4 мин.

«Шахтер» выпустил годовой отчет по результатам сезона 2010/11

  

"Шахтер" выпустил годовой отчет по результатам сезона 2010/11. Это отличная традиция для футбольных клубов - надеюсь, что в ближайшем будущем к "Шахтеру" присоединятся все клубы нашей Премьер-Лиги. Однако, просмотрев отчет, я хочу сказать, что не годовой отчет, а рекламный буклет. Ниже я объясню почему.

 Одним из главных разделов для годового отчета должны быть финансовые показатели, которые необходимо представлять в виде установленных форм отчетности - отчета о финансовой позиции (бывший баланс), отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, раскрытия к отчетности. Если Вы откроете финансовые отчеты "Манчестер Юнайтед" или "Арсенала", то там есть все эти отчеты.

У "Шахтера" же представлены только доходы - при этом с минимальной расшифровкой статей. Наверное – это очень выгодно показывать рост доходов без указания сколько было потрачено и невозможности определить ключевые финансовые показатели, а именно прибыль  до налогообложения,EBITDA и другие.

  

Основной рост по доходам произошел в результате рекордных для "Шахтера" выплат от УЕФа. Пока по текущим результатам вряд ли стоит рассчитывать на такую же сумму в этом сезоне.

Произошли значительные снижения по доходам от реализации футболистов. В основном это из-за того, что в 2009/10 "Шахтер" и "Днепр" проворачивали смешные сделки по сбрасыванию балласта "Шахтера" в "Днепр". К футбольным финансам это не имеет никакого отношения.

Данных по расходам на приобретение и на заработную плату футболистам нет.

 Следует выделить рост доходов от спонсорства и рекламы на 7 миллионов гривен. Расшифровки от каких компаний получены эти деньги в отчете  нет. Может быть, там на 90% увеличение это деньги СКМ - и это просто перекладывание денег из одного кармана Рината Ахметова в другой?

Значительно увеличилась выручка от продажи билетов. Отличный тренд, но очень жаль, что нет раскрытия, где раздельно показаны доходы от чемпионата Украины, еврокубков и околофутбольных мероприятий.

Очень маленькая доля от продажи ТВ-прав (всего 2.4% по результатам сезона 2010/11). Раздел на две группировки, который существует в настоящее не время, не идет на пользу ни одной из сторон. Объединив пул в одних руках можно было бы продавать трансляции за рубеж (например, в Россию или Армению (в Украине играет несколько человек из армянской сборной)). По идее можно было бы наладить сотрудничество и дальними странами – допустим такими как Бразилия.

По продажам атрибутики тоже есть вопросы - какая часть была продана через магазины, какая через интернет, а какая просто куплена СКМ и потом бесплатно роздана или использована на подарки?

Нет данных про продаже сопутствующих товаров на стадионе (пиво, чипсы и т.п.). Или это билеты? И быть может атрибутика? В конце отчета есть информация, что выпито более полумиллиона бокалов пива. Не знаю цен на пиво на "Донбасс-Арене", но если взять 5 гривен, то это более 2.5 миллионов гривен.

Также допустим интересны затраты на создание музея "Шахтера" и доходы от его посещений. Но всего этого нет в «отчете» нет, так как его выпуск преследует совсем другие цели.

 Все финансовые данные заняли одну страничку отчета. На остальных 168 страницах много рекламы о том какой хороший "Шахтер", и очень мало действительно интересной информации.

Возьмем, допустим, раздел "Медицина". Вот полный текст из этого раздела:

ПОМИМО ИСПОЛНЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ИГРОКОВ КОМАНДЫ, СОТРУДНИКАМИ ДЕПАРТАМЕНТА МЕДИЦИНЫ И СПОРТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ФК «ШАХТЕР» БЫЛА ПРОВЕДЕНА РАБОТА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ — В РАМКАХ КЛУБА, ГОРОДА, СТРАНЫ, А ТАКЖЕ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ.

 Это вообще зачем в отчете?

По идее надо было написать, что Биоска ушел из "Шахтера" в "Челси", Гая поймали на допинге и Фернандиньо непонятно почему лечился больше, чем полгода.

 Порадовали социологические опросы от "Шахтера".

 

Всего 53%?? Почему не 90? Или это по аналогии с Януковичем - на капелюшечку больше, чем половина? Смешные данные.

Еще одним шедевром социологи порадовали в отношении "клуба №1 в Восточной Европе" - по их данных "Шахтер" более, чем в три раза опережает второй и третий клубы ("Динамо" Киев и "Зенит").

В целом ,следует отметить, что маркетологи «Шахтера» молодцы – что удобно показали, что неудобно показывать скрыли. Но уже скоро придет время «финансового фэйр-плея» - возможно, тогда мы сможем увидеть полную информацию о финансовых показателях команд. И это касается не только «Шахтера».