8 мин.

Владение Глейзеров в цифрах: долг, дивиденды и трансферы

Когда в прошлом ноябре «Манчестер Юнайтед» объявил о том, что совет директоров «начинает процесс изучения стратегических альтернатив для развития клуба», многие были убеждены, что пришел конец 18-летнего владения клубом семьей Глейзеров.

Спустя почти год этот процесс может завершиться. Семья по-прежнему будет иметь контрольный пакет акций, а 25% акций миноритарного пакета будет продан компанией INEOS сэра Джима Рэтклиффа, который возьмет на себя ответственность за спортивные решения.

В данном случае немедленный разрыв с Глейзерами, на который надеялись многие болельщики, не случиться. Это было бы возможно в случае принятия предложения катарского фонда Nine Two Foundation шейха Джассима о поглощения всего клуба.

Однако миноритарный пакет акций INEOS – это только начало. В рамках переговоров Рэтклифф обсудил механизм, позволяющий в конечном итоге выкупить в будущем больше акций и завершить полное поглощение. Если это и не конец владения Глейзеров, то, по крайней мере, начало конца.

Почему многие болельщики «Юнайтед» хотят, чтобы семья Глейзеров продала свою долю? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно взглянуть на накопленный долг, выплаченные проценты, выплаченные дивиденды и деньги, потраченные на трансферном рынке.

Долг – £725 млн

Согласно последнему отчету «Юнайтед», составленному до третьего квартала сезона 2022/24, общий долг клуба составляет £725 млн. Самый высокий показатель с 2010 г., когда Глейзеры провели масштабную реструктуризацию финансов клуба, долг вырос с £636 млн на конец сезона 2021/22 гг.

Такое увеличение в значительной степени связано с тем, что в прошлом сезоне «Юнайтед» занял еще £100 млн в рамках кредитной линии.

Поскольку большая часть долга «Юнайтед» выражена в долларах США, колебания обменного курса также влияют на то, как цифра отражается в отчетности при пересчете в британские фунты стерлингов.

Укрепление доллара по отношению к фунту стерлингов означает, что основной долг «Юнайтед» в размере $650 млн на конец марта стоит £521 млн по сравнению с £489 млн в то же время в прошлом году, хотя фактическая сумма заемных средств не изменилась.

Почему бы Глейзерам просто не погасить весь этот долг? Прежде всего, у клуба нет для этого средств.

Чистый долг «Юнайтед» (заемные средства минус денежные резервы) на данный момент составляет £651 млн, что является самым большим показателем за все время владения командой Глейзерами из-за снижения количества наличных денег в банке.

До пандемии Covid-19, «Юнайтед» располагал значительными денежными резервами в размере £308 млн. Гора из наличных быстро превратилась в кротовую горку, сократившись до £52 млн, когда клубу пришлось столкнуться с реалиями работы в условиях изоляции и игры без зрителей.

Из-за размеров стадиона «Олд Траффорд» «Юнайтед» в большей степени пострадал от закрытия стадионов, что повлекло за собой большие потери в доходах от матчей, чем у соперников по Премьер-лиге.

По мере ослабевания ковидных правил и возвращения болельщиков на «Олд Траффорд» клуб начал пополнять свои денежные резервы, однако сумма в £74 млн в банке на конец третьего квартала сезона 2022/23 гг. была очень далека от той, что было до прихода ковида.

Но даже если у Глейзеров была возможность списать долг, стали бы они это делать? Задолженность «Юнайтед» всегда была движущим факторов против их владения клубом, но сами члены семьи никогда не проявляли особого интереса к управлению клубом без долгов.

Процентные выплаты – £747 млн.

Глейзеры спокойно относятся к уровню задолженности клуба, поскольку их устраивает и то, во сколько им обходится обслуживание заемных средств за счет процентный платежей.

Так было не всегда. В течение первых нескольких лет владения «Юнайтед» выплачивал головокружительные проценты – до 16,25%, а ежегодные выплаты составляли в среднем около £46 млн.

В последние годы ситуация стала более приемлемой. С 2016 года процентные платежи «Юнайтед» остаются на относительно стабильном уровне и в целом составляют около £20 млн. за сезон.

Однако по итогам третьего квартала 2022/23 гг. процентные выплаты составили £25,1 млн – самый большой показатель за последние 8 лет, а впереди еще один квартал. Когда будет сформирована отчетность за весь год, клубу придется выплатить больше процентов, чем в любом другом с сезона 2014/15.

Когда Джоэл Глейзер затронул вопрос о процентных выплатах на встрече с болельщиками в 2021 года, его спросили, не приведет ли надвигающаяся инфляция к повышению процентной ставки. «Мы платим очень низкую процентную ставку, в основном по долгам с фиксированной процентной ставкой. Если процентные ставки вырастут, нас это не коснется».

Ключевое слово – «в основном». Из $650 млн основного долга «Юнайтед» выплачивает фиксированные процентные ставки по $425 млн и переменные ставки по $225 млн. Переменные ставки также применяются при использовании возобновляемой кредитной линии.

Для управления этим самым риском клуб может использовать процентные свопы – конвертировать переменные ставки в фиксированные, но нельзя скрывать, что рост ставок в мире означает рост платежей для компании, находящейся в положении «Юнайтед».

В общей сложности с момента поглощения в 2005 году клуб выплатил около £747 млн процентных платежей. Данная сумма будет расти до тех пор, пока у «Юнайтед» будет сохраняться долг – и все потому, что владельцам клуба пришлось брать кредиты для выкупа клуба.

Дивиденды – £166 млн.

Дивиденды – еще один спорный аспект владения Глейзеров.

«Юнайтед» начал регулярно выплачивать дивиденды 7 лет назад и с тех пор стабильно вознаграждал акционеров, выплачивая в среднем £22 млн каждый сезон (как правило, первая часть выплачивается в январе, другая – в июне).

С учетом единовременной выплаты £10 млн на рубеже прошлого десятилетия, с момента поглощения в 2005 году клуб выплатил в общей сложности £166 млн. дивидендов.

У сторонников антиглэйзеров две проблемы: во-первых, «Юнайтед» - единственный клуб Премьер-лиги, который регулярно выплачивает значительные дивиденды, а не реинвестирует эти деньги в клуб.

Но что еще более важно, подавляющее большинство этих денег выплачивается самой семье Глейзеров (с учетом того, что им принадлежит 69% акций, а еще 31% - другим заинтересованным сторонам).

Глейзеры не раз защищали свою политику выплаты дивидендов, утверждая, что их управление «Юнайтед» - пример для других представителей футбольной индустрии. «Я в курсе того, что многие люди придерживаются разных взглядом на данную тему, но если рассматривать ситуацию в целом, то мы считает, что «Манчестер Юнайтед» - очень хорошо управляемый клуб», - заявил Джоэл Глейзер в 2021 году на встрече с болельщиками. «Убежден, что клубы всего футбола могли бы ориентироваться на нас. В некоторых спорных моментах есть много хорошего».

«Мы можем тратить средства на уровне ведущих клубов Европы, будь то зарплата или трансферные платежи. Нам удалось сохранить низкие цены на билеты, мы не повышали их уже более 10 лет. Мы способны выплачивать дивиденды, но они составляют скромную долю от нашего дохода в £500-600 млн – менее трех процентов от этой суммы».

В «Юнайтед» также отмечают, что выплаты дивидендов создает стимул для прибыльного и финансово дисциплинированного управления клубом. Однако какими бы законными и убедительными ни казались вам эти аргументы, похоже, что на «Олд Траффорд» они больше не будут озвучены.

В ноябре прошлого года, впервые с 2016 года, совет директоров «Юнайтед» решил не утверждать выплату дивидендов акционерам, что отчасти было обусловлено значительными инвестициями в состав команды, сделанными предыдущим летом.

Трансферные расходы – £2,1 млрд.

Болельщики соперников «Юнайтед» нередко отмечают, что, несмотря на широко распространенные анти-глейзеровские настроения среди болельщиков, клуб постоянно тратил значительные средства на трансферном рынке в течение последних 18 лет.

Это упрощенный аргумент, который упускает из виду затраты, которые клуб несет из-за выбранной Глейзерами модели владения, но нельзя отрицать, что «Юнайтед» был более чем конкурентоспособен на трансферном рынке, даже теряя деньги в иных вопросах. 

Последние отчеты «Юнайтед» показывают, что на регистрацию игроков до конца марта было потрачено £235 млн, на £147 млн больше, чем в предыдущем году.

Эрик тен Хаг получил значительную поддержку в свое первое трансферное окно: Лисандро Мартинес, Антони и Каземиро подписали контракт с клубом со значительными расходами.

Стоимость основных приобретений этого лета – Мейсона Маунта, Андре Онаны, Расмуса Хойлунда и аренда Софьяна Амрабата – будет учтена в квартальных результатах «Юнайтед» в ближайшие месяцы.

Действительно, перерасход внезапно стал более серьезной проблемой, чем недорасход.

В июле УЕФА наложил на «Юнайтед» штраф в размере €300.000 за незначительное нарушение финансового фэйр-плей в сезоне 2022/23. Есть опасения, что клуб рискует нарушить критерий безубыточности, установленный Премьер-лигой.

Глейзеры с момента поглощения потратили на игроков в общей сложности £2,1 млрд, из которых £1,7 млрд пришлось на последнее десятилетие – достаточно, чтобы конкурировать с другими крупными фигурами Премьер-лиги – «Манчестер Сити» и «Челси».

Тем не менее, «Сити» и «Челси» выиграли вместе 8 титулов Премьер-лиги за последние 10 сезонов, а «Юнайтед» ни разу за этот период не становился чемпионом.

Этот факт больше, чем что-либо еще, ставит под сомнение руководство Глейзерами клубом.

Статья на The Athletic здесь.

Поддержи автора подпиской на новостной телеграм-канал The Athletic: https://t.me/TheAthleticS