4 мин.

Со скоростью звука

«Спортсмен - не слово, а работа!» - таков принцип всех атлетов-сурдлимпийцев. Вы не ослышались, хотя здесь это странным не станет. Да-да, речь пойдёт не об олимпийцах и даже не о паралимпийцах, а о сурдлимпийцах - инвалидах по слуху.

Система спорта глухих довольно успешно функционирует в мире с 1924-го года и существует отдельно от Паралимпийского движения инвалидов других категорий, а также задолго до его учреждения: Паралимпийское движение основано лишь в 1966-м году.

Российские спортсмены входят в элиту сурдлимпийского спорта и, начиная с 1957-го года, неизменно занимают первое место в неофициальном зачете на зимних Сурдлимпийских играх и призовые места на летних Сурдлимпийских играх.

 

 Одними из последних российское сурдлимпийское движение пополнили горные лыжи, и перед XVII Сурдлимпийскими Играми СКР (Сурдлимпийский комитет России) согласно плану начал формировать сборную страны. Первый чемпионат России прошёл под Магнитогорском в декабре 2010-го года, и лучшие горнолыжники получили право поездки в Словакию на Сурдлимпиаду. На Игры отобрались петербуржец Константин Азиков, москвич Роман Кузнецов и Илья Иванов из Магнитогорска.

По вине неподготовленности организаторов Игры отменили, и спортсмены были вынуждены покинуть Словакию и начать подготовку ко второму чемпионату России, который был проведён в начале апреля 2011-го года в Домбае.

Сурдлимпийская сборная России по горнолыжному спорту

 Не так богата история выступлений горнолыжников-инвалидов по слуху в России: Магнитогорск, несостоявшиеся Высокие Татры, Домбай; Кубок России в Кировске на закате прошлого года, чемпионат Европы в швейцарском Давосе и последняя точка - третий чемпионат России в Таштаголе. К сожалению, евроарена не оказалась успешной для россиян, и первый блин получился комом.

 

 О специфике работы с глухими и слабослышащими спортсменами мы расспросили одного из тренеров сурдлимпийской сборной России Дмитрия Александрова: молодой и эксцентричный, он уверен, что всё можно изменить к лучшему, если следовать правильному пути.

— Ситуация у нас трудная, - признался он. - Слабослышащие спортсмены впитывают гораздо меньше информации - если жестикуляция неясна, то происходит непонимание упражнений: жестикуляция не в целом доносит информацию. Не всегда удаётся разъяснить спортсмену, что от него ожидается. Но есть и другие сложности.

 — Какие, например? 

 — Слабослышащие начинают заниматься спортом не с детства, а с двенадцати-двадцати пяти лет, поэтому им трудно создавать нужную базу. Имеет место и неполная концентрация во время тренировки. Это связано с тем, что работа проводится не в зале, а на большом пространстве - если они отвлекаются, то уезжают со склона, и приходится их ждать. Это отнимает значительную часть времени от тренировки.

Не адаптированы для инвалидов по слуху и склоны: световых датчиков нет даже на лучших горнолыжных курортах Европы - только звуковые.

Тренер сурдлимпийской сборной России по горнолыжному спорту

 — Но ведь есть и положительные моменты?

 — Несмотря на вышеперечисленные неудобства, работать с инвалидами очень приятно: они выкладываются на сто процентов, а на добро всегда отвечают добром. Они никогда, что называется, не халявят, занимаются добросовестно и всегда цепляются за любые шансы.

 — Как построен тренировочный процесс слабослышащих спортсменов? Отличен ли он от работы с обычными горнолыжниками?

 — Нет, он абсолютно аналогичен. Выделяют составляющие: общая физическая подготовка, тактика, техника и психология. Для каждого спортсмена существует индивидуальный план, и в зависимости от возможностей его организма и психики внимание уделяется каждому из аспектов по-разному.

 — Какими качествами должен обладать тренер, занимающийся с такой командой? Какова специфика его работы?

 — Начну с того, что с инвалидами лучше работать молодому штабу, чтобы тренер был частью команды, находясь и в качестве спортсмена, и в качестве наставника. Со слабослышащими необходимо кататься по трассе, ведь упражнения нужно показывать не в жестовом ракурсе, а в визуальном.

Спорт для слабослышащих мотивирован и финансово, и духовно, а ты радуешься, что спортсмен выигрывает медали. Это приятно.

 — Могут ли сурдлимпийцы в будущем навязать борьбу здоровым спортсменам?

 — В данный момент речи об этом не идёт: в первую очередь, из-за фактического отсутствия внутренней конкуренции. Перспективы и предпосылки есть: для этого нужны спонсоры и инвестиции. Главной сложностью является нехватка финансовой поддержки. Оплачиваются только чемпионаты России и кубки России, а на учебные сборы и европейские кубки деньги не выделяются.

 — Проблему с финансированием можно решить?

 — Когда за два дня до отъезда на Олимпиаду стало понятно, что команда не получит ни инвентаря, ни экипировки, я обратился к высшему руководству. В помощи не было отказано: деньги выделили, а сборную экипировали в тот же день.

Как только появится достойное финансирование, можно будет формировать клубы среди инвалидов по слуху. Тогда будет собран высококвалифицированный тренерский состав, а также организованы сборы и выезды на чемпионаты Европы и кубки мира.

 — Что нужно сделать для улучшения ситуации в целом?

 — Менять целиком всю структуру с советской на европейскую. Спортсмены, входящие в сборную, должны выступать на Олимпиадах, кубках и чемпионатах мира и Европы. Предел - чемпионат России. В то время как резерв - на кубке России и региональных соревнованиях. А в нашем спорте глухих происходит так: на каждом чемпионате страны спортсмен должен доказывать своё место и попадать в тройку, а если этого не случается, его исключают из сборной, и происходит замена. Из-за этого мы теряем кадры - происходит круговорот, а этого не нужно, так как наша цель - золотые медали.

 

Авторы: Валерия Кукалева, Ирина Красько

Ссылки на скачивание журнала:

Pdf в отличном качестве

Pdf в хорошем качестве

Flash-версия