6 мин.

Гарда и предубеждение. Когда «Катюше» вернут лицензию?

Публичная порка Лэнса Армстронга, который сделал для велоспорта, пожалуй, больше, чем любой чиновник. Мириада допинг-скандалов. Другие интриги-расследования, как яркий пример – отказ «Катюше», одной из лучших (если верить мировому рейтингу) команд Протура, в профи-лицензии... Некогда популярный вид спорта со стороны давно превратился в склочный, нервный и немного ирреальный мирок.

Но при ближайшем знакомстве с велосипедистами – тем более, в предрождественской, нарядной, светящейся от счастья курортной Гарде – понимаешь, что это не так. Далеко не так. Гонщики (или гонцы) – безумно открытые люди, стеснительные и вежливые. К ним моментально проникаешь уважением – вот победитель «Вуэльты» и «Джиро» Денис Меньшов признается, что неуютно чувствует себя в пиджаке и зовет знакомых журналистов домой, в Орел; вот Хоаким Родригес, которого на самом деле зовут Джоаким (спасибо за открытие коллеге Шумакову), останавливает командный автобус на полпути к праздничному ужину, покупает циклопическую пиццу и угощает всех, но при этом категорически не ест сам («Диета!»); а еще он же, отчаянный болельщик «Барселоны», подсаживается к нам, группе журналистов из Москвы, и объясняет, почему считает Тито Виланову «превосходным тренером» и желает ему победить рак. Наконец, Петр Игнатенко, мой земляк из Омска, приехал на сбор в Тоскану на машине – представляете, 5 суток из Сибири до Италии за рулем!

В этих парнях определенно что-то есть.

Новогодние шары в Дезенцано

Невозмутия Гарда, отдыхающая от туристов зимой

Италия готовится к Рождеству

В окна почти везде лезут Санты

Театральная площадь Дезенцано

***

Кажется, в такой нервной обстановке, в которой оказалась «Катюша», тяжело скрывать негативные эмоции. По сути, команду лишили спокойного сезона. И до решения Спортивного арбитражного суда (который, по идее, должен рассмотреть апелляцию до конца января) придется жить, как на минном поле. Но руководство не отменило презентацию в историческом центре Брешии, не делало поспешных заявлений до официальной пресс-конференции и вело себя вполне пристойно.

Сама презентация, которую немного сбивчиво провели ведущие «России 2» Горбань и Кирильчева, прошла в традициях обязательного жанра. А вот пресс-конференция в зале инквизиции Палаццо делла Лоджия вызвала ажиотаж – приехали русские, итальянские и испанские журналисты.

Велоспорт в Европе, какие бы скандалы его не сотрясали, остается безумного популярным. В той же Италии профессиональных гонок проходит раз в 40-50 больше, чем в России. Велосипедисты спокойно ездят по магистралям, не прижимаясь в страхе к обочинам.

Великами интересуются даже собаки:

Холодной России до такой любви к велоспорту, понятное дело, далеко. Но единственная русская команда в Протуре – хоть какая-то возможность почувствовать себя причастным к большим гонкам. При всех за и против. И вот эту команду как-то уж слишком показательно «выкидывают» из Мирового тура, больше недели дают объяснения и делают вид, что все хорошо. Президент Международного союза (UCI) Пэт Макуэйд так вообще ни проронил ни слова – наоборот, долго уверял, что не знает истинных причин. Забавная ситуация – глава UCI, которому подконтрольна лицензионная комиссия, не в теме. Как метко подметила коллега, «настоящий Фурсенко от велоспорта».

Так почему же российскую команду лишили лицензии? Ликбез от генерального менеджера «Катюши», трехкратного олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова.

– Все причины, которые пришли в официальном ответе, забавны. Ну вот смотрите: 1) говорят, что с 2009 года в «Катюше» было 4 допинг-случая – хотя на самом деле три, потому что Александр Колобнев выиграл апелляцию в Спортивном арбитражном суде, 2) четыре человека в лицензионной комиссии почему-то уверены, что мы слишком мало внимания уделяем внутрикомандному допинг-контролю. Давайте смотреть – в других командах тоже были допинг-индиденты. Последний пример – дело Франка Шлека из Radioshack. На многих гонщиков заведено «дело Феррари» (нам его в причинах отказа не указали). Некоторые команды вообще еле-еле сводят концы с концами – где критерии лицензирования? Реформа в UCI назрела. В такой большой организации должны быть а) прозрачность системы, б) четкая вертикаль. Мы не хотим «воевать», а просто намерены отстаивать свои интересы в суде.

– Это проблема, что нам не дали лицензию, – вторит Хоаким Родригес. – Но у нас нет паники. Мы как работали, так и работаем. Только что вернулись со сбора в Тоскане. Я из «Катюши» никуда не собираюсь.

– Знаете, по большому счету – ничего не изменилось, – успокаивает Денис Меньшов. – Все равно у нас будут гонки, будут многодневки – важно не делать трагедии. У меня в карьере уже был похожий эпизод – в Geox не было лицензии, но ничего, сплотились. Нам, гонщикам, нет смысла лезть в политику. А чем-то другим я не могу объяснить последнее решение.

Реформы в велоспорте действительно напрашиваются. Очень странно слышать, как президент Международного союза, который долго и упорно покрывал Армстронга, публично заявляет, что «таким, как Лэнс, не место в велоспорте». Организация, которая лишилась почти всех крупных спонсоров, прогоняет из Протура одного из крупных игроков – «Итеру». Пожалуй, остается только прогнать телевидение. Ну, или сделать еще какой-нибудь недальновидный ход.

***

Говорить, что UCI – зло, глупо. В спорте хватает других международных федераций, которые живут в своей скорлупе и уверены: рекламодатели, спонсоры и ТВ потянутся к ним «просто так». Зачем что-то менять и меняться самим, когда можно играть тесной тусовкой в политику. Все действия UCI сегодня направлены не против «Катюши», которая живет на частные деньги, или России (странно искать везде заговоры), а против зрителей – именно они в следующем году могут не увидеть вторую команду и лучшего гонщика Протура по итогам прошлого сезона. Wild card, как известно, не раздают на все гонки – вот и австралийскую многодневку Tour Down Under, которой по традиции сильнейшие команды открывают сезон, «Катюша» пропустит. Элементарно не хватило мест.

Для России нынешняя ситуация, как уже писал Sports.ru, тоже грозит проблемами. Нашей сборной, возможно, придется забыть о приличном количестве гонщиков на ЧМ, потому что большинство из них выступает в «Катюше». У нас и так мало мест – и больше пока не предвидется. Всех этих проблем на самом деле можно было легко избежать – если бы международные союзы и ассоциации, поступившись сомнительным принципам, смотрели в будущее. Плевать на команды и спонсоров, которые еще готовы вкладывать деньги в гонки, странно.

В условиях рынка и бизнеса все должно быть прозрачно: бюджеты, количество допустимых допинг-случаев, зарплаты. Так живут самые успешные лиги. А пока лишь очевидно: «Катюша» причастна к допингу примерно так же, как и все остальные команды в велоспорте. Измерить в процентах «внутрикомандную работу с допингом» нереально.

Вся эта история еще больше драматизирует велоспорт, который заигрался в политике, пресловутом «очищении» и других эфемерных интригах. И упустил главное – зрителю хочется просто смотреть гонки. С участием сильнейших.

Верните, наконец, лицензию команде с не самой плохой репутацией. Или хотя бы объясните, по каким правилам велоспорт будет жить дальше.