3 мин.

Романцев или Газзаев?

Публикацией «Тренерская революция» я начал на Sports.ru серию материалов из «футбола моего детства» с погружением в современный этап развития самой популярной игры на планете.

Сегодняшний текст - размышление по мотивам главного отечественного тренерского противостояния девяностых - нулевых.

Сразу оговорюсь, что я не являюсь профессиональным экспертом, футболистом или тренером. Здесь я лишь делюсь своим видением без претензий на его аксиоматичность.

Итак: Романцев или Газзаев? Для меня ответ очевиден, но обо всём по порядку.

Защитник Спартака и сборной СССР Олег Романцев стартовал в качестве тренера команды элитного дивизиона ещё в могучем чемпионате СССР.

Высшая лига советского футбола - один из ведущих чемпионатов Европы. 15 союзных республик - уникальное территориальное, культурное и спортивное пространство, объединившее разные самобытности, создав условия для ни чем не ограниченного развития.

Футбол не стал исключением. Нынешние Армения, Беларусь, Грузия, Литва, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина и ещё семь сегодняшних государств играли единый союзный чемпионат в нескольких лигах.

Родившиеся в начале 80-х и ранее прекрасно помнят насколько мощными и самобытными одновременно были: Динамо из Тбилиси и Минска, Днепр из Днепропетровска, Арарат из Еревана, Жальгирис из Каунаса, Пахтокор из Ташкента.

Вершиной этого великолепия были: киевское Динамо, их московские одноклубники и столичный же Спартак (ЦСКА в 80-е балансировал между высшей и первой союзными лигами, хотя и выйграл последний чемпионат Союза).

Олег Романцев возглавил московский Спартак перед началом первенства СССР 1989 года (тогда союзное первенство проводилось по системе весна-осень). До прихода главным в народную команду Олег Иванович возглавлял Спартак из Орджоникидзе, выступавший в первой (второй по силе) лиге союзного первенства.

Результат Романцева в первом же сезоне мощнейщего европейского чемпионата оказался ошеломляющим - победа. Молодой тренер сходу громко заявил о себе.

В том же 1989 году Валерий Георгиевич Газзаев, сменивший Романцева на посту главного тренера Спартака из Орджоникидзе, занял со своей командой 17-е место в первой союзной лиге.

Романцев со Спартаком, ещё до распада Советского Союза, показал в Кубке Европейских Чемпионов (сегодняшняя Лига Чемпионов) результат и по сей день не достижимый для российских клубов - полуфинал, обыграв в двухматчевых противостояния мадридский Реал и Наполи Великого Марадонны.

В постсоветское время успех Романцева смог повторить только гениальный Валерий Лобановский с киевским Динамо Реброва и Шевченко.

Распад СССР больно ударил и по футболу. Сегодня уже не гремят, как раньше, ни минское с тбилисским Динамо, ни Жальгирис, ни Арарат, ни Днепр. Многие самобытные советские команды ушли в небытие.

В это тяжёлое время Романцев сумел собрать под знамёна Спартака лучший состав, который доминировал на внутренней арене все 90-е годы.

Сбросить Спартак с вершины российского футбола в это десятилетие смог только Газзаев со своей Аланией в 1995 году.

На европейской клубной арене в те годы почти в одиночку (помогали Локомотив, Ротор, иногда ЦСКА, Динамо) тащил, естественно, Спартак.

Чего стоит только рекорд, который нельзя превзойти, можно только повторить. В 1995 году романцевский Спартак выйграл все 6 матчей группового этапа Лиги Чемпионов.

В нулевых Газзаев, конечно же приблизился к тренерскому величию Романцева, первым и единственным пока из российских тренеров выигравший кубок УЕФА, повторив с ЦСКА успех Алании, но так и не сместил Олега Ивановича с пьедестала главного тренера постсоветской России.

Романцев для меня это - стеночки и забегания, футбольная эстетика, Газзаев - атлетизм и прагматизм. Газзаев - сюжет из «Футбольного обозрения» об изнурительной работе в бассейне над ОФП на сборах ЦСКА, Романцев - болдинская осень Спартака 1995 г. устами Перетурина. Газзаев ассоциируется с Шемберасом, Рахимичем и Половым, а Романцев - с Цымбаларём и Карпиным, Тихоновым и Титовым.

Для себя я выбрал красоту