7 мин.

Кроссовки, которые завязываются сами. Как в «Назад в будущее»

Все началось в 1989-м, когда Роберту Земекису понадобились особенные кроссовки для второй части «Назад в будущее». Он обратился к дизайнерам Nike Марку Паркеру и Тинкеру Хэтфилду, чтобы те помогли ему создать по-настоящему футуристичную обувь. Хэтфилд придумал уникальный дизайн кроссовок, их назвали Nike Mag, они стали первым таким проектом американского спортивного бренда. До этого дизайнеры Nike никогда не разрабатывали кроссовки специально для фильма.

По задумке сценаристов и режиссера кроссовки Nike должны были автоматически шнуроваться. Тогда это было технически невозможно, поэтому легендарную сцену, где Марти МакФлай надевает свои кроссовки, снимали так: специальный человек за кадром лежал на земле и затягивал кроссовки Майклу Джею Фоксу. Он просто потянул за специальный кабель, который шел от пятки кроссовка – и мир увидел, как кроссовки МакФлая сами зашнуровались.

 

Именно Хэтфилд добавил в сценарий фильма фразу для Марти МакФлая: «Power laces!». Он был главой разработки этой модели, кроссовки, которые вы увидели в фильме – это его представление об обуви будущего, которое было у него в 1988-м. 

Возвращение

После выхода фильма Nike завалили просьбами выпустить такие кроссовки в массовое производство. В Nike долго игнорировали эти запросы, потому что сделать автоматическую шнуровку тогда было просто нереально. Проект отложили.

Но в 2005 году Хэтфилд собрал небольшую команду дизайнеров, чтобы в атмосфере строжайшей секретности начать разработку и производство кроссовок с автошнуровкой. Другие работники Nike, даже те, кто был выше по рангу, не имели допуска к информации о проекте. В команде очень выделялась дизайнер Тиффани Бирс, которая и стала негласным лидером этого проекта. Сегодня она работает в Tesla.

 

Главная трудность, с которой столкнулись инженеры — конструкция автоматической шнуровки. Все приблизительно понимали, как она должна работать, но интегрировать ее в кроссовки оказалось гораздо сложнее, чем казалось на старте проекта. В итоге к 2011 году команда, работающая над кроссовками Nike Air Mag, смогла разработать только систему подсветки с аккумулятором, а автоматическая шнуровка так и не появилась.

Но Nike этого хватило, чтобы собрать огромную порцию хайпа. В рекламе новых кроссовок снялся Кевин Дюрэнт.

Кроссовки были запущены в производство – без автоматической шнуровки. Их все равно захотели все сникерхеды мира. Но Nike сделали совершенно неожиданный ход и устроили продажи в формате благотворительного аукциона, все деньги с которого пошли в фонд Майкла Джея Фокса. В ходе аукциона было собрано 4 700 000 долларов, которые были направлены на лечение и изучение болезни Паркинсона (которой болен и актер). Больше всех на аукционе за пару Nike Air Mag заплатил британский рэпер Tinie Tempah, он отдал 37 500 долларов.

Релиз-2016 и появление Hyperadapt

Спустя 5 лет Nike все-таки придумал, как поставить в кроссовки мотор для затягивания и специальные сенсоры. Так впервые появилась точная копия кроссовок Марти МакФлая – с автошнуровкой. Конечно, первым, кто их опробовал, стал Майкл Джей Фокс.

Кроссовки снова решили продавать с помощью благотворительного аукциона, но еще добавили специальную лотерею, где разыгрывалось право купить пару. Чтобы получить билет на участие в ней, нужно было сделать символическое пожертвование в 5 долларов в фонд Майкла Джея Фокса.

Кроссовки разлетелись моментально. Сейчас чтобы купить Nike Air Mag образца 2016 года, вам придется отдать около 30 000 долларов.

Это был настоящий успех Nike. Он привлек много внимания и создал благоприятную атмосферу для презентации абсолютно нового продукта — самошнурующихся кроссовок Nike HyperAdadpt 1.0.

Nike Hyperadapt 1.0

Кроссовки с автошнуровкой — давняя мечта команды Nike, поэтому создание абсолютно новой модели было ожидаемым ходом. Hyperadapt 1.0 впервые показали миру в декабре 2016-го. На специальном мероприятии боссы Nike рассказывали, как их инженеры почти 12 лет продумывали механизм шнуровки и то, как внедрить его в кроссовки. В итоге они создали систему E.A.R.L. (Electro Adaptive Reactive Lacing).

Принцип ее работы очень простой: при производстве в стельку вставляются специальные датчики давления, которые понимают по прикладываемой силе, как и где нужно затянуть кроссовки. Данные о прилагаемой силе передаются в небольшой процессор, который начинает затягивать стропы шнуровки и делает это до тех пор, пока не почувствует нужное натяжение.

Эта система позволяет затянуть шнуровку, исходя из уникальных характеристик вашего организма. Это то, о чем давно мечтал Тинкер Хэтфилд. Он считает, что умная шнуровка, которая сама затягивается и сама распускается в зависимости от ситуации — идеальная профилактика от спортивных травм. Спортсменам больше не придется сидеть в туго затянутой обуви, которая не дает крови поступать к ногам. Наоборот: кроссовки начнут ослаблять шнуровку, когда поймут, что сейчас вашим ногам нужно чуть больше свободы, а потом начнут затягиваться, когда почувствуют, что вы вернулись к занятию, тренировке или игре.

Вот, как это выглядит (и звучит)

Естественно, что такие прогрессивные кроссовки получили серьезный ценник в 720 долларов. В интернет-магазине Nike все равно все скупили за секунды. Интересно, что первым, кто получил пару и смог ее опробовать, стал Криштиану Роналду.

 

В России тоже есть счастливые обладатели этих кроссовок. С одним из них мы даже поговорили – это коллекционер из Самары, пожелавший остаться неизвестным:

 – Кроссовки покупались в коллекцию. Их не носили. Шнуровка выглядит пафосно. Нажал на кнопку, она затянулась – круто же. Были приобретены в Нью-Йорке по официальной цене, если говорить о перепродаже, то цена около 100 000-120 000 рублей. В России есть несколько пар этих кроссовок. У нас в коллекции сейчас 2 пары. Тут в Самаре есть еще один человек, который их носит. Слышал, что в Питере у кого-то еще одна. К сожалению, в стране мало людей, которые понимают, что это за кроссовки, поэтому о какой-то реакции на них говорить сложно.

***

Сегодня брендам все чаще приходится придумывать разные необычные модели кроссовок. В истории с автошнуровкой позиции Nike выглядят максимально убедительно, потому что они первые добавили такую сложную технологию в свою линейку товаров. Кроме них подобными опытами занимались, например, в Puma. Они разработали ограниченную партию автошнурующихся кроссовок Autodisc, но их так и не удалось раскрутить, поэтому проект сейчас заморожен.

Кроссовки, которые завязывают сами себя – это пока крайне лимитированная и дорогая история. Но со временем, когда бренды активно возьмутся за продвижение умных кроссовок, все резко изменится.

Фото: nike.com (топовое); amazon.com (Puma)