15 мин.

10 самых громких обменов в НХЛ с участием россиян

10 – Олег Твердовский из «Анахайма» в «Виннипег», 7 февраля 1996-го

Твердовский, Чед Килгер, третий выбор на драфте (Пер-Антон Лундстрем) – Теему Селянне, Марк Шуинар, четвертый выбор на драфте (Ким Стол)

Причина: деньги

Как вышло: тройка Селянне – Жамнов – Ткачак проводила роскошный сезон, набрав к середине зимы около 180 очков. Американец, заключив новое выгодное соглашение, раскрепостился и забивал через игру, россиянин доказывал, что 30 шайб в укороченном из-за локаута чемпионате-1994/95 не были случайностью, а залечивший травмы финн просто наслаждался хоккеем. Один – технарь с глазами на затылке и светлой головой, другой – снайпер с быстрыми, как ветер, ногами и руками, третий – богатырь, которого было не удержать на пятаке. Звено мечты, не иначе, но за такую роскошь приходилось платить.

Новые владельцы «Виннипега» уже знали, что команда в скором времени переедет в другой город, и ее платежку нужно было подчистить. У Ткачака был свежеподписанный контракт, Жамнов летом становился ограниченно свободным агентом, что отпугивало покупателей, и выбор пал на Селянне. «Джетс» получили двух суперталантливых проспектов – лучшего нападающего драфта-1995 Чеда Килгера и защитника Олега Твердовского, 2-й номер драфта-1994.

Что вышло: «За пару недель до обмена мне звонили из руководства «Джетс» и просили не переживать из-за слухов о расставании со мной, Ткачаком или Жамновым. Сказали, что на меня рассчитывают в Финиксе, как на будущую звезду команды, поэтому трейд поначалу шокировал», – делился переживаниями Теему. Жалеть об уходе из «Виннипега» ему не пришлось. Связка Селянне – Кария, образовавшаяся в «Анахайме» – один из символов хоккея НХЛ 90-х – начала 2000-х, и именно с «утками» финн выиграл чемпионский перстень. Твердовский наберется в «Финиксе» опыта и уверенности, а затем вернется в «Дакс». Килгер остался звездой только на бумаге. После перехода в «Койотс» его обменяют трижды в течение четырех лет, а за свою карьеру он ни разу не забьет больше 15 голов.

9 – Алексей Ковалев из «Рейнджерс» в «Питтсбург», 25 ноября 1998-го

Ковалев, Харри Йорк – Петер Недвед, Крис Тэймер, Шон Пронгер

Причина: слабая игра Ковалева

Как вышло: «рейнджеры» так и не дождались от техничного нападающего того, на что рассчитывали (читать, голов и стабильности), да и самому Ковалеву после ухода Майка Кинэна в «Блюз» в Нью-Йорке стало неуютно. Сначала он не ужился с тренером Колином Кэмпбеллом, с которым ругался еще в фарм-клубе, а на старте сезона-1998/1999 хоккеист не забивал 12 матчей подряд. «Рейнджерс» и «Питтсбург» обсуждали вариант с трейдом Ковалева на Недведа на протяжении долгих месяцев, но осенние проблемы одних с набиранием очков, а других с деньгами ускорили переговоры. Забавно, что россиянин мог быть обменян на чеха еще в 1994-м, когда Петр играл за «Ванкувер», но тогда стороны не смогли договориться.

«Не уверен, что Ковалев понимает суть игры в хоккей. Это, прежде всего, голы. Не важно, сколько раз болельщики вскочат со своих мест от восхищения, и скольких соперников ты обведешь. Если нет голов, все это впустую», – проводил нападающего в «Питтсбург» менеджер «рейнджеров» Нил Смит. Первый матч в новой команде Алексей проводил против бывших одноклубников. Он не забил, но организовал обе шайбы «пингвинов».

Что вышло: «Пингвинс» не проиграл бы в сделке в любом случае, как бы не сложилась судьба Ковалева. Недвед бастовал и играть в команде Ягра не собирался. Денег на дорогостоящего чеха у команды не было, так что толку с него было, как от козла молока. Именно в Питтсбурге тольяттинец стал «Мистером Хет-триком» и «Командором», скорешился с Лангом и Стракой, которые помогли ему установить рекорды результативности, и станцевал знаменитую лунную походку. Недвед в «Рейнджерс» не провел ни одного матча в плей-офф. Какие еще могут быть комментарии.

8 – Вячеслав Козлов из «Детройта» в «Баффало», 1 июля 2001-го

Козлов, первый и третий (Джим Слэйтер) выборы на драфте – Доминик Гашек

Причина: амбиции «Детройта»

Фото: Fotobank/Getty Images/Allsport/Elsa Hasch

Как вышло: россиянин, будь его воля, играл бы в «Ред Уингс» до конца карьеры, но его команда, быстро вылетев в плей-офф, решила обновить состав. Доступными тем летом становились Бретт Халл, Гашек и Робитайл, если что. Именно чех стал первым приобретением «Детройта» в межсезонье. Главная звезда «Сэйбрс» не скрывала желания выиграть Кубок Стэнли на старости лет, а удержать его в Баффало можно было только большими деньгами. «Клинки» платить вратарю 9 миллионов в год не могли, поэтому из трех зол – обмен, тяжелый, способный подорвать бюджет клуба, контракт с ветераном и выпуск Гашека на рынок свободных агентов – выбрали наименьшее. «Нам жалко расставаться с нашими молодыми игроками, но когда свободным становится такой игрок, нельзя не рискнуть», – прокомментировал сделку джиэм «Ред Уингс» Кен Холланд.

Что вышло: «Детройту» будет сложно выиграть Кубок Стэнли и с Гашеком, и с остальными звездами. В команде столько классных нападающих, все хотят забивать, а шайба то одна», – чуть поостыв от обмена, говорил Козлов. «В «Детройте» у Славы было мало игрового времени, но мы надеемся, он сможет проявить себя у нас. 20-30 шайб от него было бы достаточно», – продолжал Линди Рафф. В итоге, не сбылись оба прогноза. «Ред Уингс» чуть пошатало в середине сезона и в начале плей-офф, но титул от Гашека и К не ушел. Козлов в оборонительном «Баффало» ожидаемо не задержался. Он конфликтовал с тренером, требовал обмена и спустя год его добился.

7 – Сергей Зубов из «Рейнджерс» в «Питтсбург», 31 августа 1995-го

Зубов, Петр Недвед – Люк Робитайл, Ульф Самуэльссон

Причина: глупость генерального менеджера и тренера «Рейнджерс»

Как вышло: в плей-офф-1995 «рейнджеры» были раздавлены могучим легионом «Филадельфии», что навело руководство клуба на мысли об укреплении состава. Критиковали многих, но особенно досталось Зубову, который хоть и стал третьим бомбардиром команды в чемпионате, но не устраивал тренера Колина Кэмпбелла. Он называл игру защитника слишком мягкой и рискованной, настаивая на приобретении пусть и более простого, но мускулистого парня. Попытки расстаться с Зубовым велись «Рейнджерс» давно. Его предлагали «Джетс» в качестве компенсации за Селянне, «Нордикс» – за Майка Риччи, но всякий раз что-то срывалось.

В конце августа покупатель на россиянина нашелся. Менеджер «Питтсбурга» Крэйг Патрик, должно быть, не поверил глазам, когда за пакмувера в расцвете сил и молодого европейца с него взяли лишь незаигравшего на Востоке Люка Робитайла и шведа Самуэльссона, хоккеиста специфичного, но все же однопланового. Немаловажно, что и Недвед, и Зубов были на контрактах, тогда как новички «Рейнджерс» оставались неподписанными. «Питтсбургу» пришлось бы их менять в любом случае – денег на повышение зарплат у клуба не было.

Что вышло: Робитайл в скором времени вернулся в «Кингс», а Самуэльссон никак не помог «Рейнджерс» в плей-офф-1996, в четвертьфинале которого команда пропустила 20 голов в пяти матчах с… «Питтсбургом». Но самое главное, ньюйоркцы упустили одного из самых талантливых защитников лиги 90-х. Такую ошибку позднее совершат «пингвины», которые обменяют неужившегося в одной берлоге с Лемье Зубова в «Даллас».

6 – Алексей Жамнов из «Финикса» в «Чикаго», 16 августа 1996-го

Жамнов, Крэйг Миллс – Джереми Реник, первый выбор на драфте (Тай Джонс)

Причина: жадность Билли Уирца

Фото: Fotobank/Getty Images/Rick Stewart

Как вышло: о владельце «Чикаго», скряге Уирце ходили разные легенды, но было сложно представить, что он пожалеет миллион-другой ведущему игроку клуба Ренику. Джереми, став лучшим снайпером «БлэкХокс» в регулярке-1995/96 и здорово выступив в плей-офф, рассчитывал на повышение зарплаты с 1,4 млн. до 4,5. Уирц не платил Челиосу с Белфором и трех, поэтому нападающий получил отказ. За Реником начал охоту «Айлендерс» – Милбери предлагал взамен Палффи и первый выбор на драфте – но, в итоге, Джереми поехал не в Нью-Йорк, а в Аризону. «Виннипег» был готов расстаться с Жамновым, просившим лишь три миллиона в год, и, прикрепив к своим звездам по пику и проспекту, стороны ударили по рукам.

Что вышло: если с обменом Селянне генменеджер «Джетс»/«Койотс» напортачил, то, заполучив Реника, он попал прямо в точку. Разозленный американец рвал на себе жилы, доказывая «Чикаго» неправоту их действий, а его связка с Китом Ткачаком пугала всех защитников лиги. Джереми не забивал по 50 шайб и не набирал под сотню очков, как в «БлэкХокс», но его команда стабильно попадала в плей-офф. У Жамнова все было не так однозначно. При нем за 8 лет чикагцы лишь дважды попадали в кубковую часть сезона, а сам центрфорвард так и не вышел на уровень очко за матч.

5 – Александр Могильный из «Баффало» в «Ванкувер», 8 июля 1995-го

Могильный, пятый выбор на драфте (Тодд Норман) – Майкл Пека, Майк Уилсон, первый выбор на драфте (Джей Макки)

Причина: деньги «Баффало»

Фото: Fotobank/Getty Images/Allsport/Rick Stewart

Как вышло: несмотря на травмы Хаверчука и ЛаФонтена, Могильный на пару с Гашеком дотащил «Баффало» до плей-офф-1995, став лучшим бомбардиром команды. Он не забивал по 70 голов, но оставался одним из самых ярких краев лиги, и речи о недовольстве игрой россиянина быть не могло. Другое дело – его контракт. Владельцы «Сэйбрс» не могли и не очень-то хотели тянуть на себе сразу группу высокооплачиваемых хоккеистов, поэтому с Фюром, Хаверчуком и Могильным было решено расстаться. Первого обменяли перед дедлайном, второго отпустили на вольные хлеба, а Александра в день драфта отдали «Ванкуверу», выручив силовика с задатками лидера Майка Пеку, перспективного защитника Уилсона и выбор в первом раунде.

Что вышло: Уилсон завершит карьеру, играя в Австрии и Норвегии, но с Пекой «Баффало» не ошибся. Энергичный форвард на следующий год после обмена станет капитаном команды, выиграет «Селке Трофи», а потом сыграет с ней в финале Кубка Стэнли. Пик «Кэнакс» на драфте превратится в солидного защитника Джея Макки, который долгие годы будет одной из опор спецбригад меньшинства «Сэйбрс». Немаловажно, что свой выбор «Баффало» потратил на вратаря Марти Бирона – еще одну знаковую фигуру в истории клуба. Процесс перестройки занял у ньюйоркцев всего пару лет. В 1998-м они играли в финале конференции, в 1999-м – в решающей серии Кубка Стэнли.

«Ванкувер» о таком мог только мечтать. Ставка Брайана Бурка на дуэт мечты Буре – Могильный провалилась. Из-за травм россиян они не провели вместе ни одного полного сезона, и, в конце концов, с обоими игроками расстались. В 2000-м Александр переходил в «Девилс» в статусе эдакого Криса Друри – мало забивал, часто лечился и много зарабатывал – но тот обмен помог ему обрести вторую молодость.

4 – Андрей Коваленко из «Колорадо» в «Монреаль», 6 декабря 1995-го

Коваленко, Мартин Ручински, Джоселин Тибо – Патрик Руа, Майк Кин

Причина: характер Руа

Как вышло: «И тут он попер на меня…» – наверное, так вспоминают в Монреале поступок великого вратаря, которого взбесило поражение от «Детройта» со счетом 1:12. После девятой пропущенной шайбы Руа, наконец-то, заменили, после чего он подошел к президенту клуба и заявил, что это был его последний матч за «Хабс». Патрика задело то, что главный тренер «Канадиенс» Марио Трамбле специально держал его на площадке, несмотря на то, что команда вчистую проигрывала. Голкипер был дисквалифицирован, а спустя несколько дней стало известно об обмене. Ключевым игроком сделки со стороны «Эвеланш» был молодой и перспективный вратарь Тибо, но большие надежды возлагались и на Коваленко, проводившего отличный сезон. До перехода в «Монреаль» он забил 11 голов и набрал 22 очка в 26 встречах.

Что вышло: «Колорадо» с приходом Руа вышел на совершенно новый уровень, и уже через полгода после обмена команда обмывала первую победу в Кубке Стэнли. Всего их будет две. Пригодился и кубковый боец Майк Кин, а вот «Монреаль» приобрел немногое. Коваленко запомнился тем, что забил последний гол в истории арены Forum, Тибо свой потенциал не реализовал, а универсал Ручински, несмотря на всю его старательность, суперзвездой не стал. ESPN называет этот трейд одним из худших в истории НХЛ.

3 – Павел Буре из «Ванкувера» во «Флориду», 17 января 1999-го

Буре, Бретт Хедикан, Брэд Ференс и третий выбор на драфте (Роберт Фрайд) – Эд Жовановски, Дэйв Ганье, Майк Браун, Кевин Уикс и первый выбор на драфте (Натан Смит)

Причина: перемен, хочу перемен

Фото: REUTERS/Colin Braley

Как вышло: темная история, которые обе стороны рассказывают по-своему. Источники в «Кэнакс» утверждали, что Буре не полюбил город, климат и хотел бы играть на Востоке; по словам Павла, все дело в менеджменте клуба, который относился к нему с недоверием. «Помощник генменеджера Джордж Макфи постоянно говорил мне, что я случайно забил 60 голов. Что потом я не забью и 30. А я отвечал: если вы не верите в меня, не подписывайте контракт. Обменяйте», – рассказывал позднее нападающий. Разговоры о трейде поднимались Буре чуть ли не после каждого сезона, но в «Ванкувере» его кормили завтраками. В какой-то момент терпение игрока лопнуло, и он начал забастовку, несмотря на действующий контракт. Брайану Бурку не оставалось ничего иного, как осуществить желание хоккеиста и отпустить его в другой клуб.

Что вышло: пожалуй, это был win-to-win обмен, в котором обе стороны остались в плюсе. Почему? «Флорида» приобрела самого яркого хоккеиста в своей истории, а «Ванкувер», получив за Буре защитника Эда Жовановски и нескольких ненужных игроков, свалился в аутсайдеры лиги. И это позволило ему задрафтовать братьев Сединов и ускорить процесс перестройки.

2 – Илья Ковальчук из «Атланты» в «Нью-Джерси», 4 февраля 2010-го

Ковальчук, Анси Салмела и выбор во втором раунде драфта (Джон Меррилл) – Джонни Одуя, Никлас Бергфорс, Патрис Кормье, первый и второй выборы на драфте.

Причина: новые жизненные ориентиры Ковальчука

Как вышло: после двух побед на чемпионатах мира Ковальчук понял, что пришла пора ставить новые цели (Кубок Стэнли, например), и «Атланта» не та команда, с которой их можно достичь. Отклонив стомиллионное предложение от Дона Уоделла, россиянин недвузначно намекнул, что собирается сменить клуб, и «Трэшерс» пришлось вставать за прилавок. Интерес к Ковальчуку проявляли «Айлендерс», «Лос-Анджелес», «Рейнджерс» и «Бостон», журналисты видели его в «Вашингтоне» рядом с Овечкиным, болельщики в «Детройте» рядом с Дацюком. Расторопнее всех оказался Лу Ламорелло и «Нью-Джерси».

Что вышло: с Ковальчуком «дьяволы» провалили плей-офф, который должны были выигрывать, но в 2012-м дошли до финала Кубка Стэнли, чего с ними не случалось 9 лет. Длинный контракт Ильи и все сложности, связанные с его зарплатой, не позволяют оценить сделку прямо сейчас, но трейд уж точно пошел на пользу самому игроку. Ковальчук-2010 и Ковальчук-2013 это небо и земля. Две сотни аргументов, убеждайте, сколько хотите.

А что «Атланта». Одуя вскоре был обменян на второй и третий пики драфта, талантливый Бергфорс уже пару лет колесит по российским городам, Кормье разочаровывает, а первый-второй пики принесли команде Дастина Бафлина. Не густо, а?

1 – Алексей Яшин из «Оттавы» в «Айлендерс», 23 июня 2001-го

Яшин – Здено Хара, Билл Макколт, первый выбор на драфте (Джейсон Спецца)

Причина: синдром Михаила Анисина

Фото: REUTERS/Ray Stubblebine

Как вышло: не будем вдаваться в подробности взаимоотношений Яшина и «Оттавы», а отметим два самых главных момента. А) Нападающий считал, что ему недоплачивают; б) у него был действующий контракт, по окончании которого он мог требовать все, что считал разумным. Вместо этого россиянин попросил обмена, после чего начал бастовать. Просидев год вне игры, хоккеист отыграл положенный по контракту сезон, но о продолжении сотрудничества с «Сенаторс» речи быть не могло. Еще осенью интерес к Яшину проявляли в Чикаго, где были готовы расстаться с Дазе и Маккэйбом, New York Post пускал слухи о возможности перехода россиянина в «Девилс», которые не жалели Элиаша, Холика и Сурея. В итоге, он отправился к «Айлендерс», отдавших за центрфорварда выбор в первом раунде драфта, малоизвестного тогда великана Хару и бойца из третьего звена Макколта. «Репутация Яшина? Да у Матери Терезы в Оттаве была бы плохая репутация», – заявил генменеджер «островитян» Майк Милбери.

Что вышло: «Оттава» потери в своем отряде будто бы не заметила. В команде Жака Мартена было кому играть и забивать и в отсутствии Яшина – Альфредссон, Госса, Бонк, Гавлат, Фишер и так далее. Приобретение Хары, который стал быстрее прогрессировать, помогло «сенаторам» избавиться от ярлыка некубковой дружины. В 2003-м канадцы дошли до финала конференции, а в 2007-м, когда окреп Спецца, сыграли в финале Кубка Стэнли.

А «Айлендерс»… Можно сколь угодно долго ругать Милбери за обмен Спеццы и Хары, ненавидеть контракт Яшина и то, что «островитяне» продолжают платить игроку деньги, которого давно нет в команде. Но все самые яркие моменты в истории ньюйоркцев за последние 15 лет связаны именно с ним. После расставания с Алексеем попадание в плей-офф остается для «Айлендерс» несбыточные мечтой.