Легкая атлетика. Кесарево и богово
Решение об изменении в регламенте престижной и коммерчески успешной Золотой лиги, объявленное на нынешней неделе в штаб-квартире ИААФ (Международной любительской федерации легкой атлетики) в Монте-Карло, осталось незамеченным. Однако оно может иметь непредсказуемые последствия. Начиная с сезона 2001 года 14 видов легкой атлетики, входящих в программу каждого из семи турниров Золотой лиги, будут разделены на две категории -- "премьерную" и "классическую". И хотя на слух оба названия кажутся весьма статусными, разделение видов не является условным. Теперь за выигрыш на каждом из этапов спортсмены будут получать слишком разные суммы призовых.
Банковские счета представителей дисциплин, попавших в "премьерную" категорию Золотой лиги, -- мужчин, специализирующихся в беге на 100, 800, 1500 (или милю), 3000 (или 5000) м, и женщин, желающих соревноваться на 100, 800, 3000 (или 5000) м, -- после победного финиша пополнятся 15 000 евро (13 350 долларов).
Дисциплин, которые включили в "классическую" категорию, также семь: 110 м с барьерами, 3000 м с препятствиями, прыжки в длину и метание копья -- у мужчин, 1500 м (или миля), 400 м с барьерами и прыжки в высоту -- у женщин. За каждое присутствие на верхней ступени пьедестала Золотой лиги они получат от организаторов в два раза меньше -- по 7500 евро (6675 долларов).
Неизменным останется только знаменитый джекпот Золотой лиги: независимо от категории, в которой соревнуются ("премьерной" или "классической"), 50 кг чистого золота поделят атлеты, одержавшие на этапах не менее пяти побед.
В распространенном ИААФ заявлении утверждается, что "на разделение легкоатлетических дисциплин организаторы этапов Золотой лиги пошли, исходя из своего представления о привлекательности этих дисциплин для зрителей, которые приходят на стадион, телевидения и спонсоров". "Это так, -- говорит спикер ИААФ Джорджо Райнери. -- Но Международная федерация равно ценит все дисциплины. Это доказывает и то, что мы отстояли принцип дележки суперприза".
Дискриминация по непонятно какому признаку оказалась неожиданной и вызвала в легкоатлетическом мире скорее отрицательную реакцию -- хотя никто из звезд "классической" категории от участия в Золотой лиге пока официально не отказался. Вслед за волейболом, футболом и многими другими видами спорта легкая атлетика из собственно спорта превращается в бизнес, существующий по законам шоу.
На недавнем семинаре "Телевидение и маркетинг", который прошел в Московском региональном центре развития легкой атлетики ИААФ, профессор Гельмут Дигель, отвечающий в Международной федерации за все контакты и контракты с TV, говорил: "Телевидение и спонсоры давят на нас, настаивая на сокращении программы соревнований. Под угрозой полного исчезновения сейчас находятся, например, почти все метания -- молота, копья, диска, причем и мужские, и женские; или прыжки с шестом, где соревнования проходят очень долго. Мы всеми силами стараемся не допустить этого, предложить какой-то компромисс, но..."
"Основную задачу, которая сегодня стоит перед ИААФ, сформулировал Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики и вице-президент Европейской, -- продолжает Дигель. -- Он сказал: "Если мы хотим защитить свой вид спорта, то должны защищать его весь, а не отдельные дисциплины". Однако, например, когда хотим заполучить новых спонсоров и приходим на переговоры, показываем им клипы, где много спринтерского бега и совсем нет метаний. Это неправильно, но мы вынуждены таким образом хитрить".
Между тем определить "более популярные и интересные дисциплины легкой атлетики" на самом деле не так просто. Тот же Дигель удивлялся, рассказывая: на Олимпийских играх в Сиднее посмотреть утренние квалификационные соревнования в метании молота у женщин пришли на стадион 80 тысяч человек! И никто, уверен, не возьмется утверждать, за каким забегом ему интереснее наблюдать: на 800 м с участием Светланы Мастерковой или на 400 м с барьерами, где блистает Ирина Привалова.
По словам Валентина Балахничева, одного из главных сторонников сохранения легкой атлетики в ее классическом варианте, "безусловно есть дисциплины более и менее яркие, и не только в легкой атлетике. Но санкционированное ИААФ внутриведомственное разделение я не приветствую. Это решение принято в угоду телевизионщикам и совершенно точно не пойдет легкой атлетике на пользу".
"Следующий шаг-уступка на этом пути может привести даже к сокращению программы чемпионата мира и Олимпийских игр -- с 46 видов, например, до 20", -- мрачно прогнозирует Балахничев.