8 мин.

Андрей Ватутин: «Войны с РФБ нет»

- Какие вопросы, помимо принятия поправок к договору, предлагаемых РФБ, обсуждались сегодня на совещании?

– Ну, прежде всего, я хочу поздравить команду из Владивостока с возвращением в баскетбольную элиту. Создавая ПБЛ год назад, мы объявили, что лига открыта на вход, и в течение сезона неоднократно те или иные клубы заявляли о желании войти в ПБЛ, но в конечном итоге только одна команда – «Спартак-Приморье» – предоставила определенный пакет документов. Губернатор прислал письмо, в котором гарантировал бюджет. Важно, что в городе строится большая арена, которая будет готова через год. Это сезон «Спартак» будет играть в старом зале, но через год к саммиту АТЭС будет построен новый дворец спорта, рассчитанный на 7 тысяч зрителей, в котором клуб и будет проводить домашние матчи. Были бы рады принять новых членов, но конкретизировала, вернее, монетизировала свои желания одна команда – «Спартак» из Владивостока.

Мне очень жаль, что с того момента, когда из ПБЛ был исключен баскетбольный клуб «Динамо», ничего не произошло. Никаких сигналов от бывших, будущих владельцев команды, ни от других лиц лига не получила. К сожалению, сложилась такая ситуация, что мы лишились этой команды. Я надеялся, что исключение послужит неким катализатором, чтобы ситуация разрешилась, но, как говорится, никто не постучал нам из «Динамо» насчет этого вопроса.

- Если «Спартак-Приморье» попадет в зону еврокубков, что с ним будет?

– Не готов сказать, потому что не знаю мнения ФИБА по этому вопросу. Проблема известна. Отмахнуться от нее нельзя. Но задачи надо решать по мере поступления. Если «Спартак» пройдет квалификацию, мы готовы в рамках своих полномочиях решать этот вопрос. Пока можно лишь поздравить команду с тем, что она вернулась в элиту…

- Расскажите о главной теме обсуждения.

– Обсуждался вопрос по взаимоотношениям с Российской федерацией баскетбола. Я очень рад, что сегодня на встрече присутствовал президент РФБ Александр Красненков. Мне кажется правильным и необходимым приглашать на все будущие заседания лиги руководителей Федерации. Вчера по инициативе министра спорта Виталия Мутко в министерстве состоялась представительная встреча – помимо министра и двух его заместителей Юрия Нагорных и Павла Колобкова в ней приняли участие я и господин Красненков. Я думаю, что такой высокий уровень обсуждения свидетельствует о большом внимании к баскетболу со стороны высших спортивных чиновников. Встреча получилась очень конструктивной. Мутко, который был одним из основателей ПБЛ, сказал, что высоко оценивает первый сезон лиги, который прошел без скандалов с большим спортивным интересом болельщиков. Самое важное, что мы выяснили из этой встречи – процитирую Мутко – что в России есть такое заблуждение, будто начальство лучше знает, как делать, как жить, как поступать. Вот я убежден, что нужно избавляется от этого расхожего мнения, что начальству виднее. Идея создания лиги была не в том, чтобы начальство решало за нас, а в том, чтобы члены лиги сами принимали решения, как жить. Разумеется, на легитимной, на договорной основе. И Мутко сказал, что у вас есть полемичные или конфронтационные моменты с федерацией, но никто за вас их решать не будет. Вам самим надо договариваться, садиться за стол переговоров, и я обеими руками за то, чтобы находить компромиссы по всем вопросам. Никакого давления вчера не было и быть не могло. Сегодня на заседании присутствовал замминистра спорта Колобков. Четко было дано понять то, ради чего мы туда и приходили: ребята, вы отвечаете за баскетбол, вы сами договариваетесь. На правовых условиях, естественно.

На заседании вопрос стоял достаточно просто: Федерация внесла свои предложения по новому договору, которые три недели были разосланы каждому клубу-члену ПБЛ. Они были вынесены на обсуждение. Клубы прислали свое мнение по поводу предложений Федерации. И голосование сегодня было по принципу «черно-белый вариант» – мы либо подтверждаем свое приверженность договору, который был заключен три года назад, либо мы от этого договора отказываемся и уходим на подписание договора с другими условиями. Многие позиции Федерация предлагала изменить, в частности, иметь больше власти, больше коммерческих прав, больше возможностей управлять лигой. Все восемь пунктов мы выложим на официальном сайте.

В результате голосования клубы высказались за сохранение статус-кво, за сохранение договора, который был заключен год назад. Убежден, что неправильно говорить, что кто-то победил, кто-то проиграл. Надо руководствоваться интересами здравого смысла и уважать позицию клубов. Также уважать и позицию Федерации. Думаю, что, конечно, нужно уходить от острой полемики, иметь больше конструктива. Приведу пример такого конструктива – когда мы обсуждали систему проведения чемпионата, клубы приняли решение играть матчи четвертьфиналов на до двух, а до трех побед. В результате этого – плюс совмещение с календарем ВТБ – чемпионат мог бы затянуться до середины июня. Я сказал, что нельзя забывать о том, что следующий год – Олимпийский. Мужская сборная России может отобраться напрямую, если выйдет в финал чемпионата Европы. А если нет, то в июне будет квалификационный турнир. В моем понимании, чем раньше завершится чемпионат России, тем больше у сборников времени на подготовку. Мы приняли решение не утверждать систему плей-офф чемпионата, а сделать это после того, как будет ясность по поводу того, как сможет сборная России пробиться на олимпийские игры. На мой взгляд, это один из примера компромисса и нормального диалогам между лигой и РФБ в интересах сборной России. Нет отдельных интересов лиги, Федерации. Должна быть общность интересов внутри баскетбольного пространства.

Есть вопрос, о котором мне трудно говорить, потому что я не являюсь тренером – это проведение молодежного чемпионата. Год назад ПБЛ решила провести свой молодежный чемпионат и провела его. Федерация предлагает вернуться к понятию фарм-клуба и обязать такие команды к участию в чемпионатах суперлиги или высшей лиги, которые проводит сама. С одной стороны, это влечет дополнительные расходы. С другой, первый чемпионат среди молодежных команд прошел нормально. Нужно учесть, что и юниорская команда заняла третье место на чемпионате мира. Мне кажется, что здесь можно подумать, хотя клубы проголосовали за старый договор, по которому чемпионат проводит ПБЛ. Здесь можно и нужно искать компромисс. Если Федерация приведет больше доводов, то к этому вопросу можно отдельно вернуться. У меня нет мнения, хотя клубы – 8 к 2 – выступили против этого.

- То есть единения в лиге нет?

– Я бы сказал, что есть. Если бы это было 6 на 4, то тогда можно было бы сказать, что единение лиги под вопросом. А так, если по договору голосуют 9 к 1, а по молодежному чемпионату – 8 к 2, то я считаю, что единение есть. То время, когда решения принимались единогласно, было не самым конструктивным. Хорошо, что есть обсуждение. Нет звонков сверху, нет вызовов наверх с приказом решить вот так. Клубы обсуждают это решение, голосуют и потом живут согласно своим же решениям. Хорошо, что нет такого единения – 10-0.

- При этом Александр Красненков не раз заявлял, что, если предложения не будут приняты, то он пойдет на расторжение договора. Вы готовы к этому, или встреча у Мутко что-то поменяла?

– Сегодня в своем выступлении на совете лиги Красненков не сказал ни слова о том, что договор может быть расторгнут. Был нормальный конструктивный диалог, о чем сказал господин Колобков. Никто не пытался обвинить кого-то или нагнуть. Есть решение совета лиги – мы придерживаемся того договора, который был заключен. Мы заключаем соглашение не с господином Черновым и не с господином Красненковым – мы заключаем его с РФБ. В моем понимании договор более чем легитимный. Что будет дальше, мне сложно судить. Заявления в средствах массовой информации – это одно, а конкретные действия – другое. Считаю, что надо договариваться.

- Зачем вообще нужен договор лиге, которую и так признал УЛЕБ?

– Есть определенное правовое поле для деятельности спортивных лиг. Кстати, договор, который сейчас существует, готовили юристы, имевшие отношение к заключению договора между РФС и РФПЛ, поэтому лиги могут существовать и функционировать только на основе договоренности с федерациями по виду спорта. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Нельзя находиться в подвешенном состоянии – мы, мол, проводим свой чемпионат, а что там федерация… Клубы и лига должны нести ответственность за развитие баскетбола в стране в целом. Не хочу говорить, что мы заплатили взнос ежегодный, и это все. Нет, нет и еще раз нет. В том числе должно касаться и вопроса календаря, о чем я сказал раньше, вопроса о легионерах (количество легионеров прописано в договоре, и в прошлом году многие клубы настаивали на отмене лимита – достаточно больших трудов мне стоило, чтобы этот лимит сохранить в интересах сборной России). Нам договариваться, чтобы нормально жить. Очень бы хотелось, чтобы те споры, которые у нас были, носили конструктивный характер.

- На этом переговоры с РФБ не заканчиваются?

– Сегодня обсуждался регламент будущего чемпионата, внесены определенные поправки, и, думаю, еще поправки будут вноситься. После этого, согласно тому договору с Федерацией, который существует, этот регламент отправляется на утверждение исполкомом РФБ. Вот в этой части с нашей стороны все юридические формальности будут выполнены. Что произойдет после того, как регламент будет подан в РФБ, я сказать не могу. Не являюсь ясновидящим. Давайте решать проблемы по мере их поступления. Очень важно, что совет ПБЛ это голосование клубов, а не работа отдельных менеджеров. Клубы высказались большинством голосов при всего одном «против» за сохранение договора. Мне кажется, это основополагающая вещь, что клубы высказываются, отстаивают его и придерживаются. Да, по ходу первого сезона были менеджерские ошибки. Я о них много говорил, и Мутко то же самое сказал. Но лига встает на ноги и развивается. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

- У РФБ много шансов добиться того, чего они хотят?

– Думаю, оценивать эту ситуацию с точки зрения наличия или отсутствия шансов не совсем правильно, потому что клубы ПБЛ высказали свое мнение по поводу предложений Федерации. Те предложения, которые были представлены, клубы в течение трех недель обсуждали, в демократичной обстановке и высказали свое мнение. Результат этого обсуждения – голосование. Мне кажется, у нас должна быть общая цель, неконфликтная – развитие баскетбола, особенно перед Олимпиадой. Федерация хотела получить контроль над ключевыми позициями. Я был, есть и останусь сторонником того, что Федерация должна заниматься одними вопросами, а профессиональные лиги должны заниматься вопросами другими. Есть европейская практика. Между ними должны быть нормальные договорные отношения, что есть в нашем случае. Не считаю тот договор, который существует, идеальным. Но он есть, он работает. Мы считаем, что по этому договору можно жить, можно работать и нормально играть. Лига получила самые высокие оценки и внутри страны и вне ее. Это не идеальная модель, но это та модель, которая может развиваться. Это самое важное. Мешать, наверное, не стоит.

- Как Красненков отреагировал на голосование?

– После этого Александр Викторович уехал с заседания ПБЛ. Его реакция мне не известна. Но у нас нормальный контакт. Не надо думать, что мы рвем друг другу рубашки. Нет войны, нет конфликта. Надо договариваться.