируемых турбулентных вихрей. Машина потеряет баланс и прижимную силу.

Сверхнизкое днище – «Мерседес» удивлен, только «Ред Булл» сравнился

Новые подвески и нос просто поразили пелотон: инженер «Мерседеса», пожелавший сохранить анонимность, с удивлением рассказал немецкому изданию Auto Motor und Sport, что «Астон Мартин» стал вторым в «Ф-1» по «заниженности» машины. Круче только «Ред Булл», поместивший днище аж на 10 мм ниже всех!

«Наше днище просто сломалось бы на кочках на такой высоте» – признался инженер «Мерседеса».

Тем не менее, и «Ред Булл», и «Астон Мартин» не задевают выбоины на тех же частях трека, что и «Мерседес», и не страдают от бича прошлого сезона – подскоков на прямых из-за слишком низкого расположения диффузора. И чемпионы, и «зеленые лошадки» разработали такую подвеску, что ее кинематика удерживает просвет стабильным – пока это же удалось только «Альпин», но французы столкнулись с огромным количеством побочных эффектов (например, задняя ось перегревается так, что механики временами меняют колеса по 2-3 минуты).

Результат – уже на треке: по замерам перегрузок во второй практике «Астон Мартин» демонстрировал и механическое, и аэродинамическое сцепление почти на уровне «Ред Булл» во всех типах поворотов. Даже «Феррари» оказалась позади! (Данные инженера-механика и спеца по гоночным машинам, на которого подписан Макс Ферстаппен)

Лучшая эффективность торможений

Тот же источник во время подробного разбора телеметрии с тестов обнаружил нереальную киллер-фичу «Астон Мартин» – адскую эффективность на торможениях:

Она складывается из нескольких факторов: механического сцепления, отличной аэродинамической загрузки и хорошего дифференциала. Вместе с уверенностью пилота можно выжимать очень много – и Фернандо Алонсо на тестах и во всех практиках стабильно выдавал показатели лучше, чем у Ферстаппена на «Ред Булл».

Исторически классная работа с шинами

На тестах Алонсо проехал гоночную симуляцию быстрее «Феррари» с нулевым износом покрышек на дистанции в 57 кругов, а в самой репрезентативной практике Бахрейна его средние времена оказались №2 в пелотоне – всего в 0,2 секунды от Ферстаппена.

В паддока у всех взрываются мозги: КАК?!

На самом деле именно здесь ничего нового нет. «Астон Мартин» – наследник старой и бедной «Форс-Индии» во всех смыслах, и в технологии изучения покрышек та вкладывала все доступные ресурсы еще когда гонялась почти без денег.

«Мы все возможное вложили в симулятор и оборудование для него – именно это и привело к лучшему пониманию, в каких местах машины мы можем выжать больше всего скорости, – рассказывал техдир будущего «Астон Мартин» Энди Грин о главной силе команды еще до эпохи больших денег, именитых гонщиков и гениальных инженеров. – Еще за несколько лет до того периода предвидели, что одним из важнейших факторов в будущем станет работа с шинами. Нам стало ясно, что именно резина станет важнейшей переменной в эффективности работы машин.

Мы инвестировали огромное количество сил и времени в этот вопрос, внедрили лучшие технологии, которые нам только были известны на тот момент, наняли лучших людей – все для исследования взаимодействия с покрышками. Нам нужно было знать, что мы на все сто оптимизировали использование пятна контакта шины с дорожным полотном».

С тех пор ничего не изменилось: например, в прошлом году «Астон Мартин» чуть ли не единственным ни разу страдал за весь год от чрезмерного износа, а соперники удивлялись его уникальной технологии «запекания» шин в печке для цикла прогрева/остывания перед установкой на гонку. «Не знаем, зачем они это делают, по нашим данным выигрыша нет», – комментировали производители покрышек из «Пирелли». «Не понимаем, почему все не делают так же», – ответили в «Астон Мартин».

Вклад Алонсо – он реализует все фишки машины на 5+

Вся работа над машиной ведется не только ради красивых показателей в симуляторе – она должна ехать как следует и на треке. А для этого ее должно быть реально настроить, вывести в нужные рабочие окна и управлять без страданий.

«Астон Мартин» удалось: и после тестов, и после практик эксперты в один голос восхищались балансом AMR23, его стабильному поведению в сложных виражах и отзывчивости в руках Алонсо.

Лучше всех ситуацию финализировал близкий к советнику «Астон Мартин» Педро де ла Росе журналист Альберт Фабрега (раньше они вместе работали на DAZN): AMR23 оказался не то чтобы чемпионской машиной #прямосейчас, но очень простой в управлении – и Фернандо выжимает из нее что хочет. Даже чуть больше реального темпа.

И правда: по данным среднего процента времени на круге, проведенного с задействованной педалью газа, нельзя утверждать, будто испанец постоянно атаковал больше остальных:

У него явно оставался запас – и возможности распределять ресурсы зеленого болида по своему усмотрению.

«Управлять болидом приятно. Совру, если скажу, что это не так, – признался Алонсо после второй практики. – Но все относительно. Ощущения от машины могут быть хорошими, но они становятся не столь приятными, если три или четыре других болида оказываются быстрее.

Мы должны гордиться прогрессом. Эти два-три месяца вышли очень насыщенными: мы провели бесчисленные часы на симуляторе и брифингах, пытаясь предупредить возможные проблемы. Знания и таланты, заключенные в этой команде, пожалуй, беспрецедентны.

Борьба «Астон Мартин» с топ-командами – вопрос времени. Мы проходим интересный процесс: автомобиль абсолютно новый, обновился технический отдел, мы многому учимся, и впереди длинный путь».

И первый шаг определенно сделан. После объявления об уходе Феттеля еще в прошлом году команда уже говорила «Себ не воспользуется плодами своих трудов, как жаль» – интересно, что он думает теперь?

Алонсо порвал первый Гран-при года: разделал Хэмилтона и «Феррари» в сложнейшем повороте трассы. Забрал подиум!

Что случилось на Гран-при Бахрейна: Леклер опять сломался, Алонсо порвал «Мерседесы» и «Феррари», Ферстаппен уничтожил всех

Фирменный старт сезона «Феррари»: от болида Леклера полетели детали на первых же зачетных метрах, в гонке отказал мотор

Фото: REUTERS/Rula Rouhana

27 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Астон Мартин перетянул к себе очень толковых инженеров из Ред булов,поэтому и поехали они лучше меренов пока,у Строила старшего денег хватает.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
классная статья
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ V3ttel
Всего лишь то надо купить инженеров из Ред Булл было и Мерседеса )
И посадить за руль адекватного пилота. Алонсо по-прежнему топ, несмотря на 41 год. Мало таких топов осталось. Хэм - да. Других и близко не видно.
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
у меня дежавю. обидно было за Квята, которого выгнали из РБ в 2016 году перед ГП Барселоны, на которое команда привезла новую машину и она прям поехала быстрее. И тут Феттель гонялся-гонялся на ведрышке, а как её прокачали, уже ушёл :(
+3
-2
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Bob Ganiev
что бы была борьба, любая другая машина должна быть чуть быстрее машины Макса. а этого нет. скорее наоборт.
Макс безусловно талант, и заслужил свои титулы, но такого преимущества над остальными пилотами, чтобы они не могли бороться с ним на равных машинах нет.
Плюс к этому нужно помнить о том, что у всех пилотов разный стиль управления болидом. И болид должен быть не только быстрым, но и подходить стилю пилота. Посади сейчас Леклера или Хэмилтона в Ред Булл и Макс вероятное всего их деклассирует. Ровно и наоборот, Макс в Феррари или Мерсе не показывал бы таких результатов как Леклер или Хэм.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ V3ttel
Феррари в Италии. Астон Мартин, Мерседес и Ред Булл в Великобритании.
Ну то есть мерс точно мог попробовать. Феррари при желании могло найти, чем уговорить)
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ EAl
Глядишь и дойдет до некоторых что отличное шасси с отличной аэродинамикой важнее своего мотора. А неудачи макларена связаны не с тем что он на мерседесе и нужно срочно переходить на хонду (и получать таким образом заводской статус), а тем что руки у разработчиков болида кривые.
>Глядишь и дойдет до некоторых что отличное шасси с отличной аэродинамикой важнее своего мотора

РБ все прошлое поколение доказывали что это не так.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Armeec1991
Радует, что в пелетоне появилась ещё одна топ-команда. Сюда бы ещё Макларен образца 21-го года, да Альпин в своей лучшей форме... Но и так борьба выглядит интригующе
Какая же это топ команда? +0,628 до первого места в квалификации - это дно если мерить их мерками топов. И ладно бы дело было в Ферстаппене, так там и до Переса полсекунды. Так что пока это в лучшем случае the best among the rest.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Bob Ganiev
что бы была борьба, любая другая машина должна быть чуть быстрее машины Макса. а этого нет. скорее наоборт.
Чтобы была борьба с Ферстаппеном, должна быть машина наравне с РБ, тогда Алонсо его натянет. Но между РБ и АМ как минимум 0.6 с круга по темпу, увы.
+3
-2
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Не такой уж зверь. Болид неплохой, безусловно, но до РБ далеко, Феррари тоже впереди
За неделю после тестов Фернандо удалось ухудшить машину. Этот скилл с возрастом не уходит, дед держит увроень.
+2
-4
-2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Намекают, что Себ расстроится, увидев результаты АМ и не попробовав результаты своих трудов
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Не такой уж зверь. Болид неплохой, безусловно, но до РБ далеко, Феррари тоже впереди
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Опять Фернандо проиграет чемпионат. На этот раз на самовозе )
+2
-3
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Armeec1991
Радует, что в пелетоне появилась ещё одна топ-команда. Сюда бы ещё Макларен образца 21-го года, да Альпин в своей лучшей форме... Но и так борьба выглядит интригующе
что бы была борьба, любая другая машина должна быть чуть быстрее машины Макса. а этого нет. скорее наоборт.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
В прошлом году схожие дифирамбы пели Хаасу, который, напомню, в первых гонках чуть не доехал до подиума. Сезон длинный, обновления будут. Расслабьтесь!

Радует то, что папаша Стролл не соврал: они и правда идут к победе в Чемпионате. Дойдут или нет неизвестно, но прогресс однозначный! И это ещё базу не достроили.
+9
0
+9
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ну а кто другим мешал то же самое сделать? Мерс второй год надеется не слишком удачное ведро допилить, Феррари с главным технарем рассталась. Подход Стролла пока выглядит более результативным.
Феррари в Италии. Астон Мартин, Мерседес и Ред Булл в Великобритании.
+3
-2
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Могли бы фотку самого Фернандо прикрепить...
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Радует, что в пелетоне появилась ещё одна топ-команда. Сюда бы ещё Макларен образца 21-го года, да Альпин в своей лучшей форме... Но и так борьба выглядит интригующе
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Большая благодарность автору статьи!
+15
0
+15
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ V3ttel
Всего лишь то надо купить инженеров из Ред Булл было и Мерседеса )
Ну а кто другим мешал то же самое сделать? Мерс второй год надеется не слишком удачное ведро допилить, Феррари с главным технарем рассталась. Подход Стролла пока выглядит более результативным.
+13
0
+13
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Глядишь и дойдет до некоторых что отличное шасси с отличной аэродинамикой важнее своего мотора. А неудачи макларена связаны не с тем что он на мерседесе и нужно срочно переходить на хонду (и получать таким образом заводской статус), а тем что руки у разработчиков болида кривые.
+3
-2
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
будем надеется Фелоус сможет и дальше так развивать болид
у него для это всё есть, и знания, и средства. так что будем надеяться,да
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Alesha_451
Хм, 7-ое место в КК было хитрым El Plan, чтобы в этом сезоне постепенно затащить машину на уровень РБ, а в следующем году... Короче Алонсо 3-кратный, класс.
будем надеется Фелоус сможет и дальше так развивать болид
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
хочу добавить. Астон может поработать в трубе в этом году процентов на 20-30 больше РБ.
Хм, 7-ое место в КК было хитрым El Plan, чтобы в этом сезоне постепенно затащить машину на уровень РБ, а в следующем году... Короче Алонсо 3-кратный, класс.
+20
0
+20
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
хочу добавить. Астон может поработать в трубе в этом году процентов на 20-30 больше РБ.
+8
0
+8
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий