6 мин.

Уэйд и его кунаки

Десятки тренеров НБА годами познают секреты тактического искусства, строят сотни схем игры в нападении, придумывают тысячи возможных вариантов, чтобы обхитрить соперника. Это позволяет им с видом всезнаек гордо смотреть на мир и иногда даже побеждать. Но порой лучше прикинуться простаком и отложить макет баскетбольной площадки в сторону. Как, например, поступил в пятой игре финала плей-офф главный тренер «Майами» Пэт Райли. «Отдайте мяч Дуэйну! Отдайте мяч Дуэйну!» – с настойчивостью базарного торговца апельсинами кричал Райли своим игрокам за 9,1 секунды до конца овертайма при счете 100:99 в пользу «Далласа». Игроки «Майами» выполнили установку тренера. Уэйд, как карманный воришка на том же самом базаре, проскользнул между телами игроков «Далласа», заработал фол и хладнокровно реализовал два штрафных. В итоге «Майами» победил 101:100. И три слова стали самым главным вкладом Райли в победу.

Райли не стал первооткрывателем. Задолго до него, в конце 80-х, похожим образом поступал главный тренер «Чикаго» Дуг Коллинз. Тактика, которую он использовал в конце матча, умещалась в несколько слов: «Пасуете мяч Майклу и потом валите ко всем чертям с его пути». Коллинз, разумеется, побеждал. Речь, конечно, идет о Майкле Джордане, последней настоящей суперзвезде НБА, замену которой в Северной Америке искали почти десять лет. 

Эту роль много лет настойчиво примеривали на самых разных игроков. Но один не обладал взрывным первым шагом с мячом, другой не умел зависать в воздухе, третий вел себя на площадке как цепной пес, а за ее пределами – и того хуже. Последний раз звание «нового Джордана» пытались присвоить ЛеБрону Джеймсу, но, как только из тени вышел Дуэйн Уэйд, корону у форварда «Кливленда» отняли и единогласно вручили защитнику «Майами». Хотя всё это зря. Джордан – был, Джордан – есть, Джордан – будет! Но человеку свойственно искать себе новых кумиров. Людям недостаточно покупать DVD-диски и наслаждаться игрой непревзойдённого мастера, кумира миллионов. Им надо постоянно кого-то с кем-то сравнивать. Кому-то вешать ярлыки. Видимо, такова человеческая суть. Ну, и Бог с нами.

Что, собственно говоря, такой Дуэйн Уэйд? Человеку, привыкшему считать, что мяч – черно-белый и катается по зеленому полю, законы мира, где мяч – оранжевый и смачно шмякается о паркет, понять это не всегда возможно. Уэйд – редкий образец баскетболиста-универсала. Он защищается и атакует, отлично действует на периметре и под кольцом, использует дриблинг и мощь тела, чтобы обыграть противника. Чтобы лучше понять его исключительность, надо взглянуть на количество исполняемых им штрафных бросков. 

Количество штрафных бросков определяет то, как часто игрок бросает по кольцу с близкой дистанции. Чтобы бросить из-под кольца, защитник должен из глубины за счет дриблинга пройти четырех, а может и всю пятёрку, игроков соперника, притом, что эти самые игроки обычно выше и мощнее его. Ему приходится использовать свои силу и прыгучесть, чтобы преодолеть этот частокол тел. Только так можно забросить мяч или заработать штрафной бросок.  

К чему всё это я? К тому, что и НБА, и всем нам, нужен герой. Кому-то «Кинг-Конг», кому-то «Годзилла», кому-то Супермен, а кому-то Бэтмен. Но наличие героя, его присутствия в нашей жизни нам необходимо. И это тоже, к слову о нашей природной тяге к кумирам, к золотым истуканам или древесным изваяниям. Когда Дэвид Стерн с коллегами сочиняли правила поведения для своих игроков (массивное золото не носить, слово «f…» не употреблять), кажется, они руководствовались образом Дуэйна Уэйда. Сейчас правда с «Вспышкой» в один ряд по этим принципам может встать и Кевин Дюрант. Лидер «Майами» редко посещает светские вечеринки, проводит свободное время с семьей, не пьет, не курит, не имеет на теле ни одной татуировки, женат на своей школьной возлюбленной Сиован Фанчес и, кажется, даже не знает, что означает слово «f…». Да что там говорить, третий номер на майке он выбрал в честь Святой Троицы и жертвует десять процентов своей годовой зарплаты $3,03 млн в помощь одного из храмов родного Чикаго. Другими словами, он играет в дворовую игру, но дворовыми привычками не обладает – идеальный образ для пропаганды баскетбола в среде малоимущих американцев. 

И опять небольшая ремарка. «Майами Хит», выбравшему Уэйда на драфте под скромным для его нынешнего статуса пятым номером, завидуют остальные клубы. «Майами» получил в одном лице первоклассного атакующего защитника и скромнягу-парня, готового жертвовать своим рейтингом популярности в пользу партнеров по команде. Регулярно становясь палочкой-выручалочкой, Дуэйн тем не менее умудрялся сохранять со всеми ровные отношения, что в наполненной амбициозными личностями НБА неимоверно сложно, и более того, завел себе верных друзей – ровесники Уэйда Кэрон Батлер и Ламар Одом. Момент истины для проверки командных качеств Дуэйна наступил летом 2004 года, когда руководство «Хит» решилось на обмен. «Майами» приобрело центрового Шакила О’Нила, отправив в «Лос-Анджелес Лейкерс» Батлера и Одома. Уэйд был возмущен. Да что там! Он был в ярости. Уэйд не понимал, куда движется его команда. Правда, ярость эта имела типичную уэйдовскую огранку. 

Болельщики «Майами» затаили дыхание в ожидании скандала, но потом дружно выдохнули с облегчением. Шаку потребовалось несколько дней в Майами, чтобы пропеть в одном из интервью строчку из песни группы Queen, которую прежде он посвящал только себе «He′s the greatest in the universe!», в ответ на вопрос о Уэйде и уточнить название композиции – Flash («Молния»). Так, с легкой руки закоренелого специалиста в вопросах спонтанного промоушена за Уэйдом закрепилось прозвище Молния. 

Затем было положено начало крепкой дружбе большого Шака и быстрого Уэйда. Тем более удивительной, что переход из «Лейкерс» имел только один, но очень серьезный повод – наличие в Лос-Анджелесе такого, же шустрого и результативного, как Уэйд, и столь, же эгоцентричного и гламурного, как Шак, защитника Коби Брайанта. На деле Уэйд оказался анти-Коби. 

Апофеозом торжества стала финальная серия плей-офф-2006, вошедшая в десятку лучших финалов лиги за всю историю. В противостоянии с «Даллас Маверикс» Пэт Райли добивался своего пятого чемпионского титула, О′Нил – четвертого, а Уэйд – всего лишь первого, но, ни у кого не осталось сомнения, кто внес свой вклад в победу наиболее явно. После первых двух вчистую проигранных матчей слово взял атакующий защитник «Майами». В трех последующих играх он реализовал 38 из 77 бросков с игры и сделал 52 штрафных броска, в том числе два решающих в овертайме пятой встречи, о которых уже говорилось выше, а потом добавил еще 36 очков в шестой последней игре.

В жизни Уэйда снова наступил, новый, может даже более крутой поворот. В «Майами Хит» нет Шака, но есть три полноценные звезды, которые могли и были лидерами поодиночке в своих клубах. Уэйд снова близок к триумфу и близок, как никогда. Пусть Майами сейчас жутко критикуют скептики, кстати, ваш покорный слуга тоже поливает их с ушата и делает это с завидным постоянством. Но только далёкий от понимания игры человек может не верить в успех новой мега-команды. Не буду говорить, что Споэльстра – это не Райли. Уэйд – это Уэйд! И последние матчи тому подтверждение. 

Но не это главное, а главное таится в другом, что и Бош и, особенно амбициозный Джеймс, собрались в команде, которую впервые сделал чемпионом именно Дуэйн Уэйд. И как бы много не рассуждали сейчас о роли ЛеБрона в новом «галактикос», но знаем все мы, и знает это «Король», сколько бы раз Майами не выиграют титулов, у Уэйда будет на один больше. Такие кошмарные сны не снятся Крису Бошу, поскольку Бош парень более скромный. Хотя обидно, но, похоже, Бош может привратиться с полноценной и самостоятельной звезды, каким он был в Торонто, в простого подносчика снарядов, ролевого игрока в сегодняшнем «Хит». Время покажет, конечно, но пока это так. Есть Уэйд и его кунаки!