25

Геннадий САПУНОВ: Я не старый. Я - опытный

- Мне показалось, что класс, уровень борьбы в Европе за последние годы снизился. И связано это в первую очередь с понижением класса и уровня признанного лидера - сборной нашей страны. Сборная СССР была вообще уникальным образованием. В ее состав входили атлеты из многих регионов - и все с оригинальной техникой, разнообразной тактикой. Вместе с передовой методикой подготовки, которая с годами только совершенствовалась - в том числе и представителями нашего поколения, - это давало просто потрясающие результаты. Сравниться с нашей командой не мог никто. Однако с распадом СССР появились серьезные материальные проблемы. На сборы уже невозможно было приглашать по нескольку десятков борцов. Все сужалось, и в итоге мы пришли к тому, что уровень подготовленности спортсменов, а вместе с ним и результаты упали.

Но я всегда был глубоко уверен: чем меньше возможностей, условий - тем более изворотливыми, организованными и профессиональными должны быть тренеры. Например, о массовости борьбы в Норвегии не может быть и речи, однако есть дважды олимпионик Джон Рёнинген. В Италии тоже свой двукратный олимпийский чемпион - Винченцо Маэнца. Даже в СССР массовость давала лишь возможность отобрать больше одаренных ребятишек. Дальше шла тонкая профессиональная работа. В России в последнее десятилетие неразбериха в государстве, безответственность и безотчетность привели к тому, что тренеры значительно снизили требовательность к себе.

- Вы долго думали, прежде чем согласились возглавить сборную?

- Нет. Я всегда был уверен, что все российские беды в борьбе идут не столько от недостаточной материальной составляющей, сколько от незнания правильного направления в тренировочной работе. Всегда говорил это прямо. Не скрывал, что готов к сотрудничеству. Просил: послушайте меня. Однако в силу непонятных причин - скорее всего нереализованных профессиональных амбиций - слушать не хотели. Считали меня несовременным, выжившим из ума. Говорили: он же старый. А я не старый. Я - опытный.

- Многое пришлось поменять в работе?

- Когда ребята приехали на первый сбор, на общем собрании я сказал: будем не просто "загружаться", а работать над эпизодами и моментами, где допускаем ошибки. Российские борцы всегда много работали, вот именно что - пахали. Но методически эта работа не была обоснована. Проблема ведь заключалась не в количестве раз, не в том, что ребята отрабатывали борьбу в партере 50 раз, а надо 100. Проблема - в реальности тренировочных условий. Еще много внимания мы уделили общефизическому состоянию. Сборная СССР проповедовала агрессивный, мощный, подавляющий стиль борьбы. А в последние годы базы для его реализации не было. Мы проигрывали именно из-за физической неподготовленности. Не хватало мощи - а страдали и психология, и техника. Да-да, технический арсенал расширяет именно физическое состояние. Если слаб, то хоть Господь Бог твой тренер - чемпионом не станешь. Ну одну схватку за счет техники выиграешь, ну две, а потом тебя просто замнут.

- Сейчас ответственность за результаты сборной лежит на вас?

- Да, потому что моя прерогатива - определять составы на турниры. У нас, конечно, есть тренерский совет. Но он так и называется - "совет", потому что его участники могут лишь советовать. Принимать решения должен тот, кого потом выгонят с работы. Прислушиваюсь к личным тренерам. Но у нас разные цели: личный наставник хочет, чтобы его ученик поехал на чемпионаты, а уж как выступит - вопрос второй. А я должен взять того, кто именно на главном турнире покажет лучший результат. И для этого выработаны критерии. Основной звучит так: предпочтение отдается тем спортсменам, которые более убедительно выигрывают у основных зарубежных соперников. И это логично.

- Предшественники основным критерием для попадания в команду считали победу на чемпионате России.

- Тогда и вы могли быть главным тренером сборной: брали бы на первенство мира чемпионов России - и всех-то делов. Внутренние соревнования позволяют мне выделить ядро, элиту в каждой весовой категории. Затем их нужно проверять в международных турнирах. При этом желательно, чтобы кандидаты в сборную почаще встречались с основными зарубежными соперниками. Только так я смогу увидеть их реальное физическое, техническое и психологическое состояние. Так, в этом году на чемпионате России в весовой категории до 66 кг Сергей Кунтарев из Кургана не попал в "шестерку". Но мы на него обратили внимание, привлекли на сборы и отправили на турнир в Венгрию. Что вы думаете? Он победил корейца, японца, венгра, а в финале выиграл у двукратного чемпиона мира Михаила Манукяна из Казахстана. А не дали бы ему шанс - так бы и не узнали о психологических резервах. Это, конечно, не значит, что Кунтарева прямо сейчас можно заявлять на чемпионат мира - и он возьмет золото. Но у парня есть задатки, с ним нужно работать.

- Когда определяли команду на чемпионат Европы, испытали сильное давление?

- На удивление все прошло гладко. Но это у меня метод такой: убеждать не только словами, но и конкретными фактами. Во время тренировок подзываю личного тренера: посмотрите, как он плохо стоит от наката, обратите внимание, опять пропустил вперед. Нужно быть реалистами: тот негатив, который проявляется у борца на тренировках, во время соревнований только усилится. А главный тренер тем более никогда не должен поддаваться иллюзиям.

- Вы, кстати, пришли один или с командой единомышленников?

- Первый помощник - олимпийский чемпион Мнацакан Искандарян, который возглавляет юниорскую сборную. Костяк также составляют опытные Рустем Казаков и Георгий Вершинин. Стараемся привлекать в сборную тренеров из регионов. В команде сейчас работают тренер Юрия Патрикеева Игорь Иванов из Краснодара, Александр Тараканов из Мордовии, наставник Вартереса Самургашева Сергей Забейворота, Григорий Давидян из Петербурга, Николай Иньков, вместе с которым мы отвечаем за тяжелую весовую категорию. Все они профессионалы. И, как мне кажется, ранее недооцененные. На чемпионате Европы я дал им инициативу - и приятно удивился, с какой самоотдачей они работали!.. Раньше на тренерские ставки часто брали бывших атлетов - чемпионов мира, Олимпийских игр... Однако я в принципе против искусственных "специалистов". Они ведь не тренеры, а урокодатели, демонстраторы техники. А я всегда ценил тех, кто действительно работает, тренирует.

- Как по прошествии некоторого времени вы оцениваете итоги чемпионата Европы?

- Если судить по цифрам - в семи весовых категориях пять финалов и три золота, - вроде бы неплохо. Но если рассматривать итоги сквозь призму предстоящего осенью в Москве чемпионата мира, обольщаться не стоит. Потому что соперники приедут значительно более серьезные. Это победители чемпионата мира прошлого года в командах - кубинцы, корейцы, - иранцы в отдельных весовых категориях и, конечно же, американцы. К счастью, у нас есть еще пять месяцев, чтобы исправить ошибки и недостатки, которые увидели на чемпионате Европы.

- Какие задачи поставили себе на домашний чемпионат мира?

- Главное - победить в командном зачете. Это важно, чтобы возродить в спортсменах и тренерах веру: наша борьба - лучшая в мире.

- Вы сами в этом не сомневаетесь?

- Не сомневаюсь, конечно. Но при этом всегда к результатам, которые показывали мои команды, относился очень осторожно. Убеждал сам себя: повезло, стечение обстоятельств, просто так получилось. Стихи даже на эту тему написал:

Чтоб вырваться из плена догм и представлений, Не верь, что будто бы в борьбе секретов нет, Не отрицая опыт старших поколений, Пытайся свой изобрести велосипед.Но дело это не для самовыраженья И не желания кому-то что-то доказать, А лишь с единой мыслью - вникнуть в суть явленья И постараться Бога за бороду взять.Не дай себе победой долго наслаждатьсяИ, отгоняя мысль, что ты уже сильнее всех, Всегда будь в поиске, в тревоге, сомневайся - Тогда, возможно, снова повторишь успех.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости