26 мин.

«Реквием по Коби». Увертюра для теряющих надежду

Высшая мудрость - это умение постигнуть реальность, проникнуть в суть бытия. Высшее умение - играть на арфе, у которой нет струн, извлекать мелодию из железной флейты, на которой нет ни мундштука, ни одного отверстия. Высшая сила - слышать звук одной ладони. Когда вы сможете этого добиться, вы избавите себя от страданий, а дальше ваша работа избавлять от страданий других. Вносить частичку счастья в жизнь, наполненную страданиями. Высшее действо на вашем пути, связанного потока жизни - беззвучно, почти незаметным движением делать людей причастными к чему-то невероятному, неподвластному. Представьте, что Вы - Коби Брайант, в ваших руках кожаный мяч - снаряд, который непременно должен оказаться на дне корзины. Публика неистово ревет, но вы не слышите ничего, только звук бесконечности. Против вас двое, а может быть трое. Вы делаете пару финтов, выпрыгиваете, вынося вперед правую ногу, мгновение останавливается. Декорация? Вы, подвешенный в воздухе, шесть рук у вашего лица, последняя секунда владения, разинутые рты обомлевших болельщиков. Спустя мгновение все закончится. А пока вы медитативны, вы свободны.

Столько было написано и сказано за последнее время об уходе Коби Брайанта, что очередная статья с перечислением его заслуг казалась вашему покорному слуге пустой тратой времени. До какого-то момента. Мы же с вами взрослые люди, не правда ли? Предпочитаем рассудительность мимолетной эмоции. Ну, во всяком случае, стараемся. Рассудив, что Коби все же достоин од, воспоминаний о своей невероятной карьере, было решено - писать обязательно. Вот только, чтобы объяснить истинную значимость игры Брайанта на баскетбольной площадке, его влияния на людей, на их судьбы, автор этой статьи решил рассмотреть игру Коби через призму своей жизни. Позволите ему такую роскошь? События, которые происходили в скромной жизни одного простого серого человека из глубинки, и как саундтрек, как визуализация - карьера Коби Брайанта, пролетевшая на его глазах, словно одна длинная театральная постановка. В конце таких спектаклей, сцену непременно закидывают цветами, а у черного хода собираются зеваки с неприменимым желанием выразить благодарность за тронутые души. Вот сейчас пафосно было, правда же? Ну ладно, давайте хоть ненадолго почувствуем себя не рациональными и категоричными, а восхищенными и чистосердечными. Вы с нами? Тогда поехали!

Коби и Майкл

Нет, этого здесь не должно было быть. Нас заставили. Почти, как Евгения Малкина, когда он подписал контракт на миллион долларов с магнитогорским «Металлургом», а потом обжаловал его в суде. Нас принудил постоянный и совсем нескромный процесс упоминания Майкла Джордана и Коби Брайанта в одной плоскости - в статьях, материалах, интервью. На самом деле никакой Коби не второй Майкл, Коби - это Коби. Но вот с чем стоит согласиться -  это два самых ярких представителя последних поколений баскетбола. Так случается, что каждый из нас знакомится и влюбляется в своих героев в период раннего развития. Тогда, когда вас занимает  первая юбка, примерно тогда же вы начинаете восторгаться ещё не совсем осознано, но уже довольно определенно, великими примерами. Спросите у поколения, выросших в 80-е и они расскажут вам, что за явление для них Брюс Ли. Те, кто рос в начале 90-х будут с пеной на губах, до потери пульса и посинения всех конечностей, рассказывать о Шварценеггере и Сталлоне. Но если вы были тинейджером в середине 90-х или их конце, вы абсолютно точно будете называть две фамилии - Джордан и Шумахер. Было в этом что-то невероятное, многие из нас желали им поражения. Но они выигрывали. Они выигрывали всегда. Это было нечто потрясающие. Один брал в руки мяч, другой руль, а дальше следовали титулы. Представьте, что в 96-м вам 13, и вы дергаете за косичку девочку, отпускаете против неё скабрезные шуточки, а потом понимаете, что на самом деле...

Не любить Майкла было нельзя. Как бы хороши не были Мэлоун со Стоктоном. Какие бы фантастические фокусы не исполняли на паркете Кемп и Пэйтон. Майкл выигрывал и все знали, что это было заслужено. А потом мы бродили по улицам и обсуждали, что вчера сделал Майкл. Было лето, были каникулы. И она, она должна была прийти на первое свидание, но ты никому ничего не рассказывал, ты этого стыдился, хотя уже понимал, что вступаешь в новую жизнь.

Пока эта статья окончательно не превратилась в статью о Майкле Джордане (не дождётесь!), вернемся к Коби. Майкл - это первая любовь. Коби - это первые серьезные отношения. Их нельзя сравнить, они всегда будут разными. Эпоху Майкла Джордана сменила эпоха «Лейкерс» и трех чемпионских титулов. В этот момент Коби был вторым игроком «Лейкерс», но уже тогда было ясно, что мы начинаем становиться свидетелями чего-то легендарного. Об этом позже. А теперь о главном. В чем отличие Майкла от Коби? Майкл Джордан был гораздо более талантливым спортсменом от природы. Честно, никому, кроме Леброна, природа не дала так много, как Джордану. Он нарушал законы гравитации. Он был богом. Коби Брайант - обычный человек, который всегда играл на пределе возможностей. Главная сила Брайанта  - отличие от его учителя, кумира и антагониста - он достиг совершенства. Он выжал из себя всё, без остатка. Коби всегда был силен ментально. И ещё - он был жестоким соперником, сильнейшим конкурентом. Если Майкл  всегда хотел быть номером один, не оглядываясь на остальных, то Коби хотел быть сильнее Майкла. Или Айверсона, или Макгрэди. Не важно. Коби питался конкуренцией, именно она была его топливом, заряжала его, словно аккумулятор. Не поймите неправильно - здесь нет тезиса, что Майкл работал менее усердно. Просто при прочих равных, у Коби не было бы шансов быть лучше Джордана. Но он приблизился к светилу настолько близко, как мог. И самое главное, он не стал Икаром, Брайант добрался до солнца и его крылья не были обожжены.

Коби и три первых чемпионства.

Вообще-то пришествие Коби несло в себе разочарование. Нужно было заканчивать школу, принимать важное жизненное решение. Это важное решение принимают за тебя. На вопрос - «не хочешь ли в Москву?» - есть только один правильный ответ. И вот, ты уже пакуешь чемоданы, сдаешь экзамены, в то время как твоих героев Ника Ван Экселя и Эдди Джонса обменивают одного за другим. Допустим, Коби был очень талантлив, но кто о нём говорил? Сам Коби? Только и было, что разговоров о Шакиле О`Ниле. «Если б водку гнать не из опилок» - если бы не укороченный сезон и милейший дядька Дэвид Робинсон со своим новым учеником, будущим «Дартом Вейдером» мирового баскетбола - Тимом Данканом, если бы не всё это, титулов могло быть четыре. Но Шаку нужен был кто-то. Как в песне «Битлз» - «Help, I need somebody». Причем ни кто попало, а именно правильный человек. Это не мог быть Глен Райс или Рик Фокс. Они замечательные, но они игроки подхвата. Шаку нужен был харизматичный, дерзкий юнец, готовый бросить вызов всем, и ему в том числе. Лучше Брайанта на эту роль не подходил никто.

Стремительно ворвавшийся в баскетбольную лигу со школьной скамьи, Коби становится тем важным элементом побед «Лейкерс», который и был необходим. Кто бы что не говорил, Фил Джексон не идиот. Он дзен-буддист. Дзен-буддисты не бывают идиотами. Коби ругался с партнерами, особенно с Шаком, дрался с Аланом Хьюстоном. А какое у него было эго! Но, если бы хоть на одну секунду великий тренер - Фил Джексон - почувствовал, что это не делает команду лучше, он обменял бы молодую выскочку ко всем праотцам. Почему он этого не сделал? Да потому что к моменту первого чемпионства «Лейкерс», все уже поняли, что при всей своей склочности, перед нами один из двух лучших атакующих защитников современности (Вторым был Айверсон. Майкл к тому моменту уже посасывал экзотические коктейли, готовясь снова завоевать мир, теперь уже, как владелец команды). И ещё один момент - Коби Брайант имел способность делать Шака лучше. Да-да! Вы не ослышались. Кто сказал, что автор сошел с ума?! Не бывает Супермена без криптонита. Как не бывает радости без горя. Любви без разбитого сердца.  Вот так и Супермену нужен криптонит, чтобы почувствовать, что он тоже уязвим. Чтобы сделать правильные выводы и стать ещё лучше. И потом, стоит держать врагов ближе, чем друзей. Шак до безумия любил Анферни Хардуэйя, но вспомните, чем закончился их поход за титулом. То-то же. Шаку нужен был Коби, не меньше, чем Брайанту был необходим О`Нил.

Когда «Лейкерс» выиграли во второй раз, баскетбольные аналитики в голос пропели, что это больше не команда Шака. Это была команда Брайанта и О`Нила. Именно в таком порядке. Да, Шакил О`Нил был лучшим игроком лиги, но в «Лейкерс» он был одним из двух. Так бывает. Ты можешь быть сколь угодно крутым, но когда возвращаешься домой, для родных ты всего лишь сын, брат, им плевать на твою крутость. И вообще: «Почему ты не одеваешь шарфик? Так можно и горло простудить!» И ты натягиваешь на себя шарф, бубнишь себе что-то под нос, но главное, чтобы мама была довольна, она и так переживает, что ты начал вести самостоятельную жизнь - живешь с однокурсницей, редко бываешь в родном городе.

По ночам тебе не спится, рядом тихо посапывает клубок твоей нежности, но тебя все равно что-то гложет. Тогда ты встаешь, так тихо, насколько это вообще возможно, ставишь на кухне съёмной квартиры чайник. Прикрываешь дверь. Включаешь телевизор, стоящий на вечно гудящем холодильнике. За окном метёт, через три часа тебе предстоит устремить своё дрожащее тело в институт через всю Москву, но на экране Лос-Анджелес, теплая Калифорния и Коби, набирающий 56 очков против «Мемфис Гриззлис». Спасибо 7 ТВ!

К тому моменту Коби уже принадлежал целый ряд фантастических матчей. Чего стоят хотя бы игры с «Хьюстоном» 21 декабря 2000 года (45 очков и всего 6 промахов с игры) и потрясающее шоу в финале конференции 2001 года против «Кингз», где Брайант наберет 48 очков и заберет 16 подборов. А спустя год жизнь изменится. Твоя любовная лодка разобьётся о быт, сам ты запутаешься в своих иллюзиях - станешь грубым, ранимым и недоверчивым, пьющим, в конце концов. И только Брайант останется прежним. Хотя нет, он станет ещё лучше. Спустя год в сезоне 2003-го года, он будет набирать 40 и более очков в девяти (!) матчах подряд.

Коби и безвременье индивидуализма.

Как чемпионский «Лос-Анджелес», так и чья-то столичная жизнь может лопнуть мыльным пузырём, в тот самый момент, когда ждешь этого меньше всего. Пока кто-то паковал вещи домой, «Лейкерс» терпели унизительное поражение в финале НБА от «Детройт Пистонс» - главных бандитов лиги, возглавляемых криминальными авторитетами - братьями (на самом деле - однофамильцами) Уоллесами и Чонси Биллапсом. Вот эти люди обыгрывают, возможно, сильнейшую по именам команду в истории? С Мэлоуном на четвёрке, с Гэри Пэйтоном на месте разыгрывающего? Нет, что-то в этой жизни становилось не так. Все стало совсем сложно.

Возвращение в свой родной провинциальный город это как удар по носу от «Детройт Пистонс». Это когда ты знаешь, что сильнее обстоятельств, но поделать с ними ничего не можешь. И как итог, Рашид Уоллес, да просит меня он сам и его семейство, примеряет чемпионский пояс, сделанный специально для этого события. Красуется в нем, как какой-то чемпион мира в тяжелом весе по боксу. Рашид Уоллес??? Вероломно! А в это время ты приезжаешь на пепелище своего прошлого, которое когда-то называл домом, а Шакил О`Нил и Фил Джексон покидают Лос-Анджелес. Один - навсегда. Другой - до лучших времен. Наступает тёмное время. Время бессмысленных уличных похождений, время беспамятства. Работа? Нет, не слышал!

И ты пытаешься вернуться назад. Но в твоих партнерах Смуш Паркер и Кваме Браун. Ты возвращаешься в столицу, едешь к ней на Изумрудную, и тетка из-за закрытой железной двери говорит тебе, что она здесь больше не живёт. Ты сидишь за барной стойкой в ночном притоне, по телевизору какой-то лысый мужичок вытирает паркет вчерашними чемпионами НБА. Братья Уоллесы повержены. Чонси Биллапс в трауре. Рип Хэмилтон? RIP, Хэмилтон!

- Это что за малой?

- Аргентинец!

- Арген...кто, мать его?

- Эй, слышь, ты как разговариваешь?

- Да, пошел ты!

- Хочешь выйти, козел?

- Да, давай!

На улице летал тополиный пух, белыми пушинками парил в желтом свете пустых московских фонарей. Два силуэта. Все понятно, он с приятелем! Включить ноги или остаться? Принятое решение - остаться и справиться. Выбранное решение оказалось неправильным. Мысль: справиться - утопичной! Такое небо красивое, когда рассветает холодным утром, свежим воздухом. Как же много крови может вместить рот? Как сильно кричат из бара - в НБА новый/старый чемпион! «Сан-Антонио Сперс»!

Спустя два дня  - поезд, неудобный плацкарт, гипс на руке, жесткая фиксация эластичного бинта на пояснице. Через темноту черного цвета очков: огромные поля, усеянные рожью, дремучие леса, полноводные реки. Спустя полтора года аргентинцы станут Олимпийскими чемпионами.

Коби и 81 очко.

В статьях вашего покорного слуги всегда должен быть телефон. И он должен позвонить. Нет, серьёзно, что ему ещё делать? Великим баскетболистам нужно выдавать великие игры. Телефону - звонить! Вообще звонок телефона, как спасение, как знак новости - важной, грядущей, меняющей все.

Звонил отец: «Да, пап! Какое 81 очко? Кто? Ну, конечно - Коби!»

Просто, чтоб вы понимали - 100 очков Уилта Чемберлена из совсем другого вида спорта. Современная НБА - место сосредоточения самых профессиональных, самых мастеровитых спортсменов мира. Это вам не времена Уилта. Во-первых, Уилт был невероятным атлетом. И он был таким один. Сейчас этим уже никого не удивишь. Вы посмотрите на их тренировки. Крис Пол жмет от груди 160 килограмм. Знаете, большинство баскетболистов эры Чемберлена (была и такая), жали от груди стаканы с виски и пышногрудых блондинок. Во-вторых, на Уилта играла вся команда. На Коби Брайанта играл Коби Брайант. Он стал вторым защитником в истории, кто имел право на 40 и более бросков за игру. Только он и Майкл Джордан. Больше никто.

Это был понедельник. Точно понедельник. Потому что «Лейкерс» играли в белой форме только по воскресеньям. Так что я уверен, звонок был в понедельник. А потом весь первый день этой недели были повторы того матча. Спасибо НТВ-Плюс и НБА ТВ. Дальше были повторы во вторник и среду. Четверг и пятницу. Всю неделю, целый месяц. Весь регулярный сезон. Это было 22 января 2006 года!

Однажды Коби уже бросал больше 40 раз, и тогда в матче с «Селтикс» - в 2002-м - он забил 41 очко. Теперь он забил 81 очко против Торонто. Он выбросил 46 раз! Когда Майкл выбросил 48, он набрал 64 бала за результативность. Когда тяжелый форвард Крис Уэббер набрал 51 очко, он бросил 47 раз.

Коби и каталонский центровой.

Сидишь в машине, из задуманного  - порочное, мерзкое, подлое. Смирится со статусом плохого человека легко. Хорошо, раз ты действительно так плох, дело за малым - совершай чудовищные поступки. Еще, конечно же, нужны деньги. Куда без них? Впрочем, никто не говорит об убийстве христианских младенцев, нет же. Хотя какая разница, если ты уже обладаешь каким-то реноме, на любой твой аргумент найдётся контраргумент.

Тонированные стекла, дутые пуховики, спортивные штаны модной расцветки, суровые небритые лица, нервно поигрывающие желваки. В машине тихо играет спортивное радио. Осталось 10 минут. Так, «Спартак» снова проиграл. Наши легкоатлеты уличены в употреблении допинга. Ничего нового! И вдруг, как гром среди ясного неба, «Лейкерс» заполучили Пау Газоля. Коби больше не одинок. При этом, удалось сохранить Эндрю Байнама (понимаем тех, кто крестится. Тогда, между прочим, он был очень хорош). Все должно было измениться в лучшую сторону. Обязательно. Нужно только взять себя в руки. Жизнь не может вечно бить в спину, а если она снова замахнется - будь готов, развернись, схвати её за руку и посмотри ей в глаза: «Ну, что не ждала, чертовка?»

Сидящий на переднем пассажирском месте, открыл дверь, последний раз взглянул в салон, улыбнулся и вышел из машины.

-Эй, ты куда? Осталось пять минут.

- Без меня, ребята. Удачи!

Пора было возвращаться к жизни. Строить все заново - сначала неуверенно, с замиранием сердца, трясущимися от страха руками, вспотевшими ладонями, с надеждой в сердце. Всех нас спас каталонский центровой.

Потом будет финал с «Селтикс», который будет проигран. Проигран из-за невероятной самоотдачи каждого игрока «Бостона». А еще, забудьте про Оскар для Ди Каприо. Есть один великий актер, достойный золотого истукана куда больше. Он сыграл в одном фильме, но как! Его зовут Пол Пирс. Куда смотрела академия? Все эти уходы с площадки в раздевалку, возвращение и грозный взгляд в сторону соперника, мужественное прокручивание педалей велотренажёра. Все ахнули! Лучше играл только Марлон Брандо в «Крёстном Отце» и Де Ниро в «Таксисте». Даже Джек Николсон готов был пасть ниц перед мастером перевоплощения. Это было гениально, правда. Без всякой иронии. Это был решающий момент финала. И если кто-то из той команды достоин увидеть свою майку под сводами Ти Ди Гарден, только 34-й номер. А ведь там были ещё Гарнетт и Аллен.

Спустя два года после бостонских танцев с бубном, «Лейкерс» выиграли титул у «Бостона». В тяжелой зарубе. В настоящем триллере. В последнем матче на своей площадке, где должны были выигрывать бостонцы. Два фантастических финала за три года года с самым достойным и самым ненавидимым соперником. Спасибо Господу за то, что создал «Лейкерс» и «Селтикс». А между двумя этими финалами «Лос-Анджелес» обыграл в финале «Орландо Мэджик». Коби за эти три года был признан МВП, выиграл два титула без О`Нила, стал настоящим лидером на площадке и вне её. Агрессивный, честолюбивый нарцисс превратился в ментора.

Коби и конец.

Потом, правда, всё приходит в упадок, вроде бы всё получается, но зачем? Ты задаешь себе этот вопрос, а всё вокруг рассыпается на части. У тебя ничего нет и ты несчастен, у тебя есть все, но счастливее ты не становишься, а значит смысл в чем-то другом. Хорошая работа, большая, пусть и съёмная квартира, командировки, деньги - серая скучная жизнь.

Пока Коби, Газоль и компания выигрывали, «Лейкерс» казались идеальными, но как только они уступили - даже самую малость, совсем чуть-чуть, всё незамедлительно полетело в адское пекло. И не важно, кто или что стало катализатором падения. Может быть жизнь - это и есть постоянная борьба за счастье? И вот, как только тебе кажется, что ты его ухватил, оно выскальзывает, оставляя тебе чешую прожитых лет, которые никогда не вернутся. Наша беда в том, что мы все так сильно хотим быть оцененными по заслугам. Вот только заслуги эти нами преувеличены. На самом деле ничего этого нет. Ни заслуг, ни прожитых лет, ни нашей реализации. Есть только сейчас и здесь. Так, что живи, человек, тем, что есть. Хватит утопий.

Попытка встроить в «Лейкерс» Дуайта Ховарда была утопией. Она была запрограммирована на неудачу. И только потом, спустя годы, спустя потерю всего чемпионского окружения, руководству команды стало понятно - надо строить новую команду. Может быть, надо жить здесь и сейчас? Может быть, надо жить здесь? Может быть, надо жить? Может быть, надо? Может быть!

О чём думает Коби Брайант? Он говорит, что его тело подсказывает ему - пора заканчивать. Сегодня мы то, о чем думали вчера, завтра мы будем тем, о чем мы думали сегодня. Вчера Коби Брайант был лучшим баскетболистом мира. Сегодня мы живем в другой реальности, и Коби только что это осознал. Это нормально, так бывает всегда, никто из нас не в силах изменить причинно-следственную связь. Он отдал всего себя и теперь уходит на покой.

Несмотря на то, что чуть ранее автор этой статьи написал, что Коби не был богом, так может ошибочно показаться, ведь он был сражен, как герой Гомера - травмой Ахилла. На самом деле, он сражен временем и мыслями. Ему пора уходить, и он об этом знает.

Коби и номера.

Разве может быть человек счастливей, чем в тот момент, когда ему присылают две майки Коби Брайанта с 24-м номером? Отвечаем честно - может! Но, это переживание такое же счастливое, большое, незабываемое. Хорошо, когда у тебя есть близкий товарищ, постоянно путешествующий в США. Хорошо, когда он едет в Калифорнию. Хорошо, когда он присылает оттуда майки Коби Брайанта. А ведь Коби только что поменял номер!

Автор ничего не путает со временем развития событий. Это статья не должна быть линейной, время здесь развивается, как угодно автору. Давайте не будем чопорными, пустим время вспять, вернёмся к номерам Коби Брайанта.

Желтенькая свеженькая - домашняя. Фиолетовая, яркая - гостевая. Вышел во двор, а там Реджи Миллер убегает в быстрый отрыв от Скотти Пиппена. И тут на тебе - Коби. Только что распечатанный. Бьют по рукам, кричишь: «Фолы!». Соглашаются: «Пускай бьёт!» И ты дуешь в кулаки, грызёшь краешек майки. А вот и твой брат бегает - Джейсон Кидд.

Коби Брайант играл под восьмым номером первые 10 лет. За это время он выиграл три чемпионских титула, набрал 16 866 очков (между прочим, это уже больше, чем у представителей Зала баскетбольной славы - Билла Рассела и Джеймса Уорти), восемь раз участвовал в Матчах Всех Звёзд. Вторую половину карьеры он провел под номером 24. Набрал 15 868 очков, выиграл два титула, дважды признавался самым ценным игроком финалов НБА, однажды самым ценным игроком регулярного чемпионата, девять раз играл в Матчах Всех Звёзд, дважды признавался в них лучшим игроком.

Коби единственный игрок в истории НБА, который набирал 40 и более очков против остальных 29 команд лиги. Так вот, что интересно -  под номером 8 у него было 67 таких игр, под 24-м - 54! Помните игру с 81-м очком? Это было в майке под номером 8. С другой стороны, свой единственный титул самого ценного игрока регулярного чемпионата Брайант завоевал под номером 24, как и два чемпионских титула с призами лучшего игрока финалов в придачу.

Всего девять игроков в истории «Лос-Анджелес Лейкерс» удостоились чести увековечивания своих номеров сначала под сводами знаменитого «Форума», а чуть позже под сводами «Стэйплз Центра». То, что фамилия Брайант должна соседствовать с фамилиями - Уилта Чемберлена, Карима Абдул-Джабара, Джерри Уэста, Мэджика Джонсона и других - нет сомнений. А вот какой номер там должен быть? Неплохую задачку поставил Коби Брайант под конец своей карьеры. Он никогда не был прост!

«Я считаю, что «Лейкерс» должны убрать из обращения оба номера и водрузить их под крышу. Это будет напоминать нам всем, каким уникальным игроком он был!» - говорит бывший партнер Коби по команде первого чемпионского созыва, ассистент главного тренера команды второго чемпионского созыва и бывший главный тренер «Денвер Наггетс», Брайан Шоу.

Заметьте, мы не написали ни слова, почему это случилось. Вам интересно? Ну, хорошо, сам Коби говорит, что всегда играл в школьных командах под 24-м или 33-м номерами. Когда он пришел в «Лейкерс» номер 24 был недоступен, 33-й выведен из обращения, так как под ним играл Карим. Почему Коби ждал именно 10 лет, что подтолкнуло его сменить циферблат своей карьеры? Какая разница? В конце концов, это просто номера. Коби всегда был самим собой в независимости от того, что было на его спортивной форме. Одно всегда было неизменно, синяя или золотая вязь «Лейкерс» на его груди.  

Коби и ареопаг святых.

Конечно, Коби Брайант обязан быть в списке лучших баскетболистов в истории. Он не будет возглавлять касту самых привилегированных членов баскетбольной аристократии. А впрочем, кто её будет возглавлять, не имеет никакого значения. Он там, в списке лучших из тех, кто когда-либо брал в руки мяч и отправлял пупырчатого в корзину.

Его упорное желание сместить Майкла Джордана с третьего места в списке самых результативных игроков лиги, в конце концов, увенчалось успехом. Коби обошел Майкла. В глазах баскетбольной общественности он навсегда останется вторым атакующим защитником в истории баскетбола. Для кого-то может быть первым, вот только это уже вопрос внутренней уверенности, вкусовщины и невероятной любви. Не забывайте, кроме Майкла и Коби на этой позиции выступали такие игроки, как: Аллен Айверсон, Реджи Миллер, Клайд Дрекслер, Джо Думарс, Рэй Аллен, Эрл Монро, Пит Маравич, Джордж Гервин, Джерри Уэст. А двое лучших, все равно - Чёрная Мамба и Его Воздушество. Да, это мнение автора статьи. Но, друзья, это субъективный объективизм.

Если вы хотите определить место Коби среди всех баскетболистов, вне зависимости от позиции, сделать это у вас не получится. Нельзя сравнивать лёд с апельсином. Сравнить Данкана и Брайанта, увы, нет никакой возможности. Но нашими скромными усилиями, продиктованными любовью к различным рейтингам, мы составили паноптикум великих - пантеон нерушимых, застывших в восковом изваянии, в памяти любителей игры. По два на каждую позицию (а вы думали мы обойдёмся без Брайната?!). В сухом остатке, разве может быть за более, чем сто лет истории баскетбола составлена лишь одна пятерка? Да, и к этому списку, уверены, будет огромное количество претензий. Ну, так и хорошо. Совершенно согласны, ниже не хватает Деяна Бодироги и Траджана Лэнгдона, но мы обычные люди. Мы даём пищу к размышлениям, оставляем память. Когда нашу цивилизацию сотрет с лица земли, пускай эти люди останутся нашей наскальной живописью в темных пещерах утерянной вселенной. Обрывками текста в никому ненужном интернете. А вы дополняйте.

Центровые:

Билл Рассел/Карим Абдул-Джабар

Здесь никакой самодеятельности, действительно, два лучших центра в истории лиги. Один - мастер защиты, обладатель 11(!) чемпионских перстней в составе «Бостон Селтикс». Второй - легенда «Лейкерс», пример атакующей игры для всех пятых номеров лиги. Мягкий, пластичный, умный. Автор рекорда самого большого количества очков за карьеру. А ещё, Карим дрался с Брюсом Ли! Как его сюда не включить?

Тяжелые форварды:

Карл Мэлоун/Тим Данкан

Грузовик и Мистер Фандементал. Второй лучший игрок эры Майкла Джордана против второго лучшего игрока эры Коби Брайнта. Подождите, мы так и написали? Тогда нам пора скрываться, болельщики «Сперс» нам этого не простят. Ну, а Карл? Карлу не повезло с титулами, зато он был настолько крут, что даже обошедший Джордана по очкам за карьеру Коби Брайнт, так и не смог дотянуться до уровня, набранных Мэлоуном результативных балов.

Легкие форварды:

Ларри Берд/Джулиус Ирвинг

Вот тут у нас, признаемся, вышла закавыка. Куда мы дели Леброна? Мы и сами не знаем, куда. Взяли просто и предпочли ему двух разных, но одинаково великих третьих номеров. Один пластичный, гибкий, гуттаперчевый. Пожалуй, самый эффектный игрок в истории Лиги. Неоценённый, он так как провел большую часть своей карьеры в лиге-спутнике НБА. Но стоило ему перейти в НБА, на излёте своей прекрасной карьеры, как он почти сразу выиграл титул. Если вы задумаетесь о том, чтобы такого баскетбольно-прекрасного посмотреть томным декабрьским вечером, взгляните на ролики, а лучшие полные игры  Доктора Джея, величайшего игрока - легкого форварда «Нетс» и «Сиксерс».

А Ларри Берд - был совсем другим. Неказистым, угловатым, медлительным. Тем невероятнее, то чего смог добиться форвард «Бостон Селтикс». Трёхкратный чемпион НБА, трижды обладатель титула самого ценного игрока лиги. Единственный обладатель всех самых ценных индивидуальных наград: «Новичок года НБА», «Самый ценный игрок НБА», «Самый ценный игрок финала НБА», «Тренер года НБА» и «Менеджер года НБА».

Атакующие защитники:

Майкл Джордан/Коби Брайант

Разыгрывающий защитники:

Оскар Робертсон/Мэджик Джонсон

Мы восторгаемся одиннадцатью трипл-даблами Рассела Уэстсбрука. Оскару Робертсону принадлежит невероятное достижение. В сезоне 1961/62 Робертсон стал первым игроком в истории НБА, набиравшим в сезоне в среднем за игру трипл-дабл: 30,8 очка, 11,4 передачи и 12,5 подбора. Можно продолжать описывать достижения Робертсона, проведшего блистательную карьеру, но одного этого уже достаточно. Вы представляете, что это был за баскетболист?

Ну, а какой рейтинг, скажите на милость, без Мэджика? До прихода в лигу Леброна, он был единственным баскетболистом способным сыграть на любой из пяти позиций. Лидер и вожак легендарных шоу-тайм. Когда перед одним из финальных матчей против Филадельфии центровой команды - Карим Абдул-Джабар получил травму, на позиции центрового вышел Мэджик.  Это игра принесла «Лейкерс» титул, а Мэджику всемирную славу. 42 очка, 15 подборов, 7 передач и 3 перехвата - такой матч выдал новоиспеченный центровой. Это было отправной точкой славы. В начале 90-х, когда карьера Мэджика подходила к концу, а карьера нашего постоянного сегодняшнего участника статьи - Майкла Джордана - была в самом прайме, знаменитый американский режиссер и большой поклонник баскетбола Спайк Ли решил снять кино. Кино об одном из самых одиозных деятелей США, борца за права темнокожих - Малколме Иксе. Студии давали деньги не охотно. Тогда Спайк решил собрать деньги у знаменитых афроамериканцев. Кому он позвонил первому? Конечно, Мэджику Джонсону. Тот дал 5 миллионов долларов. После этого Ли набрал номер Майкла Джордана. Сначала Майкл ответил отказом. Но когда узнал, что Мэджик уже вложил пять миллионов - удвоил сумму.  

Коби и наследство.

Грустно все-таки - 20 лет пролетело бок о бок с игрой Коби Брайанта. От молодых ногтей, от просиживания на задней парте во время урока географии и представления того, как он забивает кому-либо из соперников. До последних лет, лет неопределенности, какой-то пустоты. Карьера Коби заканчивается, и вместе с ним уходит целая эпоха. Будто ночи напролет свет луны бороздил волны безбрежного моря, а утром все испарилось, не оставив и следа. Но знайте, что память об этом свете останется навсегда.

И пусть нам не подвластно вернуть то, что было - мы можем помнить. А жить мы вам предлагаем здесь и сейчас. К примеру, попробовать проецировать на свою жизнь карьеру Стэфа Карри. Например так: «Когда я пил вино, Стэф забил очередную трешку». Нет, что-то не очень получается!

Для большинства современных звезд НБА Коби Брайант - легенда. Они видели игры Джордана лишь в записи, они вряд ли хотели быть Данканами или Дирками Новицки. Нет, именно Коби Брайнт заразил баскетболом Кевина Дюранта и Рассела Уэстбрука,  Джеймса Хардена и Стефа Карри, Дерика Роуза и Кавая Ленарда.

Иногда чувствуешь с человеком какую-то особенную связь. Какую энергетическую сцепку. Сидишь и напеваешь про себя песню «Даун» группы «Стоун Тэмпл Пайлотс», и через десять минут узнаёшь о смерти их солиста Скота Вэйланда. Как так? Хотите верьте, хотите нет. Вот и с Коби примерно такая же связь, длиною в целую жизнь. Вряд ли он там что-то чувствует. Хотя любовь и поддержка миллионов, чьи сердца он затронул, должна ощущаться. Обязательно должна.

Это очень личный материал, поэтому простите легкий шлейф своей жизни, и всю, если покажется, необъективность. Это то, что должно было быть сказано, пока он не закончил с игрой. И еще, разрешите смахнуть скупую мужскую слезу с уголка глаза, где она - бестия притаилась. Мы больше никогда не будем прежними, но будем учиться жить по-новому. И вспоминать те времена, когда, как писал Хемингуэй: «Мы были так бедны и так счастливы!»

 

Оригинал http://36th.ru/nba/-rekviem-po-kobi-uvertyura-dlya-teryayuschih-nadeghdu-0016014